К вопросу о «чистых» коносаментах

 
Код статьиS013207690007476-5-1
DOI10.31857/S013207690007476-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Российский университет транспорта
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаГосударство и право
ВыпускНомер 11
Страницы104-112
Аннотация

Основным документом в процессе «документарной» продажи товара традиционно выступает коносамент – универсальный многоцелевой документ, используемый исключительно при перевозках грузов морским либо внутренним водным транспортом. Например, как показывает практика, при аккредитивных сделках банки, являющиеся важным звеном в договоре купли-продажи товара, негативно относятся к так называемым «нечистым» коносаментам, содержащим определенные оговорки, предпочитая получить комплект документов, которые включают только «чистые» коносаменты. В статье в первую очередь анализируются оговорки, которые могут быть внесены в коносамент и представляют собой односторонние заявления перевозчика по тем или иным вопросам исполнения договора морской перевозки и не требующие согласования с грузоотправителем.  

Юридическое значение оговорок, вносимых в коносамент, заключается в том, что они направлены на защиту перевозчика от ответственности за могущими быть неточными или ложными сведения, представленные отправителем груза. Однако негативные правовые последствия включения в коносамент оговорок заключаются в том, что они в существенной степени снижают доказательственную силу коносамента.

В статье показано, что не любая оговорка, внесенная в коносамент, делает его «нечистым». В этой связи исследуются положения ряда международных конвенций, регулирующих правовой режим морской перевозки груза, а также банковская практика, воплощенная в унифицированных правилах, которые получили отражение в публикациях Международной Торговой Палаты.

Рассматривается также важный практический вопрос о целесообразности использования перевозчиком практики выдачи «чистых» коносаментов при наличии сомнений в надлежащем состоянии груза в обмен на предоставление отправителем гарантийных писем, предусматривающих возмещение потенциальных убытков перевозчику при сдаче груза получателю.

В заключительной части приводятся обобщающие выводы и рекомендации.

Ключевые словадоговор купли-продажи, банк, коносамент, оговорки, международное морское право, капитан, морское судно, перевозчик, грузоотправитель
Получено08.11.2019
Дата публикации16.12.2019
Кол-во символов33342
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1085

Оценка читателей: голосов 0

1. Голубчик А.М., Катюха П.Б. О некоторых аспектах возможности применения электронного коносамента в практике нефтетрейдеров // Росс. внешнеэкономический вестник. 2017. № 4. С. 104.

2. Гревцова Т.П. Морская перевозка груза: учеб. // Сов. морское право / под ред. В.Ф. Мешеры. М., 1985. С. 125.

3. Гуцуляк В.Н. Российское и международное морское право (публичное и частное). М., 2017. С. 347, 348.

4. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. Международное частное морское право. Л., 1984. С. 179.

5. Кокин А.С., Левиков Г.А. Международная транспортная экспедиция. М., 2005. С. 279, 280.

6. Лунц Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. М., 2002. С. 628.

7. Максимаджи М.И. О гарантийных письмах, выданных под чистый коносамент // Морское право и практика: информ. сб. / отв. ред. П.И. Струмпе. Вып. 29. Л., 1958. № 3. С. 36.

8. Свидерский В.В. Транспортная документация при морской перевозке грузов и ее правовое значение: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 1985. С. 17, 18.

9. Gold Е., Chicop А., Kindred Н. Maritime Law. Toronto, 2003. Р. 408–414.

10. Grime R. Shipping Law. Concise college texts. London, 1978. Р. 82, 83.

11. Hopkins F.N., Watkins G.G. Business and Law for the Shipmaster. 7th ed. Glasgow, 1998. Р. 478 - 581.

12. Luh Putu Sudini; Ni Wayan Sitiari; Ni Putu Pertamowati. Bill's of Lading Implication in International Trade // Journal of Law, Policy and Globalization (J.L. Pol'y & Globalization). Vol. 60. 2017. Р. 24.

13. Pejovic С. Clean Bill of Lading in Contract of Carriage and Documentary Credit: When Clean May Not Be Clean, 4 Penn St. J.L. & Int'l Aff. 127 (2015). Р. 128.

14. Stevens F. Carriage under Bills of Lading: The Applicable Law, European Journal of Commercial Contract Law (EJCCL), 2009. № 3. Р. 126.

15. Sun Chan Leng. Holder of a Bill of Lading // Singapore Academy of Law Journal (SAcLJ). 1995. № 7. Р. 355–366.

16. Tetley W. Letter of indemnity: should they be related? // McGill Law Journal. V/23. 1974. Р. 668 - 776.

17. Wilson J.F. Carriage of goods by sea. London, 1988. Р. 125.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх