Forms of innovations spread in schools in Russia: practices and prospects of development

 
PIIS181570410019244-3-1
DOI10.54884/S181570410019244-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Acting director
Affiliation: Federal institute of digital transformation in education
Address: Russian Federation, St. Petersburg
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages28-33
Abstract

The article is devoted to the characteristics of the main forms of dissemination of innovations created in Russian schools. It has been revealed that schools prefer to use traditional forms of dissemination of innovative experience, which do not allow teachers to fully master the innovation for its implementation in practice. The development of more modern forms is hindered by their high resource intensity, high level of requirements for the degree of readiness of an innovative product, and the risk of teachers’ losing their copyright for innovations. To overcome these obstacles, it is promising to expand the practice of network interaction between schools, scientific institutions and educational organizations licensed for implementing programs of additional professional education for teachers.

Keywordsinnovation, education management, innovation hub
Received16.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters15912
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В современной России сформировался социальный запрос на новаторские дидактические и методические разработки, инновационные средства и методы обучения, содействующие повышению качества образования и достижению целевых ориентиров национального развития. За короткий срок (до 2030 года) отечественной системе образования предстоит войти в число десяти ведущих стран по качеству общего образования. В настоящее время, по данным международных сопоставительных исследований, страна находится по этому параметру далеко от лидерских позиций.
2 В ответ на этот вызов в педагогической практике инновации стали массовым явлением: «быть инновационным» стало своего рода модой. Всё, что в той или иной степени отличается от существующего, стало считаться инновационным, т.е. «новое» и «инновационное» как бы являются синонимами» [2, с. 127]. При этом аналитики отмечают, «что приумножающееся количество декларируемых инноваций в образовании не приводит к пропорциональной перестройке педагогической деятельности, а школьники не ощущают никаких видимых перемен в учебном процессе» [14, с. 13].
3 Для координации инновационной деятельности в сфере общего образования при Министерстве просвещения Российской Федерации и при региональных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации созданы органы и структуры, ответственные за формирование и функционирование инновационной инфраструктуры. Организации, реализующие наиболее перспективные инновационные проекты и программы, получают статус федеральных (ФИП) и региональных (РИП) инновационных площадок.
4 Многие образовательные организации из числа ФИП и РИП имеют позитивный опыт практического воплощения продуктивных педагогических идей. Однако, как правило, этот новаторский опыт не получает масштабного распространения и не приводит к системным улучшениям.
5 Эксперты отмечают: «Деятельность инновационных площадок и внедрение продуктов их деятельности не всегда приводят к действительно качественным системным изменениям и результатам» [8], «идея диссеминации передового опыта должна стать центральной в деятельности РИП», «необходимо облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях» [11].
6 Поиск возможностей активизации форм распространения инноваций является актуальной проблемой [13]. Ещё в ХХ веке в работах В.Е. Гмурмана, М.Н. Скаткина, Ю.К. Бабанского и др. ставились и решались организационные и научно-методические вопросы внедрения в широкую педагогическую практику нововведений, созданных учеными в научных учреждениях или педагогических университетах. В логике интеграции педагогической науки и образовательной практики исследователи уделяли серьезное внимание разработкам учителей-новаторов, подчеркивали, что необходимо постоянно изучать передовой педагогический опыт, «проводить его глубокую и всестороннюю проверку, выявлять ценные начинания и инициативы, рекомендуя их для широкого распространения» [1, с. 378]. Новшества, рожденные в школах, традиционно «адресовались для проверки исследовательским учреждениям и вузам» [13, с. 5], функции которых заключались в научной апробации, подготовке материалов к внедрению, подготовке кадров, опытном внедрении, коррекции новшества [1, с. 371]. В отдельных регионах традиции такого взаимодействия и сегодня сохранились и поддерживаются. Работы отечественных исследователей [3, 6, 9, 12 и др.] показывают, что диссеминация передового педагогического опыта по различным каналам (информационным, коммуникационным, обучающим, экспертным) [9, с. 22] успешна при участии в этом процессе органов управления образованием или органов местного самоуправления с привлечением социальных институтов, традиционно решавших задачи популяризации и пропаганды, научного и методического сопровождения новшеств, – научных учреждений, педагогических университетов и организаций дополнительного профессионального образования.

views: 257

Readers community rating: votes 0

1. Babanskij Yu. K. Izbrannye pedagogicheskie trudy / sost. M.Yu. Babanskij. – M.: Pedagogika, 1989. – 560 s.

2. Bordovskij G. A. Innovatsii v obrazovanii kak massovoe yavlenie // Innovatsionnye protsessy v professional'nom i vysshem obrazovanii i professional'nom samoopredelenii: kol. monogr. /avt.-sost. M.N. Strikhanov, E.N. Gevorkyan, N.D. Podufalov. – M.: Ehkon-Inform, 2020. – S. 124-132.

3. Britkevich M. S. Innovatsionnyj pedagogicheskij opyt kak faktor professional'nogo sovershenstvovaniya uchitelya v usloviyakh sistemy povysheniya kvalifikatsii: dis. … kand. ped. nauk: 13.00.08. – ¬M., 2018. – 226 s.

4. Didakticheskoe modelirovanie innovatsionnykh obrazovatel'nykh praktik / I.M. Osmolovskaya, E.O. Ivanova, M.V. Klarin, V.V. Serikov, Yu.B. Aliev: monogr. – M.: Institut strategii razvitiya obrazovaniya Rossijskoj akademii obrazovaniya, 2019. – 226 s.

5. Elkina I. M. O novykh didakticheskikh kontseptakh: rizomopodobnoe obuchenie // Filosofskie nauki. – 2016. – № 11. – S. 82-95.

6. Zhivikin V. N. Innovatsionnye protsessy v upravlenii munitsipal'noj sistemoj obrazovaniya: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01. – Ryazan', 2004. – 20 s.

7. Zeer Eh. F. Problemy realizatsii pedagogicheskikh innovatsij v obrazovanii // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. – 2014. – № 5. – S.2-5.

8. Informatsionnaya sistema soprovozhdeniya deyatel'nosti federal'nykh innovatsionnykh ploschadok [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://fip.expert/documents (data obrascheniya 05.12.2020).

9. Kim S. V. Kontseptual'nye i tekhnologicheskie podkhody po disseminatsii pedagogicheskikh innovatsij resursami regional'nykh sistem setevogo vzaimodejstviya spetsialistov po obrazovaniyu // Nauchnoe mnenie. – 2015. – № 12-2. – S. 18-26.

10. Naumov S. V. Upravlenie innovatsionnymi protsessami v regional'noj sisteme obrazovaniya : avtoref. dis. … d-ra ped. nauk: 13.00.08. – N.Novgorod, 2009. – 46 s.

11. O deyatel'nosti regional'nogo koordinatsionnogo soveta po voprosam formirovaniya i funktsionirovaniya ob'ektov innovatsionnoj infrastruktury v sfere obrazovaniya v 2020 godu: prikaz departamenta obrazovaniya Belgorodskoj oblasti ot 13.02.2020 № 336. Prilozhenie 5: Metodicheskie rekomendatsii po organizatsii deyatel'nosti regional'nykh innovatsionnykh ploschadok Belgorodskoj oblasti // Belgorodskij institut razvitiya obrazovaniya. Nauchno-innovatsionnaya deyatel'nost'. [Ehlektronnyj resurs]. – URL: https://beliro.ru/deyatelnost/nauchnaya-deyatelnost/ (data obrascheniya 01.02.2021).

12. Pisareva S.A., Tryapitsyna A.P. Povyshenie kvalifikatsii pedagogov: vozmozhnosti pedagogicheskogo vuza v regional'noj sisteme obrazovaniya // Obrazovatel'naya panorama. – 2015. – № 2 (4). – S. 69-77.

13. Polonskij V. M. Innovatsii v obrazovanii (metodologicheskij analiz) // Innovatsii v obrazovanii. – 2007. – № 2. – S. 4-14.

14. Usol'tsev A. P., Antipova E. P. Innovatsionnaya deyatel'nost' uchitelej – mif ili real'nost'? // Obrazovanie i nauka. – 2019. – T. 21, № 5. – S. 9–41. – DOI: 10.17853/1994-5639-2019-5-9-42.

15. Muhammad Asrar-ul-Haq & Sadia Anwar (2016). A systematic review of knowledge management and knowledge sharing: Trends, issues, and challenges // Cogent Business & Management. – 2016. – Vol.3. – Issue 1. –1127744, DOI: 10.1080/23311975.2015.1127744.

16. Shem Sikombe, Maxwell A. Phiri (2019). Exploring tacit knowledge transfer and innovation capabilities within the buyer–supplier collaboration: a literature review // Cogent Business & Management. – 2019. – Vol. 6. – Issue 1. – 1683130, DOI: 10.1080/23311975.2019.1683130.

Система Orphus

Loading...
Up