Психологическая безопасность инклюзивной образовательной среды: риск-ресурсный подход

 
Код статьиS181570410018676-8-1
DOI10.54884/S181570410018676-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры психофизиологии и безопасности жизнедеятельности
Аффилиация: Ставропольский государственный педагогический институт
Адрес: Российская Федерация, Ставрополь
Должность: Заведующий кафедрой педагогики, психологии и специальных дисциплин
Аффилиация: Ставропольский государственный педагогический институт
Адрес: Российская Федерация, Ставрополь
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы85-93
Аннотация

В настоящее время инклюзивное (совместное) образование рассматривается как одно из стратегических направлений отечественной системы образования. Ведущим условием эффективной реализации совместного обучения учащихся с разными образовательными возможностями является создание инклюзивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей всех субъектов образовательных отношений, и в первую очередь потребности в безопасности. Целью исследования стало рассмотрение психологической безопасности инклюзивной образовательной среды. Одним из ведущих подходов в психологии безопасности образовательной среды является риск-ресурсный подход, направленный на выявление угроз и предотвращение рисков, возникающих в образовательной среде и влияющих на психологическую безопасность субъектов образовательных отношений (педагогов, учащихся и их родителей).С опорой на концепцию психологической безопасности в статье предложено определение инклюзивной образовательной среды; рассмотрена структура инклюзивной образовательной среды, состоящая их трех компонентов: пространственно-предметного, содержательно-методического (психодидактического) и социально-психологического.

Исходя из положений риск-ресурсного подхода, содержательно обоснованы риски, которые возникают на уровне каждого структурного компонента среды и влияют на психологическую безопасность субъектов образовательных отношений. Рассмотрены ресурсы, позволяющие предупредить или минимизировать риски, возникающие в инклюзивной образовательной среде: на уровне пространственно-предметного компонента – архитектурная и информационная доступность образовательной организации; на уровне содержательно-методического компонента – личностно-профессиональная готовность педагогов к реализации инклюзивной образовательной практики на основе личностно ориентированной модели взаимодействия; на уровне социально-психологического компонента – готовность субъектов образовательных отношений к позитивному взаимодействию в инклюзивной образовательной среде.

Ключевые словаинклюзивная образовательная среда, психологическая безопасность, риск-ресурсный подход
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов15467
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В настоящее время увеличивается количество детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Это обстоятельство обуславливает появление у детей особых образовательных и коммуникативных потребностей и требует создания особых условий, сопровождающих процесс их жизнедеятельности, воспитания и обучения.
2 Важнейшим условием реализации особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностям здоровья становится создание такой среды, которая будет способствовать развитию всех субъектов образовательных отношений, в том числе и учащихся с разными образовательными возможностями. Анализ качественных характеристик такой среды, представленных в современных психолого-педагогических исследованиях (Э.Б Дунаевская, Е.В. Зволейко, С.А. Калашникова, И.Н. Никулина и др.), показывает, что системообразующим феноменом, определяющим содержание и качество инклюзивной образовательной среды, является понятие «безопасность» [1, 2, 3].
3 В последнее время к феномену безопасности проявлен особый интерес – он все чаще рассматривается в качестве составной части психолого-педагогического тезауруса, а изучение психологической безопасности среды и личности является отдельным самостоятельным научным направлением (О.Н. Богомякова) [4].
4 Как любая исследовательская область, продолжающая интенсивно развиваться, так и психология безопасности среды сохраняет проблемные «зоны», не получившие ещё достаточной теоретико-практической визуализации и интерпретации (Т.М. Краснянская, В.Г. Тылец) [5].
5 Одной из таких «зон», на наш взгляд, является проблема психологической безопасности инклюзивной образовательной среды.
6 Здесь видится две проблемные области, требующие научных исследований и практического опыта. Первая проблема связана с отсутствием единого определения понятия «инклюзивная образовательная среда», четких критериев оценки среды и ее компонентов. Вторая проблема заключается в недостаточно четком представлении содержания психологической безопасности и доступности инклюзивной образовательной среды.
7 Обратимся к более подробному анализу обозначенных проблем.
8 Методы исследования. В зарубежных и отечественных исследованиях можно проследить влияние на современные трактовки инклюзивной образовательной среды ведущих методологических подходов –экологического (В.В. Ковалев, В.И. Панов, В.А. Ясвин и др.); коммуникативно ориентированного (В.В. Рубцов и др.); антрополого-психологического (В.И. Слободчиков) , а также концепции психологической безопасности образовательной среды (И.А. Баева, Е.А. Климов, Г.А. Ковалев, Е.Б. Лактионова, С.В. Тарасов и др.).
9 Проведя анализ существующих подходов к понятию «инклюзивная образовательная среда», отметим особенности «коллекционерского подхода» (В.А. Ясвин) [6], когда инклюзивная образовательная среда рассматривается как некоторая совокупность психолого-педагогических условий, влияющих на эффективность ее функционирования. Это приводит в расплывчивости и неопределенности данного термина, его смешиванию с другими, активно входящими в современную профессиональную лексику в области исследований инклюзивной образовательной среды (инклюзивная культура, инклюзивное образовательное пространство и т.д.).

всего просмотров: 247

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Дунаевская Э.Б. Психологическая безопасность образовательной среды как фактор реализации инклюзивного образования // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61-4. С.272-275.

2. Психолого-педагогическая оценка инклюзивной образовательной среды/ С.А.Калашникова, Е.В.Зволейко. Чита: Забайкальский гос. ун-т, 2015. 262 с.

3. Никулина И.Н. Требования к инклюзивной образовательной среде: психологический аспект // Современные проблемы теории, истории, методологии инклюзивного образования: сборник научных статей по материалам VII Международного теоретико-методологического семинара /сост. Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Н.Ш. Тюрина. 2015. С. 31-35.

4. Богомягкова О.Н. Психологическая безопасность личности в условиях инклюзивного образования // Ярославский педагогический вестник. 2013. № 4. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 245-250.

5. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Темпоральные аспекты психологической безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2015. № 3. Том 15. С. 70-75.

6. Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование, управление /В.А. Ясвин. М.: Народное образование, 2019. 448 с.

7. Баева И.В. Психологическая характеристика образовательной среды: диагностика и оценка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Том 2. 2002.№ 3. С. 16-26.

8. Алехина С.В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие // Педагогический университет: «Первое сентября», 2013. 33 c.

9. Беляева Т.Б., Беляева П.И. Педагогический стиль руководства как фактор образовательной среды, влияющий на психологическую безопасность младшего школьника // Вестник Новгородского государственного университета. №70. 2012. С.70-73.

10. Лактионова Е. Б. Психологические риски в образовательной среде // Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания. СПб: ГИЭФПТ, 2019. С. 55-72.

11. Шахова Л. И. Сопровождение психологической безопасности младших школьников и учащихся кадетских классов: риск-ресурсный подход // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. С.159-169.

12. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб., 2006. С.477.

13. Тарасов С.В. Образовательная среда современной школы: проблемы и подходы к изучению // Культурно-исторические основания создания и развития образовательной среды. СПб.: СПбГУПМ, 2002. С. 15-26.

14. Лубовский В.И. Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] URL: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml (дата обращения: 30.10.2021).

15. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

16. Безруких М. М. Здоровье школьников, проблемы, пути решения// Сибирский педагогический журнал. 2012. № 9. С. 11-16.

17. Кожанова Н. С., Болгарова М. А., Панкратьева О. С. Проблема обеспечения психологически комфортной и безопасной образовательной среды в инклюзивном образовании // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 307-321.

18. Адеева Т. Н. Психологическая готовность к инклюзивному образованию педагогов и родителей различных категорий детей: моногр. Кострома: КГУ, 2017. 81 с.

19. Поляков Л. П. Мотивационная готовность педагогического коллектива к введению инноваций / Л. П. Поляков, А. А. Подгорнова // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 2. С. 28-32.

20. Вачков И.В. Полисубъектный подход к взаимодействию субъектов инклюзивной образовательной среды // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: кол.моногр. /отв. ред. С. В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. С.84-96.

21. Баева И.А., Лактионова Е.Б. Психологическая экспертиза образовательной среды: методологические основания и эмпирические показатели// Человек и образование. 2016. №3. (48). С.19-24.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх