Системная инженерия как методологическое основание проектирования локальных систем обучения

 
Код статьиS181570410019146-5-1
DOI10.54884/S181570410019146-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры гуманитарных и социально–экономических дисциплин
Аффилиация: Военная академия связи имени маршала Советского Союза С. М. Буденного
Адрес: Российская Федерация
Должность: Начальник научно-исследовательского отдела (инновационной и интеллектуальной деятельности)
Аффилиация: Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С. М. Буденного
Адрес: Российская Федерация
Название журналаЧеловек и образование
ВыпускВыпуск 3 (68)
Страницы13-20
Аннотация

В статье уточняется классификация локальной системы обучения как объекта проектирования. Анализируются те собственные особенности процедуры реализации метода системной инженерии, которые обеспечивают его общепризнанную успешность. Уточняются особенности классического варианта метода системной инженерии, определяемые ориентацией на проектирование объектов класса “комплексная система”. Раскрывается существо проблемы адаптации классического варианта метода системной инженерии к проектированию объектов класса “система систем (SoS)”. Констатируются последние достижения системной инженерии в исследовании подходов к обеспечению успешности решения задачи проектирования гуманитарных SoS. Обосновывается перспективность рассмотрения метода системной инженерии как методологического средства проектирования локальных систем обучения и его развития на основе данных педагогики.

Ключевые словапроектирование, системная инженерия, система обучения, локальная система обучения, система систем, гуманистическая система систем
Получено10.03.2022
Дата публикации21.04.2022
Кол-во символов15565
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Анализ педагогических оснований проектирования обучения выявил необходимость разработки подхода, который учитывает как требования, предъявляемые к процессу обучения, так и условия его реализации [1]. Введено понятие локальной системы обучения (ЛСО) как системы непосредственного взаимодействия обучающего и обучаемых, осуществляемого для достижения конкретных учебных целей при имеющихся условиях реализации образовательного процесса и характеристиках контингента обучаемых. В принятой системной инженерии классификация ЛСО была идентифицирована как “система систем (SoS)”, которая представляет собой “упорядоченную совокупность систем, контролируемых группой стейкхолдеров (стейкхолдер – лицо, полномочное принимать решения по контролируемой системе и распоряжаться всем, что в границах этой системы, – прим. авторов), и возникающую в результате агрегирования независимых и пригодных к работе систем в более крупную систему” [2, с. 145].
2 В целях уточнения приведенной [1] классификации ЛСО следует отметить, что в системной инженерии выделяются четыре категории SoS: 1) виртуальные SoS, в которых нет единой цели и центрального пункта управления; 2) коллаборативные SoS, включающие в себя отдельные системы, стейкхолдеры которых сами решают, как им взаимодействовать для достижения общей цели; 3) общепризнанные SoS, которые имеют осознанные цели, назначенного руководителя и выделенные ресурсы, но цели функционирования подсистем SoS определяют их стейкхолдеры, и для внесения изменений в каждую отдельную подсистему необходимо добровольное сотрудничество между ее стейкхолдером и руководителем SoS; 4) целевые SoS, которые централизованно управляются для достижения конкретных целей и состоят из подсистем, чтобы действовать самостоятельно только вне SoS [3, с. 116-117].
3 Вновь образованная ЛСО может быть отнесена как к категории общепризнанных, так и коллаборативных SoS: 1) если все обучаемые приняли цели обучения, то ЛСО образуется как общепризнанная SoS; 2) если преподавателю не удалость активизировать учебную мотивацию до необходимого уровня у всех обучаемых, то ЛСО возникает как коллаборативная SoS, в которой отдельные обучаемые могут как самоустраниться от выполнения своих учебных функций, так и противодействовать реализации этих функций другими обучаемыми.
4 “Для проектирования коллаборативной и общепризнанной SoS базовых инструментов системной инженерии может оказаться недостаточно. Поэтому для них должны разрабатываться дополнительные методы, инструменты и практические приемы” [3, с. 118]. В соответствии с этой рекомендацией А.И. Косякова рассмотрим особенности того варианта метода системной инженерии, который зарекомендовал себя как безотказный при создании объектов класса “комплексная система”, и оценим возможности его применения в отношении ЛСО как объекта класса “система систем (SoS)”. При этом выделим собственные особенности метода и его особенности, определяемые классификацией объекта проектирования (комплексная система, система систем).

всего просмотров: 280

Оценка читателей: голосов 0

1. Печников А.Н., Остроумова Ю.С. Локальная система обучения как объект педагогического проектирования // Человек и образование. – 2021.– №2(67). – С. 7-16.

2. Левенчук А. Системноинженерное мышление: учебник. TechInvestLab, 2 апреля 2015. 305 с. [Электронный ресурс] URL: https://lib-bkm.ru/14171 (дата обращения: 25.05.2021).

3. Косяков А., Свит У. и др. Системная инженерия. Принципы и практика /пер. с англ., под ред. В. К. Батоврина. – М.: ДМК Пресс, 2014. – 624 с.

4. Осадчук О.Л., Галянская Е.Г. Современные методологические подходы к исследованию педагогических процессов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 3-3. – С. 463-467.

5. Джонс Дж. К. Методы проектирования (инженерное и художественное проектирование): пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

6. Информационно-управляющие человеко-машинные системы: Исследование, проектирование, испытания: справочник /под общ. ред. А.И. Губинского и В.Г. Евграфова. – М.: Машиностроение, 1993. – 527 с.

7. Губинский А.И., Евграфов В.Г. Эргономическое проектирование судовых систем управления. – Л.: Судостроение, 1974. – 224 с.

8. Левенчук А. Системное лидерство и стейкхолдерское мастерство // Livejournal, 22.02.2018 [Электронный ресурс] URL: https://ailev.livejournal.com/1409122.html (дата обращения: 04.04.2021)

9. Левенчук А. Системное мышление 2020. – Электрон. изд-во «Издательские решения», 2020 – 472 с. [Электронный ресурс] URL: https://aldebaran.ru/author/levenchuk_anatoliyi/kniga_sistemnoe_myishlenie/read/ (дата обращения: 04.04.2021)

10. Печников А.Н. Теоретические основы психолого-педагогического проектирования автоматизированных обучающих систем. – Петродворец: ВВМУРЭ им. А.С. Попова, 1995. – 326 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх