Развитие компетентности педагога в условиях дополнительного профессионального образования

 
Код статьиS181570410018674-6-1
DOI10.54884/S181570410018674-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры педагогики и менеджмента в образовании
Аффилиация: Рязанский университет имени С.А. Есенина
Адрес: Российская Федерация, Рязань
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы211-219
Аннотация

В статье раскрывается сущность компетентностного подхода в процессе повышения квалификации учителей. Характеризуется специфика дополнительного профессионального образования, его преимущества в сравнении с базовой подготовкой педагога в вузе. Представлено содержательное наполнение понятий «компетенция» и «профессиональная компетентность» педагога в инновационных условиях развития образования, дается их теоретическое обоснование на основе анализа научно-педагогических источников. Выявляются основные ориентиры и педагогические условия исследуемого процесса; описаны новые функции учителя в аспекте реализации новых ориентиров в образовании. Актуализируется необходимость обновления содержания и технологии организации образовательного процесса в рамках дополнительного профессионального образования, организуемого на базе высшего учебного заведения. Дается описание пятилетнего опыта работы Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина по организации повышения квалификации педагогов в компетентностной парадигме в городе Рязани и Рязанской области: определены ключевые задачи курсового обучения учителей, проблемное тематическое поле программ повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров по востребованной тематике, анализируются результаты экспериментального опыта работы вуза по развитию компетентности дипломированных учителей на этапе послевузовского образования. В заключении статьи обосновываются перспективы компетентностного развития учителя: развитие образовательного процесса и качества образования. 

Ключевые словадополнительное профессиональное образование, компетенция, компетентностный подход, компетентность педагога, новые функции педагога
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов21014
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. В условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов в систему общего и высшего образования меняются целевые установки подготовки выпускников школ и вузов. Ориентир на формирование компетенций у обучающихся в контексте ведущих требований ФГОС обостряет подготовку педагога в компетентностной парадигме, так как лишь обладающий достаточным уровнем компетентности педагог способен сформировать компетентного ученика. В современных условиях повышаются требования к учителю именно с позиции сформированности его практических умений и навыков обучать «по-новому» с учетом изменений, которые происходят в обществе. Общество диктует новые требования к учителю, которые в последнее время приобрели достаточно конкретное свое выражение – учитель должен быть компетентным. Современный компетентностный учитель – это прежде всего учитель, обладающий способностями решать проблемы и задачи в учебной, воспитательной, политической, социально-бытовой и других сферах на основе глубокого знания и понимания основ преподаваемых дисциплин. Сегодня профессиональное становление и развитие учителя происходит на различных этапах его подготовки: допрофессиональном (школа), профессиональном (вуз), дополнительно профессиональном (институты повышения квалификации (ИПК)). Существующие противоречия в системе непрерывного педагогического образования (школа – вуз – институты повышения квалификации учителей) актуализируют проблему поиска эффективных механизмов развития профессиональной компетентности педагогов. Анализ реальной практики подготовки учителей в системе высшего и дополнительного профессионального образования выявляет «противоречие между потребностью системы образования к постоянным изменениям, внедрением инновационных моделей, отвечающих запросам современности и ее консервативностью и традиционализмом по отношению к возможным изменениям. Для высшего образования, особенно в последнее время, характерной является способность к изменениям, нововведениям и открытости к инновациям, однако первичной задачей высшего образования выступает именно базовая подготовка профессиональных кадров и развитие науки, в то время как корригирование и развитие профессионализма действующих кадров, приведение их профессиональных способностей в соответствие с требованиями времени – это первичная задача дополнительного профессионального образования. Функционально выход на практическую деятельность профессионалов более свойственен для дополнительного профессионального образования, чем для высшего» [1, с.9]. Именно на этапе дополнительного профессионального образования осуществляется апробация новых знаний, полученных в вузе, «вживление» нового в реальную педагогическую практику. Ценность дополнительного профессионального образования (этапа повышения квалификации педагогов) по проблемам внедрения различных инновационных идей, норм, требований, безусловно, высока.

всего просмотров: 251

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Подготовка учителя к инновационной деятельности в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования: моногр. / С. Н. Востокова, М. А. Захарова, И. А. Карпачёва, В. Н. Мезинов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. 175 с.

2. Горшкова В.В., Ускова С.А. Концептуальные признаки компетентности субъекта образования в условиях социальной неопределенности // Человек и образование. 2018. № 2(55). С. 4-9.

3. Гейхман Л. К. Новые технологии в профессиональном образовании: учебное пособие / Л. К. Гейхман, И. В. Ставцева. 2-е изд., испр. и доп. Пермь: ПНИПУ, 2017. 112 с.

4. Проектирование в системе профессионального образования: опыт реализации: моногр. / под редакцией А. Н. Яшковой. Саранск: МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2020. 93 с.

5. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание. 2006. 144 с.

6. Антохина Ю. А. Проекты дополнительного профессионального образования в инновационном университете: моногр. СПб.: ГУАП, 2019. 247 с.

7. Цыренова В. Б. Инновационные технологии и формы организации учебной деятельности: учебное пособие. Улан-Удэ: БГУ, 2020. 107 с.

8. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книга 1. Проблемы педагогики. М.: Дрофа, 2005. 640 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх