Cossack folklore of Orenburg region as a basis of additional educational program for develoing pupils’ spiritual and moral values

 
PIIS181570410019260-1-1
DOI10.54884/S181570410019260-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Deputy Director for Research Activities
Affiliation: Suzanovskaya Secondary School
Address: Russian Federation, Novosergievka, Orenburg Region
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages66-70
Abstract

The article is devoted to the creation of the additional general education program "Cultural and historical heritage of  Orenburg Cossacks (literary and song folklore)". Most of modern students show a low level of upbringing: weak ideas about secular ethics, culture of traditional religions, the meaning of morality. The changes that have taken place recently in our country have affected the weakening of attention to the patriotic, spiritual and moral education of the younger generation. For this reason, we have developed a program that is aimed at preserving the folklore traditions of the Orenburg Cossacks through the formation of spiritual and moral values among students during training sessions (electives).

Keywordsadditional general educational program, Orenburg Cossacks, spiritual values, folklore, students, Orenburg region
Received17.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters8951
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Народное словесное и песенное творчество оренбургского казачества традиционно исторически передавалось из поколения в поколение и изменялось в зависимости от изменений того или иного времени. Но в данный момент проблема состоит в том, что в основном результаты народного творчества оренбургского казачества не записываются и нигде не сохраняются [1].
2 В то же время изучение фольклора оренбургского казачества может быть весьма показательным и нести довольно объемную информацию об укладе жизни, о социальном строе, о традициях сословия и о многом другом, прежде всего для лиц, проживающих на земле уральских (яицких) казаков. Именно поэтому необходимо популяризировать изучение фольклора оренбургского казачества среди школьников Оренбургской области – для общего развития, для воспитания патриотического отношения к своему краю, к своему народу и к культуре [7, 8, 9].
3 Для сохранения казачьих фольклорных традиций оренбургских казаков нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Культурно-историческое наследие оренбургского казачества (литературно-песенный фольклор)», которая может быть реализована для школьников, проживающих в этом регионе. Мероприятия, отраженные в дополнительной программе, могут быть использованы как во время официальных уроков, так на факультативах.
4 При формировании программы учитывались следующие нормативные документы:
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [15],
  2. Концепция развития дополнительного образования детей [5],
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [12].
5 Исходными теоретическими позициями, которые явились основой для разработки программы, стали работы Г. К. Лапушинской и З. А. Каргиной, в которых определяются организация, условия работы с детьми и родителями в рамках дополнительной образовательной программы, приводится экспертиза (оценка) качества дополнительной образовательной программы [4, 6].
6 В ряде исследований казачий фольклор рассматривался в контексте формирования духовно-нравственных ценностей. К таким работам можно отнести статьи Н.А. Богданова «Сценическое воплощение казачьего песенного фольклора» [2], Д.Г. Верещагина «Казачий фольклор как средство приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям» [3], М.И. Резниковой «Педагогический потенциал казачьего фольклора в воспитании гражданских качеств личности» [13], Р.Х.Хажгалиевой «Казачий музыкальный фольклор как средство патриотического воспитания подростков» [17].
7 Анализ этих работ показал, что формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся средствами казачьего фольклора может быть эффективно при использовании соответствующего содержания образования, построенного на высокохудожественных образах народного творчества, с повышенной концентрацией гражданских составляющих. Казачий фольклор – культурологический феномен, содержащий систему гражданских ценностей, – может проецировать на личность гражданскую культуру в ярких, образных примерах, являясь имплицитным педагогическим механизмом формирования духовно-нравственных качеств личности.

views: 277

Readers community rating: votes 0

1. Avdeev P. I. Istoricheskaya zapiska ob Orenburgskom kazach'em vojske (prodolzhenie) // Orenburgskaya starina. – 2006. – № 2 (2). – S. 16-21.

2. Bogdanova N. A. Stsenicheskoe voploschenie kazach'ego pesennogo fol'klora // Vzaimodejstvie uchrezhdenij obrazovaniya i kul'tury v razvitii narodno-pevcheskogo ispolnitel'stva v regionakh Rossii: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Orel, 17–18 dekabrya 2020 goda. – Orel, 2021. – S. 58-61.

3. Vereschagin D. G. Kazachij fol'klor kak sredstvo priobscheniya doshkol'nikov k obschechelovecheskim tsennostyam // Nauchnoe i obrazovatel'noe prostranstvo: perspektivy razvitiya: sbornik materialov VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Cheboksary, 15 yanvarya 2018 goda / redkollegiya: O.N. Shirokov [i dr.]. – Cheboksary: Obschestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Tsentr nauchnogo sotrudnichestva "Interaktiv plyus", 2018. – S. 31-33.

4. Kargina Z. A. Tekhnologiya professional'no-obschestvennoj ehkspertizy (otsenki) kachestva programm vneurochnoj deyatel'nosti i dopolnitel'nykh obscheobrazovatel'nykh programm // Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. – 2015. – № 12-2. – S. 142-147.

5. Kontseptsiya razvitiya dopolnitel'nogo obrazovaniya detej (utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federatsii ot 4 sentyabrya 2014 g. № 1726-r)

6. Lapushinskaya G. K. Novyj poryadok raboty po dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym programmam // Narodnoe obrazovanie. – 2014. – № 6(1439). – S. 95-101.

7. Pakhar' V. V. Adaptatsiya proektov patrioticheskogo vospitaniya k usloviyam sovremennoj shkoly (na primere Novosergievskogo rajona Orenburgskoj oblasti) // Vysshee obrazovanie segodnya. – 2017. – № 4. – S. 52-54.

8. Pakhar' V. V. Organizatsiya sotsial'nogo turizma dlya detej i podrostkov s deviantnym povedeniem pri podderzhke pedagogiki Orenburgskogo kazachestva // Filosofiya obrazovaniya. – 2017. – № 2(71). – S. 156-165. – DOI 10.15372/PHE20170219.

9. Pakhar' V. V. Problema preodoleniya deviantnogo povedeniya u podrastayuschego pokoleniya s pomosch'yu sredstv narodnoj kazach'ej pedagogiki i tekhnologii sotsial'nogo turizma // Uchenye zapiski. Ehlektronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2017. – № 2(42). – S. 198-203.

10. Pesni kompozitorov-lyubitelej i narodnye pesni Orenburzh'ya: metod. rek. dlya studentov / sost. V. L. Khomenko. – Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. in-ta kul'tury, 1982. – 69 s.

11. Pesennoe narodnoe tvorchestvo Orenburzh'ya: metod. rek. dlya studentov / sost. V. JI. Khomenko. – Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. in-ta kul'tury, 1984. – 78 s.

12. Poryadok organizatsii i osuschestvleniya obrazovatel'noj deyatel'nosti po dopolnitel'nym obscheobrazovatel'nym programmam (utverzhden Prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 29 avgusta 2013 g. № 1008.

13. Reznikova M. I. Pedagogicheskij potentsial kazach'ego fol'klora v vospitanii grazhdanskikh kachestv lichnosti // Sovremennaya sistema obrazovaniya: opyt proshlogo, vzglyad v buduschee. – 2015. – № 4. – S. 163-167.

14. Strelyanov P. N. Kazach'ya pesnya v nachale XX veka (po materialam pesennoj ehkspeditsii A.M. Listopadova) // Stanitsa. – 2010. – № 1 (54). – S. 46-47.

15. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federatsii (red. ot 25.11.2013; s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2014) // Rossijskaya gazeta. – № 303. – 31.12.2012.

16. Fol'klornye prazdniki i narodnye pesni Orenburzh'ya: metod. rek. dlya studentov / sost. V. L. Khomenko. – Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. in-ta kul'tury, 1984. – 64 s.

17. Khazhgalieva R. Kh. Kazachij muzykal'nyj fol'klor kak sredstvo patrioticheskogo vospitaniya podrostkov // Teoreticheskie i prikladnye aspekty sovremennoj nauki. – 2015. – № 9-5. – S. 139-141.

Система Orphus

Loading...
Up