Роль интегрирующей функции в школьном учебнике при формировании целостного представления о научной картине мира

 
Код статьиS181570410018649-8-1
DOI10.54884/S181570410018649-8
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Соискатель
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы165-173
Аннотация

В статье анализируется роль интегрирующей функции в школьном учебнике, определяется актуальность создания школьного учебника нового поколения, необходимого для отражения научных достижений в естественнонаучных дисциплинах, о которых говорится в Федеральном государственном образовательном стандарте, докладе ЮНЕСКО и результатах исследования PISA. За основу исследования взята теория школьного учебника, разработанная отечественными учеными В.Г. Бейлинсон, Д.Д. Зуевым, В.В. Краевским, С.Г. Шаповаленко и др. На основе выдвинутых критериев для отбора учебников проводится сравнительное исследование актуальных российских и британских учебников по естественнонаучным предметам для выпускных классов основной общеобразовательной школы по выявлению путей реализации интегрирующей функции. Показано, что интегрирующая функция проявляется во взаимосвязи между внутренними компонентами учебника как внутриструктурная интеграция, во взаимосвязи учебника с другими предметными компонентами, выходящими за рамки учебника, как внутрипредметная интеграция и во взаимосвязи учебника с дополнительным материалом как интеграция между смежными предметами. В статье выделяются новые взаимосвязанные с учебником компоненты, полученные в ходе исследования, – модули и разделы учебника, линии учебников и экзаменационная программа по предмету. Обосновывается, что интегрирующая функция в школьном учебнике способствует формированию целостного представления о естественнонаучной картине мира, необходимой для развития естественнонаучной компетенции.

Ключевые словашкольный учебник, учебник нового поколения, интегрирующая функция, линия учебников, научная картина мира
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов18489
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Современная реформа образования проводится во всех развитых странах мира, в том числе и в России, с целью проведения модернизации содержания образования для отражения в нем новых требований современного общества. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) перед содержанием естественнонаучных предметов ставит задачи по формированию у учащихся целостного представления о естественнонаучной картине мира и развития естественнонаучной компетенции [1].
2 Может ли школьный учебник оказывать эффективное влияние на формирование у учащихся целостного представления о научной картине мира? Вопрос о необходимости проведения модернизации в содержании школьного учебника поднимается в документах международной организации ЮНЕСКО как острая необходимость, помогающая не только и не столько отразить в школьных учебниках национальные интересы конкретной страны, сколько затронуть проблемы всемирного масштаба [2]. В анализе результатов международной программы PISA по оценке образовательных достижений учащихся говорится о снижении показателей в оценке знаний российских учащихся, способных продемонстрировать естественнонаучную компетенцию (естественнонаучную грамотность) в решении задач различных жизненных ситуаций, связанных с естествознанием и технологией, – от 3,7% в 2015 г. к 3,1 % в 2018 г. [3]. В анализе исследований PISA комментируется проблема отсутствия заданий, которые должны быть нацелены на развитие у учащихся умения работать со схемами, размещенными в российских учебниках по физике и химии [3].
3 Определение внутренних связей в учебнике. Для определения связи между основным текстом, заданиями, иллюстрациями в учебнике, а также выявления других внутренних и внешних связей учебника обратимся к теории школьного учебника, в разработке которой принимали участие отечественные ученые В.Г. Бейлинсон, Д.Д. Зуев, В.В. Краевский, С.Г. Шаповаленко и др. По определению школьный учебник является основным средством обучения, необходимым для использования в работе учителя и учащегося [4]. Отражение содержания школьного образования, решение учебных задач по предмету, поставленных государственным учебным планом, в учебнике реализуются при помощи дидактических функций, формирующих его качества как средства обучения. Поэтому учебник представляет собой специальную учебную книгу с особым образом разработанными структурой и содержанием, отличающими учебник от какой-либо другой научно-познавательной литературы и информационных источников. Согласно теории школьного учебника его структуру составляют следующие компоненты: текстовые компоненты, аппарат организации усвоения (АОУ), иллюстративный материал (ИМ) и аппарат ориентировки (АО), как видно в табл. 1.
4 Таблица 1.  Структура учебника (по Д.Д. Зуеву)

всего просмотров: 217

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, № 64101 от 31 мая 2021 г. // Министерство просвещения Российской Федерации. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo/ .

2. Pingel F. UNESCO Guidebook. On Textbook Research and Textbook Revision. Paris: Braunschweig. 2010. 83 p. URL: https://www.ehu.eus/documents/3120344/3356415/Unesco+guidebook.pdf/6bdf16d1-a184-4a42-a90e-033b77fdbd42.

3. Министерство просвещения Российской Федерации. Институт стратегии развития образования Российской академии образования. Центр оценки качества образования. В каком направлении развивается российская система общего образования? По результатам международной программы PISA-2018. URL: http://www.centeroko.ru

4. Зуев Д.Д. Школьный учебник. М.: Просвещение, 2015. 319 с.

5. Даниэльян Я.В. Развитие представлений о функциях школьного учебника в отечественной педагогике второй половины ХХ – начала ХХI века: дис. … кан. пед. наук: 13.00.01. СПб., 2008. С. 219.

6. Геддис Е.В. Изменения содержания естественнонаучного образования в условиях реформы школы в Англии // Человек и образование. 2019. 3 (60). С. 119–122.

7. Walsh E. The science of life and the environment for a unified science: Synergy. London: Collins; 2016. 392 p.

8. Walsh E. Physical sciences for combined science: Synergy. London: Collins; 2017. 372 p.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх