Seduced by Force: the «Leopardos» — Fascism Movement in Colombian politics (1920—1930)

 
PIIS0044748X0004722-3-1
DOI10.31857/S0044748X0004722-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Chief Researcher
Affiliation: Institute of World History, RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameLatin America
EditionIssue 5
Pages76-89
Abstract

In the mid-20s of the XXth century in Colombia, in the middle of the moral and political crisis of the «conservative republic», among the conservative non-conformist youth and the right-radical intelligentsia a proto-fascist «leopardos» movement emerged. In the 1930s, this movement formed its own political party, which became an influential force in the Caldas and Antioquia departments. The growth of the proto-fascist organizations in Colombia was greatly influenced by the international processes, primarily by the Civil war in Spain. Proto-fascists in Colombia were not able to completely cut ties with the conservative party, and with the start of the Second World War they were forced to cur-tail their independent activities and return to the party. This article is dedicated to the analysis of the ideological and political baggage of the Colombian proto-fascists and their organizational evolution.

Keywordsfascism, falangism, conservatism, right nationalism, Colombia, Silvio Villegas
Received26.04.2019
Publication date26.04.2019
Number of characters42353
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

В 1920-е годы консервативный режим в Колумбии находился в упадке и переживал период обесценивания идеологических принципов под напором коррупционных скандалов, политиканства и общей усталости от идейно-политического застоя, отсутствия у консерваторов проекта будущего страны. Среди молодежи и вообще в общественном сознании происходила поляризация, с одной стороны, на сторонников левых, революционных социалистов и даже социалиствующих либералов, с симпатией взиравших на российский опыт, а с другой стороны — на крайне правых, видевших выход из положения в новом типе авторитарной власти. Газеты писали: «Привлекательность диктатуры охватила многих, и даже среди консерваторов было немало тех, кто вслед за левыми предлагали экзотические решения, опиравшиеся на фигуры итальянского и испанского диктаторов, местные образчики Муссолини и Примо де Риверы хотят прийти к власти и на наших землях»1.

1. R. Arías Trujillo. Los leopardos. Una historia intelectual de los años 1920. Bogotá, Universidad de los Andes, 2013, p. 281.
2 В Колумбии идеи авторитаризма нашли отклик среди молодой интеллигенции, прежде всего, так называемого поколения Столетия республики. Первоначально эти идеи воспринимались через имевших большое влияние на колумбийскую общественную мысль писателей и публицистов испанского поколения 1898 г. Самой благоприятной средой для подобных идей были молодые интеллектуалы, состоявшие в рядах Колумбийской консервативной партии (Partido Conservador Colombiano, PCC) или ассоциировавшие себя с нею. Колумбийским политикам были близки идеи, распространенные в Испании, в частности, идеи испанизма испанских публицистов Марселино Менендеса Пелайо и Рамиро де Маэcту; политически они ориентировались на католический консерватизм испанского общественно-политического деятеля и юриста Хосе Марии Хиля Роблеса. Представители более радикальных групп ориентировались на позиции испанского политика-фалангиста Хосе Антонио Примо де Риверу, а затем и итальянских фашистов. Позднее обе группы объединяли симпатии к фалангизму и франкизму.
3

Молодые консерваторы-нонконформисты: «леопарды»

 

В рядах консерваторов и среди публицистов-модернистов, нонконформистов возникло ультраправое молодежное движение, группировавшееся вокруг газеты «El Nuevo Tiempo» и журнала «El Gráfico». Молодые нонконформисты, в том числе придерживавшиеся консервативных взглядов, с энтузиазмом восприняли мятежный дух аргентинской университетской реформы 1918 г.2. Они не желали следовать за традиционными политическими лидерами Колумбии, которые, с точки зрения молодых нонконформистов, полностью дискредитировавшими себя и предали забвению доктринальные основы их партии. В 1924 г. движение молодых нонконформистов в рядах PCC оформилось в политическую группу «леопардов», называвшуюся так по сокращенному имени Организованного легиона для реставрации общественного порядка (Legión Organizada para la Restauración del Órden Social)3. Они призывали к обновлению консервативной партии, возвращению к истокам консервативной идеологии, основанной на папских энцикликах, — вплоть до признания списка запрещенных книг Силлабус. В группу входили такие яркие интеллектуалы, публицисты и писатели, как Сильвио Вильегас, Аугусто Рамирес Морено, Хосе Камачо Карреньо, Хоакин Фидальго, Элисео Аранго. Их идолом был Муссолини, а главными врагами — масоны, либералы и социалисты.

2. C. A. Ayala Diago. El porvenir del pasado: Gilberto Alzate Avendaño, sensibilidad leoparda y democracia. La derecha colombiana de los años treinta. Bogotá, Fundación Gilberto Alzate Avendaño, 2007, p. 73—74.

3. A. F. Agudelo González. Fragmentación discursiva en el Partido Conservador: leopardos y laureanistas. — Revista política colombiana. 2010, Julio—Septiembre, p. 92.

Number of purchasers: 3, views: 639

Readers community rating: votes 0

1. R. Arías Trujillo. Los leopardos. Una historia intelectual de los años 1920. Bogotá, Universidad de los Andes, 2013, p. 281.

2. C. A. Ayala Diago. El porvenir del pasado: Gilberto Alzate Avendaño, sensibilidad leoparda y democracia. La derecha colombiana de los años treinta. Bogotá, Fundación Gilberto Alzate Avendaño, 2007, p. 73—74.

3. A. F. Agudelo González. Fragmentación discursiva en el Partido Conservador: leopardos y laureanistas. — Revista política colombiana. 2010, Julio—Septiembre, p. 92.

4. R. Arías Trujillo. Op. cit., pp. 84—86.

5. El Gráfico, 22.XII.1925.

6. El fascismo en Brasil y América Latina: ecos europeos y desarrollos autóctonos. Coord. F. Savarino Roggero, J. Fábio Bertonha. México, INAH, 2013, p. 36.

7. S. Villegas. No hay enemigos a la derecha (materiales para una teoría nacionalista). Manizales, Ed. Arturo Zapata, 1937, p. 24.

8. C. A. Ayala Diago. La conquista de la calle y la resistencia conservadora a las reformas liberales del año 1936 // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2007, N 34, p. 230.

9. Antología del pensamiento conservador en Colombia. Bogotá, Instituto Colombiano de Cultura, 1982, Vol. 1, p. 658.

10. La Patria Nueva. Bogotá, 07.VIII.1930, p. 2—3.

11. S. Villegas. Op. cit., p. 17.

12. J. Guerrero Barón. El proceso político de las derechas en Colombia y los imaginarios sobre las guerras internacionales 1930—1945. La guerra con el Perú, la guerra civil española y la Segunda Guerra Mundial, el ascenso del fascismo y la construcción del discurso del odio. Tunja, UPTC, 2014, p. 97.

13. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 44.

14. C. M. Torres del Rio. Colombia. Siglo XX. Desde la guerra de los Mil días hasta la elección de Álvaro Uribe. Bogotá, Ed. Norma, 2010, p. 59—60.

15. J. Camacho Carreño. El último leopardo: capítulos de la República Liberal que no se le olvidaron a un conservador. Bogotá, Mundo al día, 1935, p. 8—9.

16. La Patria Nueva. Bogotá, 07.VIII.1930, p. 5.

17. Antología del pensamiento conservador en Colombia, Vol. 1, p. 682.

18. A. F. Agudelo González. Op. cit., p. 102.

19. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 171.

20. S. Villegas. Op. cit., p. 156.

21. C. A. Ayala Diago. Trazos y trozos sobre el uso y abuso de la Guerra Civil Española en Colombia // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2011, N 2, p. 133.

22. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 130.

23. Antología del pensamiento conservador en Colombia. Vol. 1, p. 680.

24. S. Villegas. Op. cit., p. 231.

25. Ibid., p. 201.

26. Antología del pensamiento conservador en Colombia, Vol. 1, p. 676—678.

27. C. A. Ayala Diago. La conquista de la calle, p. 214.

28. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 30.

29. C. A. Ayala Diago. El porvenir del pasado, p. 43.

30. Patria Nueva. Bogotá, 24.V.1930, N 4, p. 4.

31. S.V i l l e g a s. Op. cit., p. 143.

32. Antología del pensamiento conservador en Colombia. Op. cit., p. 671.

33. R. Arías Trujillo. Op. cit., p. 194—195.

34. Patria Nueva. Bogotá, 24.V.1930, N 4, p. 8.

35. J. A. Hernández García. La Guerra civil española y Colombia. Influencia del principal conflicto mundial de entreguerras en Colombia. Bogotá, Universidad de la Sabana, 2006, p. 74.

36. C. A. Ayala Diago. La conquista de la calle, p. 219.

37. C. A. Ayala Diago. Trazos y trozos, p. 138.

38. Ibid., p. 120.

39. S. Villegas. Op. cit., p. 108—109.

40. J. A. Hernández García. Op. cit., p. 70—71.

41. Cit. por J. Guerrero Barón. Op. cit., p. 311—312.

42. C. A. Ayala Diago. Inventando al Mariscal: Gilberto Alzate Avendaño, circularidad ideológica y mímesis política. Bogotá, Fundación Gilberto Alzate Avendaño, 2010, p. 55.

43. Ibid., p. 56.

44. C. A. Ayala Diago. Trazos y trozos, p. 125.

45. C. M. Torres del Rio. Op. cit., p. 97.

46. S. Botero. La reforma constitucional de 1936,
el Estado y las políticas sociales en Colombia // Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2006, N 33, p. 94.

47. C. A. Ayala Diago. La conquista de la calle, p. 214.

48. Ibid., p. 221.

49. J. A. Hernández García. Op. cit., p. 52—54.

50. J. A. Hernández. Los leopardos y el fascismo en Colombia // Historia y Comunicación social, 2000, N 5, p. 224.

51. P. J. Gómez Prieto. Análisis del ideario fascista de Gilberto Alzate Avendaño y el grupo los leopardos, y su influencia en el discurso ideológico del grupo neonazi Tercera Fuerza. Tesis. Bogotá. Universidad Mayor de Nuestra Señora del Rosario, 2013, p. 13 (non publ.).

52. E. Sáenz Rovner. Laureano Gómez, entre la ideología y pragmatismo. — Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2001, N 28, p. 40—41.

53. J. A. Hernández García. La Guerra civil española y Colombia, p. 48—49.

54. C. M. Torres del Rio. Op. cit., p. 97.

55. R. Emiliani Roman. Laureano el grande. Bogotá, Universidad Católica de Colombia, 1989, p. 72.

56. Antología del pensamiento conservador en Colombia, p. 500.

57. J. A. Hernández García. La Guerra civil española y Colombia, p. 45—47.

58. H. Figueroa Salamanca, C. Tuta Alarcón. El estado corporativo colombiano: una propuesta de derechas, 1930—1953. — Anuario Colombiano de Historia Social y de la Cultura, 2005, N 32, p. 117.

59. D. N. Pardo Motta. Laureano Gómez Castro y su proyecto de la reforma constitucional (1951—1953). Bogotá, Universidad del Rosario, 2008, p. 60.

60. J. A. Hernández. Los leopardos y el fascismo en Colombia, p. 224—225.

61. D. Pécaut. Orden y violencia: Colombia 1930—1953. Medellín, Universidad Eafit, 2012, p. 293—295.

62. J. Guerrero Barón. Op. cit., p. 311.

63. F. A. Molina. Laureano Gómez. Historia de una rebeldía. Bogotá, Voluntad, 1940, p. 254—255.

64. C. M. Torres del R i o. Op. cit., p. 114.

65. A. L. Atehortúa Cruz. De López Pumarejo a Rojas Pinilla: partidos, violencia y ejército (1934—1957). Bogotá, Universidad Militar Nueva Granada, 2010, p. 30.

Система Orphus

Loading...
Up