Казачий фольклор Оренбуржья как основа дополнительной общеобразовательной программы формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся

 
Код статьиS181570410019260-1-1
DOI10.54884/S181570410019260-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заместитель директора по научно-исследовательской деятельности
Аффилиация: Сузановская средняя общеобразовательная школа
Адрес: Российская Федерация, Оренбургская область, п. Новосергиевка
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы66-70
Аннотация

Статья посвящена созданию дополнительной общеобразовательной программы «Культурно-историческое наследие оренбургского казачества (литературно-песенный фольклор)». Сегодняшние учащиеся проявляют, в большинстве своём, низкий уровень воспитанности: слабые представления о светской этике, культуре традиционных религий, значении нравственности. Перемены последнего времени в нашей стране привели к ослаблению внимания к патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. По этой причине была разработана программа, которая направлена на сохранение фольклорных традиций оренбургского казачества с помощью формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся во время учебных занятий (факультативов).

Ключевые словадополнительная общеобразовательная программа, оренбургские казаки, духовные ценности, фольклор, обучающиеся, Оренбургская область
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов8951
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Народное словесное и песенное творчество оренбургского казачества традиционно исторически передавалось из поколения в поколение и изменялось в зависимости от изменений того или иного времени. Но в данный момент проблема состоит в том, что в основном результаты народного творчества оренбургского казачества не записываются и нигде не сохраняются [1].
2 В то же время изучение фольклора оренбургского казачества может быть весьма показательным и нести довольно объемную информацию об укладе жизни, о социальном строе, о традициях сословия и о многом другом, прежде всего для лиц, проживающих на земле уральских (яицких) казаков. Именно поэтому необходимо популяризировать изучение фольклора оренбургского казачества среди школьников Оренбургской области – для общего развития, для воспитания патриотического отношения к своему краю, к своему народу и к культуре [7, 8, 9].
3 Для сохранения казачьих фольклорных традиций оренбургских казаков нами была разработана дополнительная общеобразовательная программа «Культурно-историческое наследие оренбургского казачества (литературно-песенный фольклор)», которая может быть реализована для школьников, проживающих в этом регионе. Мероприятия, отраженные в дополнительной программе, могут быть использованы как во время официальных уроков, так на факультативах.
4 При формировании программы учитывались следующие нормативные документы:
  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [15],
  2. Концепция развития дополнительного образования детей [5],
  3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам [12].
5 Исходными теоретическими позициями, которые явились основой для разработки программы, стали работы Г. К. Лапушинской и З. А. Каргиной, в которых определяются организация, условия работы с детьми и родителями в рамках дополнительной образовательной программы, приводится экспертиза (оценка) качества дополнительной образовательной программы [4, 6].
6 В ряде исследований казачий фольклор рассматривался в контексте формирования духовно-нравственных ценностей. К таким работам можно отнести статьи Н.А. Богданова «Сценическое воплощение казачьего песенного фольклора» [2], Д.Г. Верещагина «Казачий фольклор как средство приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям» [3], М.И. Резниковой «Педагогический потенциал казачьего фольклора в воспитании гражданских качеств личности» [13], Р.Х.Хажгалиевой «Казачий музыкальный фольклор как средство патриотического воспитания подростков» [17].
7 Анализ этих работ показал, что формирование духовно-нравственных ценностей у обучающихся средствами казачьего фольклора может быть эффективно при использовании соответствующего содержания образования, построенного на высокохудожественных образах народного творчества, с повышенной концентрацией гражданских составляющих. Казачий фольклор – культурологический феномен, содержащий систему гражданских ценностей, – может проецировать на личность гражданскую культуру в ярких, образных примерах, являясь имплицитным педагогическим механизмом формирования духовно-нравственных качеств личности.

всего просмотров: 278

Оценка читателей: голосов 0

1. Авдеев П. И. Историческая записка об Оренбургском казачьем войске (продолжение) // Оренбургская старина. – 2006. – № 2 (2). – С. 16-21.

2. Богданова Н. А. Сценическое воплощение казачьего песенного фольклора // Взаимодействие учреждений образования и культуры в развитии народно-певческого исполнительства в регионах России: материалы Всероссийской научно-практической конференции, Орел, 17–18 декабря 2020 года. – Орел, 2021. – С. 58-61.

3. Верещагин Д. Г. Казачий фольклор как средство приобщения дошкольников к общечеловеческим ценностям // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 15 января 2018 года / редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью "Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", 2018. – С. 31-33.

4. Каргина З. А. Технология профессионально-общественной экспертизы (оценки) качества программ внеурочной деятельности и дополнительных общеобразовательных программ // Символ науки: международный научный журнал. – 2015. – № 12-2. – С. 142-147.

5. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

6. Лапушинская Г. К. Новый порядок работы по дополнительным общеобразовательным программам // Народное образование. – 2014. – № 6(1439). – С. 95-101.

7. Пахарь В. В. Адаптация проектов патриотического воспитания к условиям современной школы (на примере Новосергиевского района Оренбургской области) // Высшее образование сегодня. – 2017. – № 4. – С. 52-54.

8. Пахарь В. В. Организация социального туризма для детей и подростков с девиантным поведением при поддержке педагогики Оренбургского казачества // Философия образования. – 2017. – № 2(71). – С. 156-165. – DOI 10.15372/PHE20170219.

9. Пахарь В. В. Проблема преодоления девиантного поведения у подрастающего поколения с помощью средств народной казачьей педагогики и технологии социального туризма // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2017. – № 2(42). – С. 198-203.

10. Песни композиторов-любителей и народные песни Оренбуржья: метод. рек. для студентов / сост. В. Л. Хоменко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ин-та культуры, 1982. – 69 с.

11. Песенное народное творчество Оренбуржья: метод. рек. для студентов / сост. В. JI. Хоменко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ин-та культуры, 1984. – 78 с.

12. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008.

13. Резникова М. И. Педагогический потенциал казачьего фольклора в воспитании гражданских качеств личности // Современная система образования: опыт прошлого, взгляд в будущее. – 2015. – № 4. – С. 163-167.

14. Стрелянов П. Н. Казачья песня в начале XX века (по материалам песенной экспедиции А.М. Листопадова) // Станица. – 2010. – № 1 (54). – С. 46-47.

15. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета. – № 303. – 31.12.2012.

16. Фольклорные праздники и народные песни Оренбуржья: метод. рек. для студентов / сост. В. Л. Хоменко. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ин-та культуры, 1984. – 64 с.

17. Хажгалиева Р. Х. Казачий музыкальный фольклор как средство патриотического воспитания подростков // Теоретические и прикладные аспекты современной науки. – 2015. – № 9-5. – С. 139-141.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх