Тенденции зарубежной практики аттестации руководителей образовательных организаций

 
Код статьиS181570410018664-5-1
DOI10.54884/S181570410018664-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы180-187
Аннотация

В статье представлен обзор зарубежной практики проведения аттестации руководителей общеобразовательных организаций. В рамках анализа зарубежной практики в этой области последовательно рассматриваются факторы, характеризующие систему аттестации руководителей школ, в том числе периодичность аттестации; органы власти, проводящие и контролирующие аттестацию; особенности процедуры аттестации и критерии оценки руководителей; подведение итогов аттестации для руководителей школы и возможности их карьерного роста. В статье представлен обзор данных факторов, приводятся примеры из зарубежной практики. Наиболее ценными выводами работы являются выявленные зарубежные тенденции в сфере развития национальных систем оценки работы руководителей школ, среди которых: проведение оценки деятельности руководителя школы в рамках общей оценки работы школы; признаваемая многими экспертами эффективность ежегодных оценочных процедур; соблюдение при проведении аттестации баланса между функцией отчетности и функцией поддержки и развития директора и школы. Особое внимание уделено увеличению возможностей карьерного роста для директоров школ с целью использования накопленного ими опыта и профессиональных компетенций. Подчеркивается значение анализа успешных зарубежных практик для российской системы аттестации руководителей школ.

Ключевые словаруководитель школы, директор школы, руководитель общеобразовательной организации, аттестация руководителя, оценивание работы директора, зарубежный опыт
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» 2021 года «Теоретико-методологические основы профессионального развития руководителей общеобразовательных организаций».
Получено17.02.2022
Дата публикации17.02.2022
Кол-во символов17073
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Аттестация руководителей школ играет важную роль в их профессиональном развитии и целевой поддержке. В настоящее время в России реализуется ряд проектов по совершенствованию системы аттестации руководителей общеобразовательных организаций (вводится новый профессиональный стандарт руководителей образовательных организаций [1], разрабатывается целевая модель аттестации руководителей общеобразовательных организаций [2]). Анализ научных публикаций, посвященных аттестации руководителей школ, показывает, что большинство экспертов уделяет внимание оценке эффективности аттестации, административным вопросам, организационно-правовым основам аттестации (Ледина Н.Ю., Соловьева Л.Н., Новоселова О.И., Солодовникова С.В., Матвиенко Е.В. и др.). Ряд публикаций посвящен цифровой модернизации методологии аттестации (Кошевенко С.В.), региональному аспекту аттестации (Капчегашева И.В.), методологии и технологиям оценки и развития компетенций руководителей (Чупин В.Н., Шкляева Н.А.). Несколько работ посвящено аттестации руководителей учреждений дополнительного образования детей (Яковлев Д.Е., Чернышова Е.М., Грудцына Л.Ю.). Однако анализ зарубежного опыта в этой сфере в научных работах российских ученых представлен незначительно, что обуславливает актуальность данной темы. Зарубежный опыт организации систем контроля и оценки работы директора школы может быть крайне полезным для изучения и анализа в современном контексте.
2 Результаты.
  1. Органы власти, регулирующие аттестацию. Периодичность аттестации за рубежом.
3 В зарубежных странах работа директора школы так или иначе контролируется. Степень контроля зависит от степени доверия директорам и проверяющим органам, степени автономности школ и особенностей системы образования. В большинстве развитых стран реализуется систематический процесс аттестации руководителей образовательных организаций. В некоторых странах аттестация организована на федеральном уровне (Англия, Австрия, Ирландия, Новая Зеландия, Швеция и др.), в других - на муниципальном (Дания, Венгрия, Израиль, Норвегия, Испания и др.) [3]. Периодичность аттестации в разных странах различается. В некоторых странах она проводится ежегодно (Англия, Израиль, Новая Зеландия, Северная Ирландия, Словения), в других - каждые 3-4 года (Швеция, Испания, Бельгия (Фландрия)). С учетом характера критериев оценки работы и цели аттестации в настоящее время многими экспертами наиболее эффективным признается ежегодное проведение аттестации. При этом во многих международных документах подчеркивается необходимость учета контекста школы при аттестации. При оценке качества руководства считается также важным принимать во внимание такие факторы, как продолжительность работы директора, состав персонала, географическое положение и контингент учащихся.

всего просмотров: 244

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организацией)" : приказ от 19 апреля 2021 года N 250н / Министерство труда и социальной защита РФ. URL: https://docs.cntd.ru/document/608483110 (дата обращения: 22.11.2021)

2. Разработка целевой модели аттестации руководителей общеобразовательных организаций: мероприятия // ФИРО РАНХиГС. [Москва, 2021]. URL: https://firo.ranepa.ru/meropriyatiya/konferentsii-iseminary/1110-attestatsiya-rukovoditelej-obshcheobrazovatelnykh-organizatsij%C2%A0 (дата обращения: 26.11.2021).

3. Pont B., Nusche D., Moorman H. Improving school leadership. Vol. 1: Policy and practice // OECD. 2008. URL: https://www.oecd.org/education/school/44374889.pdf (дата обращения: 25.11.2021)

4. Schratz M., Petzold K. Improving school leadership: Country background report for Austria // OECD. март, 2007. URL: https://www.oecd.org/austria/38570494.pdf (дата обращения: 26.11.2021)

5. Improving school leadership: National background report, Denmark // OECD.Февраль, 2007. URL: https://www.oecd.org/education/school/38574860.pdf (дата обращения 16.11.2021)

6. Improving school leadership: Country background report for Norway // OECD. Январь, 2007. URL: https://www.oecd.org/education/school/38529305.pdf (дата обращения: 16.11.2021)

7. Improving school leadership, Finland: Country background report // OECD. 2007. URL: https://www.oecd.org/education/school/38529249.pdf (дата обращения: 12.11.2021)

8. Improving school leadership: Country background report for New Zealand // OECD. 2007. URL:https://www.oecd.org/education/school/38740175.pdf (дата обращения: 16.11.2021)

9. Guide for the evaluation of school leaders: Evaluation of school leaders and teaching practice // Department of Education, Language Policy and Culture. Inspectorate of Education in the Basque Country, Spain. Декабрь, 2016. URL: https://www.researchgate.net/profile/Paul-Cammack-2/publication/318393722_EOSLATP_Guide_for_the_Evaluation_of_School_Leaders/links/59672fcf0f7e9b8091853612/EOSLATP-Guide-for-the-Evaluation-of-School-Leaders.pdf (дата обращения: 25.11.2021)

10. Improving school leadership: Background report - Ireland // OECD. Март, 2007. URL: https://www.oecd.org/education/school/38574871.pdf (дата обращения: 26.11.2021)

11. Improving school leadership: Country background report for Korea // OECD. 2007. URL: https://www.oecd.org/education/school/39279389.pdf (дата обращения: 16.11.2021)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх