Государство и молодежь: проблема гражданского воспитания современной молодёжи и возможные пути ее решения

 
Код статьиS181570410019258-8-1
DOI10.54884/S181570410019258-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий кафедрой педагогики и психологии
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Должность: Аспирант кафедры педагогики и психологии
Аффилиация: Смоленский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Смоленск
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы51-58
Аннотация

В статье рассмотрены основные направления и формы реализации молодежной политики, закрепленные в Федеральном законе «О молодежной политике в Российской Федерации», с помощью которых государство активизирует молодежь в целях развития государства. Выдвинута и проиллюстрирована позиция о несостоятельности тезиса об аполитичности молодежи. Авторами сформулирован тезис о необходимости сотрудничества государства и подрастающего поколения. Отдельный акцент сделан на том, что государству необходимо привлекать подрастающее поколение для решения актуальных общественно-политических проблем для того, чтобы молодежь чувствовала свою сопричастность к их разрешению. В этой связи демонстрируется необходимость перехода к новым способам и формам работы с подрастающим поколением в связи со складывающейся в настоящее время социально-экономической ситуацией. С этой целью предложены способы формирования у подрастающего поколения ценностных ориентаций и воспитания гражданственности на примере Смоленских областных сборов творческой молодежи «Сокол», проводимых с 1989 года под руководством профессора Н.П. Сенченкова.

Ключевые словамолодежь, молодежная политика, гражданское воспитание, протестная активность, политическая активность, социальные сети
Получено17.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов21178
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Федеральный закон «О молодежной политике в Российской Федерации» [1] регулирует основные направления и формы реализации молодежной политики, закрепляет ключевые понятия, формы и принципы участия молодежи в общественно-политической деятельности. В закон введены такие понятия, как «молодежь», «молодая семья», «молодые специалисты», он определяет цели и основные направления молодежной политики путём включения духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания, волонтерства, развития института наставничеств, популяризации здорового образа жизни среди подрастающего поколения. Кроме того, на пять лет увеличены возрастные рамки «молодых» граждан. Теперь к молодежи относятся россияне в возрасте от 14 до 35 лет включительно. Это позволило не только увеличить численность молодых россиян, но и существенно расширить количество получателей мер государственной поддержки.
2 Важно подчеркнуть, что отныне государство концентрирует свое внимание на создании условий для самореализации молодежи, а именно – дает возможность применения молодыми людьми имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии.Особо важно, что согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона в нашей стране для молодежи гарантированно создаются условия для участия в политической, социально-экономической, спортивной и культурной жизни общества, а также проводится работа по выявлению, сопровождению и поддержке одаренной молодежи [1].
3 Особое внимание уделено формам участия молодежи в реализации молодежной политики. Статьей 7 Федерального закона предусмотрены следующие формы участия подрастающего поколения в реализации молодежной политики, в том числе с использованием цифровых технологий:
  • участие в деятельности консультативных, совещательных и иных органов, созданных при федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, а также при международных организациях;
  • организация, проведение и участие во всероссийских и международных молодежных форумах, форумах молодежи субъектов Российской Федерации, иных форумах, а также других мероприятиях в области молодежной политики;
  • проведение научно-аналитических исследований по вопросам молодежной политики;
  • подготовка и реализация молодежных инициатив, создание молодежных общественных объединений, формирование органов молодежного самоуправления при органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и их учредительными документами [1].
4 Под формами реализации молодежной политики законодатель понимает участие молодежи в работе совещательных органов (например, молодежных парламентов, молодежных форумов и площадок), в создании молодежных общественных объединений и, что важно, с предоставлением возможности реализации предложений инициативной молодежи. Иными словами, с помощью перечисленных выше инструментов на территории Российской Федерации предполагается активизация деятельности молодежи в целях достижения конкурентоспособности и устойчивого развития нашего государства.

всего просмотров: 254

Оценка читателей: голосов 0

1. Федеральный закон от 30.12.2020 № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372649/ (дата обращения: 08.02.2021).

2. Замарехин А.Н., Мироненко А.П., Тальцев А.Н., Алексашин И.С. Аполитичность современной молодежи // Молодой ученый. – 2016. №13 (117). – Режим доступа: https://moluch.ru/archive/117/32294/ (дата обращения: 08.02.2021).

3. Лаптев В.В., Морозова Г.В., Мюллер Д.Г. Отношение молодежи к политике, выборам и источникам политической информации (по итогам социологического исследования) // Вестник экономики, права и социологии: политологические науки. – 2018. – №4. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-molodezhi-k-politike-vyboram-i-istochnikam-politicheskoy-informatsii-po-itogam-sotsiologicheskogo-issledovaniya (дата обращения: 08.02.2021).

4. Сенченков Н.П. Личностно ориентированное воспитание старшеклассников в условиях профильного лагеря // Проблемы современного образования. – 2018. – №3. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostno-orientirovannoe-vospitanie-starsheklassnikov-v-usloviyah-profilnogo-lagerya (дата обращения: 08.02.2021).

5. Сенченков Н. П. Программа профильного лагеря «Сокол» как пример развития творческого потенциала современной молодежи / Н. П. Сенченков // Учитель и время. – 2017. – № 12. – С. 206-215.

6. Издательский дом «Коммерсантъ». – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4670663 (дата обращения: 08.02.2021).

7. Интернет-издание «The Insider». – Режим доступа: https://theins.ru/confession/187324 (дата обращения: 08.02.2021).

8. Общественно-политическое интернет-издание «Свободная пресса». – Режим доступа: https://svpressa.ru/politic/article/281184 (дата обращения: 08.02.2021).

Система Orphus

Загрузка...
Вверх