Учебный эксперимент в структуре технологий смешанного обучения

 
Код статьиS181570410018639-7-1
DOI10.54884/S181570410018639-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Профессор кафедры физики и методики обучения физике
Аффилиация: Алтайский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Должность: Доцент кафедры физики и методики обучения физике
Аффилиация: Алтайский государственный педагогический университет
Адрес: Российская Федерация, Барнаул
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы124-131
Аннотация

В статье на материале актуализирована значимость учебного эксперимента в преподавании естественных наук. Приведены данные анализа эволюции учебного эксперимента в преподавании школьного курса физики. Отмечено сокращение доли демонстрационного и лабораторного эксперимента в учебных программах. Сделан вывод о снижении требований к учителям ставить во главу угла всего преподавания предмета учебный эксперимент. Данные проведённого микроисследования среди будущих учителей выявили их неготовность строить преподавание предмета на экспериментальной основе. Причиной низкого уровня экспериментальной подготовки учащихся назван формальный подход со стороны учителей и контролирующих органов к постановке демонстрационных и лабораторных опытов. Высказаны оптимистические суждения относительно демонстрационных опытов, которые без ущерба уровню преподавания могут быть заменены соответствующими видеозаписями. В статье представлено три варианта решения проблемы постановки лабораторного эксперимента  при реализации технологий дистанционного и смешанного обучения в школе и вузе. Первый вариант предполагает проведение опытов на простом самодельном оборудовании. Согласно второму и третьему вариантам, в удалённом режиме обучения для проведения учебных исследований  учащиеся получают инструкции и видеозаписи проведённых опытов, а также материалы для обработки результатов измерений. Во втором варианте опыты проводятся с использованием программно-аппаратных комплексов. В третьем варианте используются традиционные измерительные приборы. В статье приведены сведения о доступе к экспериментальным материалам, подготовленным авторами проводимого педагогического исследования.   

Ключевые словаучебный эксперимент, смешанное обучение, дистанционное обучение, натурный эксперимент, виртуальный эксперимент, видеодемонстрации
Источник финансированияСтатья подготовлена при финансовой поддержке Минпросвещения России в рамках реализации государственного задания на выполнение прикладной НИР по теме «Методика преподавания физики в общеобразовательной организации с учётом реализации моделей смешанного обучения» (Государственное задание № 073-00037-21-01 от 14.07.2021).
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов16123
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. О решающей роли эксперимента в преподавании естественно-научных дисциплин неоднократно высказывались специалисты в области теории образования и видные представители фундаментальных наук. Одно из самых знаменитых и категоричных высказываний о роли эксперимента принадлежит профессору О. Д. Хвольсону, который еще в 1900 г. в одном из своих докладов утверждал, что «Преподавание физики, в котором эксперимент не составляет основы и краеугольного камня всего изложения, должно быть признано бесполезным и даже вредным» [1, С. 12]. Подобные мнения решающим образом отразились на реформе отечественного образования периода начала 70-х годов прошлого столетия, одной из генеральных линий которой являлось повышение доли и методологической значимости учебного эксперимента. При этом приветствовалось увеличение доли экспериментальной части курса физики, особенно его лабораторной составляющей. Например, в одном из вышедших в то время методических пособий, только в течение двух первых лет изучения физики, учащимся предлагалось дополнительно к обязательным лабораторным работам выполнить 101 экспериментальное задание [3].
2 Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что во многих современных программах и предлагаемых учителям вариантах календарно-тематического планирования учебного материала демонстрационные опыты вообще не обозначаются [5-7]. Соответственно, в отличие от лабораторных работ, они выпадают и из зоны контроля. Относительно же контроля за выполнением лабораторных работ, следует отметить одну негативную тенденцию. Поскольку названия лабораторных работ в программах и календарно-тематических планах обозначаются в явном виде, работы оформляются учениками обычно в отдельных тетрадях. Формально проверить, проводил учитель обозначенные работы или не проводил, труда не представляет. Администрация требует от учителя неотступного следования программе и запрещает заменять работы равноценными, включать в календарно-тематическое планирование дополнительные работы, даже проводить кратковременные работы, которые не отражаются на формулировках тем уроков. Требуется за все работы в обязательном порядке ставить отдельные оценки, оформлять работы согласно единым шаблонам. Надо отметить, что ничего общего такие требования с теорией и методикой учебного лабораторного эксперимента не имеют [8].
3 Методы. Высказать предположение о том, что в школах ситуация с экспериментальной подготовкой учащихся неблагополучна, позволяют данные опросов, проводимых нами в течение нескольких последних лет среди студентов Алтайского государственного педагогического университета, обучающихся по профилю подготовки «Физика и информатика». Во-первых, подавляющее большинство поступающих на данное направление, в старших классах изучали физику по самой распространенной 2-х часовой программе. Единый государственный экзамен по физике они не сдавали. На вопросы: «Как часто вам на уроках физики показывали демонстрационные опыты?», «Сколько примерно опытов вам показывали в 7-9 и в 10-11 классах?», лишь очень небольшое число студентов отвечало, что опытов было много, особенно в 7-9 классах. Многие студенты писали в опросных листах, что опытов было крайне мало. Были случаи, когда студенты отвечали, что опытов в старших классах им вообще никогда не показывали. С лабораторными работами ответы были более оптимистичными, но количество лабораторных работ, близкое к заявленному в программах количеству, указывали лишь единицы.

всего просмотров: 260

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Основы методики преподавания физики в средней школе / В. Г. Разумовский, А. И. Бугаев, Ю. И. Дик и др. М.: Просвещение, 1984. 398 с.

2. Совершенствование содержания обучения физике в средней школе / под ред. В. Г. Зубова, В. Г. Разумовского, Л. С. Хижняковой. М.: Педагогика, 1978. 176 с.

3. Буров В. А., Кабанов С. Ф., Свиридов В. И. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6¬-7 классах средней школы. М.: Просвещение, 1981. 112 с.

4. Программы для общеобразоват. учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. / Сост. Ю. И. Дик, В. А. Коровин, В. А. Орлов. 4-е изд., перераб. М.: Дрофа, 2004. 256 с.

5. Артеменков Д. А., Воронцова Н. И., Жумаев В. В. Физика. Сборник примерных рабочих программ. Предметные линии «Сферы». 7-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М.: Просвещение. 2019. 157 с.

6. Громцева О. И. Методическое пособие по физике. 7 класс: к учебнику А. В. Пёрышкина «Физика. 7 класс» ФГОС (к новому учебнику). М.: Экзамен. 2021. 191 с.

7. Бобошина С. Б. Справочник. Физика. 10-11 классы. ФГОС. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен. 2019. 320 с.

8. Буров В. А., Дик Ю. И., Зворыкин Б. С. и др. Фронтальные лабораторные занятия по физике в 7 – 11 классах общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 1996. 368 с.

9. Таныгин С. В. Сложная физика на простом самодельном оборудовании: учеб.-методич. пособие. Барнаул: БГПУ, 2006. 103 с.

10. Шаповалов А. А., Андреева Л. Е. Педагогическое конструирование экспериментальных задач по физике: учеб. пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2018. 176 с.

11. Шаповалов А. А., Андреева Л. Е. Задачный подход к экспериментальной подготовке учителя физики: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2021. 208 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх