System engineering as a methodological basis for designing local learning systems

 
PIIS181570410019146-5-1
DOI10.54884/S181570410019146-5
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor of the department of humanities and socio-economic disciplines
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny
Address: Russian Federation
Occupation: Head of the research department (innovation and intellectual activity)
Affiliation: Military academy of communications named after marshal of the Soviet Union S. M. Budyonny
Address: Russian Federation
Journal nameMan and Education
EditionIssue 3 (68)
Pages13-20
Abstract

The article clarifies the classification of the local learning system as an object of design. The article analyzes the own features of the procedure for implementing the system engineering method that ensure its generally recognized success. The features of the classical version of the system engineering method are specified, determined by the orientation to the design of objects of the “complex system " class. The essence of the problem of adapting the classical version of the system engineering method to the design of objects of the “system of systems (SoS)" class is revealed. The latest achievements of system engineering in the study of approaches to ensuring the success of solving the problem of designing humanitarian SoS are stated. The article substantiates the prospects of considering the system engineering method as a methodological tool for designing local learning systems and its development based on pedagogy data.

Keywordsdesign, system engineering, training system, local training system, system of systems, humanistic system of systems
Received10.03.2022
Publication date21.04.2022
Number of characters15565
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Анализ педагогических оснований проектирования обучения выявил необходимость разработки подхода, который учитывает как требования, предъявляемые к процессу обучения, так и условия его реализации [1]. Введено понятие локальной системы обучения (ЛСО) как системы непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых, осуществляемого для достижения конкретных учебных целей при имеющихся условиях реализации образовательного процесса и характеристиках контингента обучаемых. В принятой системной инженерии классификация ЛСО была идентифицирована как “система систем (SoS)”, которая представляет собой “упорядоченную совокупность систем, контролируемых группой стейкхолдеров (стейкхолдер – лицо, полномочное принимать решения по контролируемой системе и распоряжаться всем, что в границах этой системы, – прим. авторов), и возникающую в результате агрегирования независимых и пригодных к работе систем в более крупную систему” [2, с. 145].
2 В целях уточнения приведенной [1] классификации ЛСО следует отметить, что в системной инженерии выделяются четыре категории SoS: 1) виртуальные SoS, в которых нет единой цели и центрального пункта управления; 2) коллаборативные SoS, включающие в себя отдельные системы, стейкхолдеры которых сами решают, как им взаимодействовать для достижения общей цели; 3) общепризнанные SoS, которые имеют осознанные цели, назначенного руководителя и выделенные ресурсы, но цели функционирования подсистем SoS определяют их стейкхолдеры, и для внесения изменений в каждую отдельную подсистему необходимо добровольное сотрудничество между ее стейкхолдером и руководителем SoS; 4) целевые SoS, которые централизованно управляются для достижения конкретных целей и состоят из подсистем, чтобы действовать самостоятельно только вне SoS [3, с. 116-117].
3 Вновь образованная ЛСО может быть отнесена как к категории общепризнанных, так и коллаборативных SoS: 1) если все обучаемые приняли цели обучения, то ЛСО образуется как общепризнанная SoS; 2) если преподавателю не удалость активизировать учебную мотивацию до необходимого уровня у всех обучаемых, то ЛСО возникает как коллаборативная SoS, в которой отдельные обучаемые могут как самоустраниться от выполнения своих учебных функций, так и противодействовать реализации этих функций другими обучаемыми.
4 “Для проектирования коллаборативной и общепризнанной SoS базовых инструментов системной инженерии может оказаться недостаточно. Поэтому для них должны разрабатываться дополнительные методы, инструменты и практические приемы” [3, с. 118]. В соответствии с этой рекомендацией А.И. Косякова рассмотрим особенности того варианта метода системной инженерии, который зарекомендовал себя как безотказный при создании объектов класса “комплексная система”, и оценим возможности его применения в отношении ЛСО как объекта класса “система систем (SoS)”. При этом выделим собственные особенности метода и его особенности, определяемые классификацией объекта проектирования (комплексная система, система систем).

views: 276

Readers community rating: votes 0

1. Pechnikov A.N., Ostroumova Yu.S. Lokal'naya sistema obucheniya kak ob'ekt pedagogicheskogo proektirovaniya // Chelovek i obrazovanie. – 2021.– №2(67). – S. 7-16.

2. Levenchuk A. Sistemnoinzhenernoe myshlenie: uchebnik. TechInvestLab, 2 aprelya 2015. 305 s. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://lib-bkm.ru/14171 (data obrascheniya: 25.05.2021).

3. Kosyakov A., Svit U. i dr. Sistemnaya inzheneriya. Printsipy i praktika /per. s angl., pod red. V. K. Batovrina. – M.: DMK Press, 2014. – 624 s.

4. Osadchuk O.L., Galyanskaya E.G. Sovremennye metodologicheskie podkhody k issledovaniyu pedagogicheskikh protsessov // Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. – 2016. – № 3-3. – S. 463-467.

5. Dzhons Dzh. K. Metody proektirovaniya (inzhenernoe i khudozhestvennoe proektirovanie): per. s angl. – 2-e izd., dop. – M.: Mir, 1986. – 326 s.

6. Informatsionno-upravlyayuschie cheloveko-mashinnye sistemy: Issledovanie, proektirovanie, ispytaniya: spravochnik /pod obsch. red. A.I. Gubinskogo i V.G. Evgrafova. – M.: Mashinostroenie, 1993. – 527 s.

7. Gubinskij A.I., Evgrafov V.G. Ehrgonomicheskoe proektirovanie sudovykh sistem upravleniya. – L.: Sudostroenie, 1974. – 224 s.

8. Levenchuk A. Sistemnoe liderstvo i stejkkholderskoe masterstvo // Livejournal, 22.02.2018 [Ehlektronnyj resurs] URL: https://ailev.livejournal.com/1409122.html (data obrascheniya: 04.04.2021)

9. Levenchuk A. Sistemnoe myshlenie 2020. – Ehlektron. izd-vo «Izdatel'skie resheniya», 2020 – 472 s. [Ehlektronnyj resurs] URL: https://aldebaran.ru/author/levenchuk_anatoliyi/kniga_sistemnoe_myishlenie/read/ (data obrascheniya: 04.04.2021)

10. Pechnikov A.N. Teoreticheskie osnovy psikhologo-pedagogicheskogo proektirovaniya avtomatizirovannykh obuchayuschikh sistem. – Petrodvorets: VVMUREh im. A.S. Popova, 1995. – 326 s.

Система Orphus

Loading...
Up