Principles and features of educational environments for the development of children

 
PIIS181570410019252-2-1
DOI10.54884/S181570410019252-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Vice-Rector for Development and Economics of Educational Projects
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages46-50
Abstract

The article is devoted to the disclosure of the theoretical foundations and methodological approaches to the consideration of the educational environment as a pedagogical system, the allocation of its leading principles and components, substantiation of the specifics of this phenomenon in relation to the conditions of a modern preschool educational organization. It is shown that there is a certain groundwork in the study of the specifics of the formation of the developing environment in preschool education: the conditions for organizing the subject-spatial environment, motivation and development of the subject, game and artistic activity of preschool children are considered. Particular emphasis in the article is placed on the reflection of the specifics of raising children in the new reality.

Keywordspreschool educational organization, child, new reality, educational environment
Received16.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters13536
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Образовательная среда — широко используемый в педагогике термин, описанный в контексте влияния на воспитание и обучение ребенка в дидактической системе М. Монтессори, культурно-исторической концепции Л.С. Выготского и других исследованиях. Сегодня образовательная среда рассматривается как важная структура социокультурной среды, обеспечивающая достижение целей и смыслов образования.
2 Применительно к условиям широкого спектра образовательных систем нами исследованы и проанализированы различные модели проектирования образовательных сред, к числу которых относится эколого-личностная модель (В. А. Ясвин), коммуникативная модель (В.В. Рубцов), психо-дидактическая модель (В. А. Орлов, В. В. Лебедев), антропологическая модель (В. И. Слободчиков), модель социокультурного взаимодействия (В. И. Слободчиков, С. В. Тарасов) и др.
3 Исследование опирается на работы, в которых описаны специфические способы организации воспитательной деятельности в системе дошкольного образования, к числу которых относятся: организация предметно-пространственной среды деятельности дошкольников (Л. В. Котенко и др.), духовно-нравственного воспитания детей на основе отечественных социокультурных традиций (О. Потаповская), пространства безопасного детства и здоровьесберегающего пространства ДОО (М. А. Погодаева и др.), экологического воспитания дошкольников (С. Н. Николаева и др.).
4 Особо отметим применительно к современному периоду развития ребенка актуальность исследований И. А. Ахвердовой, касающегося особенности формирования личности ребенка в педагогическом континууме жизнедеятельности, и С. А. Тращенковой «Проблемы развития межпоколенческих взаимоотношений в детско-взрослых семейных сообществах» [1, 7]. Существенными являются исследования развивающих возможностей образовательных сред. В этом аспекте дан развернутый анализ этой проблемы в работе академика РАО Н. В. Бордовской «Вызовы времени и новые модели образовательной развивающей среды» [3].
5 На основе анализа накопленного теоретического и практического опыта создания и функционирования образовательных сред нами вычленены методологические принципы их моделирования.
6 Принцип целостности и системности среды. В. А. Ясвин, Ю. С. Михайлов особо подчеркивают системный признак, выражающийся в комплексном целостном представлении социально-педагогических, функциональных, субъектно-личностных ориентаций среды. Н. В. Бордовская подчеркивает, что образовательная среда «определяется как та объективная реальность, в которой пребывает ребенок, посредством чего формируется его образ жизни» [3, с.4 ].
7 Основополагающее системное представление среды дано В. А. Ясвиным, который её рассматривает, как «систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [10, с. 19].

views: 258

Readers community rating: votes 0

1. Akhverdova O. A. Lichnostno-kharakterologicheskij kontinuum sovremennogo podrostka: dis. … d-ra psikhol. nauk: 19.00.01. – Stavropol', 1998. – 328 s.

2. Bartoshevich T.I. Sozdanie predmetno-prostranstvennoj sredy dlya poznavatel'no-issledovatel'skoj deyatel'nosti doshkol'nikov //Doshkol'noe obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya. – 2016. – № 2 (9). – S. 185.

3. Bordovskaya N. V. Vyzovy vremeni i novye modeli razvivayuschej obrazovatel'noj sredy // Chelovek i obrazovanie. – 2013. –№ 2 (35). – S.4.

4. Verbitskij A. A. Kontekstnyj podkhod k povysheniyu kachestva obrazovaniya v Rossii i SShA // Antropotsentricheskie nauki v obrazovanii : kol. monogr. – Voronezh: Izdatel'sko-poligraficheskij tsentr «Nauchnaya kniga», 2019. – S. 6-14.

5. Rebrova V. I. Modelirovanie proektno orientirovannoj sredy razvitiya rebenka v sovremennoj doshkol'noj obrazovatel'noj organizatsii // Chelovek i obrazovanie. – 2021. – № 1(66). – S. 140-144.

6. Tarasov S. V. Obrazovatel'naya sreda i razvitie shkol'nika. – SPb.: LOIRO, 2003. – S.4.

7. Traschenkova S. A. Detsko-vzroslye soobschestva v usloviyakh mnogoobraziya: printsipy i faktory razvitiya // Chelovek i obrazovanie. – 2018. – № 1(54). – S. 48-52.

8. Fel'dshtejn D. I. Glubinnye izmeneniya sovremennogo detstva i obuslovlennaya imi aktualizatsiya psikhologo-pedagogicheskikh problem razvitiya obrazovaniya // Psikhologo-pedagogicheskij poisk. – 2011. – № 19. – S. 7-14.

9. Shakirova E. V., Belkina V. N. Razvivayuschaya predmetno-prostranstvennaya sreda detskogo sada: soderzhanie i podkhody k organizatsii // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. – 2018. – № 3. – S. 40-45. – DOI 10.24411/1813-145X-2018-10065.

10. Yasvin V. A. Obrazovatel'naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu. – M.: Smysl, 2001. – S. 19.

Система Orphus

Loading...
Up