Развитие феномена «наставничество» в педагогической науке и практике

 
Код статьиS181570410018647-6-1
DOI10.54884/S181570410018647-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы150-156
Аннотация

В статье рассматривается феномен возникновения и развития наставничества. Проанализированы этапы развития, место и рольнаставничества в педагогике и образовании. В Российской империи институт классного наставничества оформился во второй половине XIX века, когда был закреплен законодательно.Практики наставничества получили широкое распространение в Соединенных Штатах Америки в рамках социальной работы с детьми в начале XX века.Представлены основные характерные особенности наставничества. В самом общем виде наставничество можно определить, как способ передачи знаний, навыков и установок от более опытного человека – менее опытному. На основании анализаоткрытых литературных источников с описанием феномена «наставничество», а также опыта осуществления наставнической деятельности в профессиональных образовательных организациях выявлены существующиесегодня проблемы развития Института наставничества.Описаны компоненты, актуальные для целостной системы образования Российской Федерации в рамках актуализациии возрождения системы наставничества.

Ключевые слованаставничество, институт наставничества, система наставничества наставник, педагог
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов14282
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Наставничество широко распространено в разных областях деятельности современного человека. Однако история возникновения наставничества уходит корнями в далекое прошлое – древние люди в целях выживания столкнулись с необходимостью сохранения и передачи накопленного интеллектуального богатства своим сородичам и будущим поколениям. Во времена отсутствия интернета, компьютеров, книг, а возможно и письменности, наставничество было практически единственным способом передачи и освоения знаний, умений, навыков. Мифы Древней Греции содержат информацию о друге великого Одиссея по имени Ментор, которому Одиссей поручил заботу о своем доме, хозяйстве, а также наставничество в жизнедеятельности и воспитание своего сына Телемаха. Зачастую эту историю рассматривают как начало формирования института наставничества в образовании. Проявление наставничества стало закономерностью эволюционного процесса, которое формировалось на протяжении жизни практически всех поколений человечества с эпохи первобытности [1].
2 Сегодня при наличии всех благ и возможностей технологического прогресса, наставничество, конечно, не является жизненно необходимым процессом в развитии общества. Однако на основе накопленного опыта динамики эволюционных процессов развития человечества можно утверждать, что во многих областях жизнедеятельности человека, где практический опыт и высокое мастерство играют исключительную роль в осуществлении профессиональных обязанностей (например, ручной труд, сфера обслуживания, торговля, управление и многие другие), наставничество является обязательным элементом процесса передачи знаний, умений и навыков, без которого полное и истинное освоение профессии невозможно.
3 Методы исследования. Представлен анализ состояния исследований в области наставничества в РФ и за рубежом. Использованы теоретические методы исследовательской деятельности: контент-анализ социологической, педагогической литературы по теме исследования; анализ законодательных и нормативно-правовых актов и документов; сравнение; обобщение лучших практик, опыта наставничества; эмпирический метод - наблюдение.
4 Результаты анализа состояния исследований феномена «наставничество». Описание феномена «наставничество» впервые появилось в текстах, повествующих об истории Древней Греции. Великий философ Сократ «главной задачей наставника видел пробуждение мощных душевных сил ученика» [1]. По мнению Сократа, ученик и наставник должны находиться в равных положениях в своих спорах о поиске истины. И его главный постулат «Я знаю только то, что ничего не знаю» только подтверждает эту мысль.
5 В свою очередь Платон, ученик Сократа, развивая линию своего учителя и наставника, отмечал в своих трудах, «что воспитание нужно начинать с раннего возраста, так как оно должно обеспечить постепенное восхождение ребенка к миру идей. Осуществлять подобное воспитание способен, прежде всего, наставник преклонных лет» [1]. Согласно Платону, учителя, подобно правителям, властвуют умами ведомых ими учеников.

всего просмотров: 384

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Щербакова Т. Н., Щербакова Е. В. Исторический аспект наставничества как форма профессиональной адаптации молодого педагога Теория и практика образования в современном мире материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). СПб Свое издательство, 2015. С. 18–22.

2. Якушкина М. С. Кураторство как способ активизации неформального образования молодежи Человек и образование. 2015. №3. С. 128–132.

3. Ичетовкина Н. М. Идеи К. Д. Ушинского в исследовании феномена классного наставничества в отечественной дореволюционной гимназии Образование и воспитание. 2015. № 5 (5). С. 12–14.

4. О школе и учителе сборник постановлений и материалов. М.,1938, с. 40.

5. Материалы совместного заседания Государственного совета и Комиссии при президенте по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития России от 23 дек. 2013 года ГосМенеджмент. 2018. № 8. URL httpwww.gosman.rupoliticsnews=33753 (дата обращения 17.06.2021).

6. Башарина О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования Инновационное развитие профессионального образования. 2018. № 3 (19). С. 18–26.

7. Долгушева А. Н., Кадневский В. М., Сергиенко Е. И. Наставничество как педагогический феномен история и современность Вестн. Ом. ун-та. 2013. № 4. С. 264–268. URL httpscyberleninka.ruarticlennastavnichestvo-kak-pedagogicheskiy-fenomen-istoriya-i-sovremennostviewer (дата обращения 17.06.2021).

8. Илакавичус М.Р. Теоретические основы взаимодействия формального и неформального образования взрослых автореф. дисс. ... докт. пед. наук. М., 2018. 40 с.

9. Ройтблат О.В. Построение организационных структур для оказания образовательных услуг в системе повышения квалификации автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2005. 22 с.

10. Окерешко А. В. Стимулирование педагогов к информальному образованию в процессе повышения их квалификации автореферат дисс. ... канд. пед. наук. Новгород, 2016. 25 с.

11. Якушкина М.С. Кураторство как фактор развития воспитательного пространства вуза. СПб СПбГУ, 2006.

12. Якушкина М.С. Роль кураторов в формировании субъективной позиции студентов и школьников Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2007. № 4. С. 197–204.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх