Формы распространения инноваций в школах России: практики и перспективы развития

 
Код статьиS181570410019244-3-1
DOI10.54884/S181570410019244-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Исполняющий обязанности директора
Аффилиация: Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы28-33
Аннотация

Статья посвящена характеристике основных форм распространения инноваций, созданных в школах России. Выявлено, что школы предпочитают использовать традиционные формы диссеминации инновационного опыта, которые не позволяют педагогам в полной мере освоить нововведение для его внедрения в практику. Освоению более современных форм препятствует их высокая ресурсоемкость,высокий уровень требований к степени готовности инновационного продукта, риск утраты педагогами авторских прав на новшества. Для преодоления этих препятствий перспективно расширение практики сетевого взаимодействия школ, научных учреждений и образовательных организаций, имеющих лицензии на реализацию программ дополнительного профессионального образования педагогов.

Ключевые словаинновации, управление образованием, инновационные площадки
Получено16.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов15912
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В современной России сформировался социальный запрос на новаторские дидактические и методические разработки, инновационные средства и методы обучения, содействующие повышению качества образования и достижению целевых ориентиров национального развития. За короткий срок (до 2030 года) отечественной системе образования предстоит войти в число десяти ведущих стран по качеству общего образования. В настоящее время, по данным международных сопоставительных исследований, страна находится по этому параметру далеко от лидерских позиций.
2 В ответ на этот вызов в педагогической практике инновации стали массовым явлением: «быть инновационным» стало своего рода модой. Всё, что в той или иной степени отличается от существующего, стало считаться инновационным, т.е. «новое» и «инновационное» как бы являются синонимами» [2, с. 127]. При этом аналитики отмечают, «что приумножающееся количество декларируемых инноваций в образовании не приводит к пропорциональной перестройке педагогической деятельности, а школьники не ощущают никаких видимых перемен в учебном процессе» [14, с. 13].
3 Для координации инновационной деятельности в сфере общего образования при Министерстве просвещения Российской Федерации и при региональных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы органы и структуры, ответственные за формирование и функционирование инновационной инфраструктуры. Организации, реализующие наиболее перспективные инновационные проекты и программы, получают статус федеральных (ФИП) и региональных (РИП) инновационных площадок.
4 Многие образовательные организации из числа ФИП и РИП имеют позитивный опыт практического воплощения продуктивных педагогических идей. Однако, как правило, этот новаторский опыт не получает масштабного распространения и не приводит к системным улучшениям.
5 Эксперты отмечают: «Деятельность инновационных площадок и внедрение продуктов их деятельности не всегда приводят к действительно качественным системным изменениям и результатам» [8], «идея диссеминации передового опыта должна стать центральной в деятельности РИП», «необходимо облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях» [11].
6 Поиск возможностей активизации форм распространения инноваций является актуальной проблемой [13]. Ещё в ХХ веке в работах В.Е. Гмурмана, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского и др. ставились и решались организационные и научно-методические вопросы внедрения в широкую педагогическую практику нововведений, созданных учеными в научных учреждениях или педагогических университетах. В логике интеграции педагогической науки и образовательной практики исследователи уделяли серьезное внимание разработкам учителей-новаторов, подчеркивали, что необходимо постоянно изучать передовой педагогический опыт, «проводить его глубокую и всестороннюю проверку, выявлять ценные начинания и инициативы, рекомендуя их для широкого распространения» [1, с. 378]. Новшества, рожденные в школах, традиционно «адресовались для проверки исследовательским учреждениям и вузам» [13, с. 5], функции которых заключались в научной апробации, подготовке материалов к внедрению, подготовке кадров, опытном внедрении, коррекции новшества [1, с. 371]. В отдельных регионах традиции такого взаимодействия и сегодня сохранились и поддерживаются. Работы отечественных исследователей [3, 6, 9, 12 и др.] показывают, что диссеминация передового педагогического опыта по различным каналам (информационным, коммуникационным, обучающим, экспертным) [9, с. 22] успешна при участии в этом процессе органов управления образованием или органов местного самоуправления с привлечением социальных институтов, традиционно решавших задачи популяризации и пропаганды, научного и методического сопровождения новшеств, – научных учреждений, педагогических университетов и организаций дополнительного профессионального образования.

всего просмотров: 258

Оценка читателей: голосов 0

1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. – М.: Педагогика, 1989. – 560 с.

2. Бордовский Г. А. Инновации в образовании как массовое явление // Инновационные процессы в профессиональном и высшем образовании и профессиональном самоопределении: кол. моногр. /авт.-сост. М.Н. Стриханов, Е.Н. Геворкян, Н.Д. Подуфалов. – М.: Экон-Информ, 2020. – С. 124-132.

3. Бриткевич М. С. Инновационный педагогический опыт как фактор профессионального совершенствования учителя в условиях системы повышения квалификации: дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. – ¬М., 2018. – 226 с.

4. Дидактическое моделирование инновационных образовательных практик / И.М. Осмоловская, Е.О. Иванова, М.В. Кларин, В.В. Сериков, Ю.Б. Алиев: моногр. – М.: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. – 226 с.

5. Елкина И. М. О новых дидактических концептах: ризомоподобное обучение // Философские науки. – 2016. – № 11. – С. 82-95.

6. Живикин В. Н. Инновационные процессы в управлении муниципальной системой образования: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. – Рязань, 2004. – 20 с.

7. Зеер Э. Ф. Проблемы реализации педагогических инноваций в образовании // Профессиональное образование и рынок труда. – 2014. – № 5. – С.2-5.

8. Информационная система сопровождения деятельности федеральных инновационных площадок [Электронный ресурс]. – URL: https://fip.expert/documents (дата обращения 05.12.2020).

9. Ким С. В. Концептуальные и технологические подходы по диссеминации педагогических инноваций ресурсами региональных систем сетевого взаимодействия специалистов по образованию // Научное мнение. – 2015. – № 12-2. – С. 18-26.

10. Наумов С. В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования : автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.08. – Н.Новгород, 2009. – 46 с.

11. О деятельности регионального координационного совета по вопросам формирования и функционирования объектов инновационной инфраструктуры в сфере образования в 2020 году: приказ департамента образования Белгородской области от 13.02.2020 № 336. Приложение 5: Методические рекомендации по организации деятельности региональных инновационных площадок Белгородской области // Белгородский институт развития образования. Научно-инновационная деятельность. [Электронный ресурс]. – URL: https://beliro.ru/deyatelnost/nauchnaya-deyatelnost/ (дата обращения 01.02.2021).

12. Писарева С.А., Тряпицына А.П. Повышение квалификации педагогов: возможности педагогического вуза в региональной системе образования // Образовательная панорама. – 2015. – № 2 (4). – С. 69-77.

13. Полонский В. М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. – 2007. – № 2. – С. 4-14.

14. Усольцев А. П., Антипова Е. П. Инновационная деятельность учителей – миф или реальность? // Образование и наука. – 2019. – Т. 21, № 5. – С. 9–41. – DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-9-42.

15. Muhammad Asrar-ul-Haq & Sadia Anwar (2016). A systematic review of knowledge management and knowledge sharing: Trends, issues, and challenges // Cogent Business & Management. – 2016. – Vol.3. – Issue 1. –1127744, DOI: 10.1080/23311975.2015.1127744.

16. Shem Sikombe, Maxwell A. Phiri (2019). Exploring tacit knowledge transfer and innovation capabilities within the buyer–supplier collaboration: a literature review // Cogent Business & Management. – 2019. – Vol. 6. – Issue 1. – 1683130, DOI: 10.1080/23311975.2019.1683130.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх