Модель организации управления эффективностью профессиональной деятельности педагога на основе работы с большими данными

 
Код статьиS181570410018637-5-1
DOI10.54884/S181570410018637-5
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры информационных технологий
Аффилиация: Нижегородский институт развития образования
Адрес: Российская Федерация, Нижний Новгород
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы105-116
Аннотация

В статье рассматривается проблема управления эффективностью профессиональной деятельности педагога в условиях нарастания скорости процессов генерации данных об образовании в цифровой образовательной среде. Представлена разработанная и апробированная Нижегородским институтом развития образования процессуальная модель организации управления эффективностью профессиональной деятельности педагога на основе работы с большими данными в общем образовании, которая представляет собой базовую составляющую внутришкольной системы оценки качества образования, ориентированную на реализацию системной работы с разными видами и составом данных на основе комплексных компетенций педагогов (профессиональных и цифровых) в области Big Data в образовании. Введено в научный оборот теории и методики профессионального образования понятие «комплексные профессиональные компетенции» применительно к педагогам, работающим с большими данными в образовании, формирование которых является необходимым условием для реализации эффективной профессиональной деятельности педагога в современной школе. В рамках проектного исследования, ориентированного на проверку гипотезы об условиях и механизмах управления эффективностью профессиональной деятельности педагога в новых условиях, определены основные подходы к формированию комплексных компетенций педагогического работника в области Big Data в образовании, выявлены проблемные зоны в деятельности педагога, затрудняющие процесс их формирования и совершенствования и возможные способы их устранения, определен перечень показателей эффективности профессиональной деятельности педагога в области работы Big Data в образовании. Практическое применение разработанной процессуальной модели для управления эффективностью профессиональной деятельности педагога имеет важное значение для создания в современной школе условий для образовательной деятельности, удовлетворяющей в полном объеме потребности и запросы всех участников образовательных отношений.

Ключевые словабольшие данные, виды и состав больших данных в общем образовании, эффективность профессиональной деятельности педагога на основе работы с большими данными, компетенции педагогического работника для работы с большими базами данных, профессиональная деятельность педагога
Получено16.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов24986
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Данные в цифровом обществе – это важный ресурс управления развитием всех сфер жизни. Стратегия развития образования в цифровом обществе сегодня основана на работе с большими массивами данных, анализ которых позволяет максимально точно скорректировать направление, содержание и качество образовательной деятельности современной школы. Это обуславливает значимость подготовки педагогических кадров, компетентных в анализе и интерпретации данных об образовании, непрерывно генерируемых в цифровой образовательной среде.
2 Актуализация создания механизмов управления эффективностью педагогической деятельности на основе применения технологии анализа данных, одной из приоритетных технологий научно-технологического развития всех сфер современного общества, сквозной технологии Национальной технологической инициативы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 18.04.2016 № 317 (ред. от 20.04.2019) «О реализации Национальной технологической инициативы», обусловлена ростом требований к качеству общего образования в условиях интенсивного развития цифровой образовательной среды, указанных в ряде правительственных документов: в паспортах национального проекта «Образование», федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, методических рекомендациях для внедрения в основные общеобразовательные программы современных цифровых технологий.
3 Цифровая трансформация сферы образования определяет новые условия и инструменты для реализации образовательных программ в современной школе и, что особенно важно, обеспечивает педагога новым ресурсом стратегического управления качеством образования – большими данными об образовательной деятельности в условиях развития современного образования.
4 Таким образом, основополагающими аспектами эффективной профессиональной деятельности учителя будущего становятся направления работы, ориентированные на решение вызовов времени:
  • как получить в полном объеме актуальные объективные данные о качестве учебной деятельности и организовать системную работу с ними;
  • как использовать результаты анализа больших данных в образовании для управления эффективностью собственной профессиональной деятельности, а значит, и качеством учебного процесса?
5 При этом главной проблемой, затрудняющей полноценную педагогическую деятельность по работе с основными данными объекта управления и выстраиванию информационной стратегии улучшения качества образовательных результатов каждого обучающегося по конкретному предмету (программе, курсу), является отсутствие у педагогов комплексных компетенций (профессиональных и цифровых) для работы с большими данными о результатах современного образования.

всего просмотров: 394

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Лескина И.Н. Комплексные компетенции для работы с большими данными в общем образовании // Нижегородское образование. 2020. № 4. С. 4-13.

2. Лескина, И. Н. Оценка эффективности управленческой деятельности как инструмент совершенствования профиля цифровых компетенций // Нижегородское образование. 2020. № 1. С. 27–34.

3. Лескина И.Н. Большие данные как ресурс управления эффективностью профессиональной деятельности педагогического работника / И.Н. Лескина // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации : сборник научных трудов; материалы Девятнадцатой открытой Всеросс. конф. (Москва, онлайн, 19–20 мая 2021 г.) / М.: ООО "1С-Паблишинг", 2021. С. 179-181.

4. Алексеев, H. A. Педагогические основы проектирования личностно-ориентированного обучения, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук, Общая педагогика, Тюменский государственный университет, Екатеринбург. 1997

5. Слободчиков, В. И. Очерки психологии образования, Биробиджан, Биробиджанский государственный педагогический институт. 2005. 272 с.

6. Игнатьева, Г. А., Тулупова, О. В. Нормативно-компетентностная модель преподавателя системы дополнительного профессионального образования // Образование и наука. 2018. № 20 (4). С. 153–179.

7. Тулупова, О. В. Позиционное самоопределение взрослого обучающегося в образовательных процессах // Психология обучения. 2010. № 7. 83–92.

8. Фиофанова, О. А. Анализ современного состояния исследований в области управления образованием на основании данных // Ценности и смыслы. 2020. №1(65). С. 71-83.

9. OECD TALIS 2018 Results (Volume I). Teachers and School Leaders as Lifelong Learners. 2019. URL: https://www.oecd.org/education/talis-2018-results-volume-i-1d0bc92a-en.htm (Accessed:13.10.2021).

10. Аванесов, В. Проблема объективности педагогических измерений // Педагогические Измерения. 2008. № 3. С. 3- 40.

11. Lang, C., Siemens, G., Wise, A. and Gasevic, D. (2017). The Handbook of Learning Analytics, SoLAR, Society for Learning Analytics Research.

12. The Global Information Technology Report in the Digital Economy (2016), World Economic Forum, URL: https://www.weforum.org/reports/the-global-information-technology-report-2016 (Accessed: 10.11.2021).

13. Калинкина, Е. Г., Лескина, И. Н. и Сулейменов, Р. Х. Практические аспекты применения IT-сервиса для научно-методического сопровождения независимой оценки качества образовательной деятельности образовательных организаций, Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования. 2019. 158 с.

14. Калинкина, Е. Г., Лескина, И. Н. и Гришина, М. С. Система оценки качества образования в школе: направления, инструментарий, программное обеспечение, Нижний Новгород, Нижегородский институт развития образования. 2020. 146 с.

15. Максимова, С. А., Герасимова И.В. Культурные эффекты образования взрослых: на пути к человеку эпохи постпостмодерна : монография – Н. Новгород : Нижегородский институт развития образования. 2016. 127 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх