Culture of modern schoolchildren: life trends of the younger generation

 
PIIS181570410018623-0-1
DOI10.54884/S181570410018623-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of Social Sciences, teacher of history and social studies
Affiliation:
Siberian Institute of Business, Management and Psychology
Krasnoyarsk school number 11
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Occupation: Director
Affiliation: Secondary school №10 with in-depth study of individual subjects Academician Yu.A. Ovchinnikov
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Occupation: Teacher of history and social studies
Affiliation: Secondary school №10 with in-depth study of individual subjects. Academician Yu.A. Ovchinnikov
Address: Russian Federation, Krasnoyarsk
Journal nameMan and Education
Edition
Pages66-75
Abstract

The article discusses the features of the formation of the culture of modern schoolchildren in the aspect of constructing the life trends of school youth on the material of an empirical study of the culture of schoolchildren in the city of Krasnoyarsk. The starting point of the research is the fact of transformation of cultural trends of schoolchildren in the cultural and educational context of the new technological reality. The authors test the hypothesis of the basic role of socio-cultural changes taking place under the influence of the new technological reality in a proactive manner precisely in youth culture and allow us to formulate a figurative definition of the emerging type of youth culture as a "culture of the desired present". The article presents some results of the conducted empirical research and makes assumptions about the tasks of further research work within the framework of the stated issues.

Keywordsyouth, school youth, youth culture, school culture, cultural trends, culture of the desired present
Received15.02.2022
Publication date16.02.2022
Number of characters21599
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Введение. Исследования молодежной культуры основываются на обобщенном анализе накопленных научных данных о молодежи, ее социокультурных особенностях, ментальных и поколенческих отличиях. Проблематика молодежной культуры на протяжении многих лет остается открытой и дискуссионной, требуя, таким образом, глубокого анализа самого феномена и специфики его проявления в современном социуме. При этом междисциплинарный характер феномена молодежной культуры и, следовательно, наличие различных теоретических направлений его исследования порождает достаточно разнородный спектр научной литературы.
2 С определенной долей условности можно выделить несколько ключевых подходов к изучению молодежной культуры, сформулированных на основе учений отдельных школ и направлений социально-гуманитарного дискурса: социологический, культурологический, культурно-антропологический, социально-философский, педагогический. В отечественной научной традиции молодежная культура изучается в основном в рамках социологических и социально-философских исследований, что во многом объясняется в большей степени стратификационным подходом к определению молодежи.
3 В основе современной молодежной культуры лежат два вида социокультурных связей: первый, опирающийся на социокультурные ценности молодежи, основанные на ее традиционных интересах и потребностях; и второй, базирующийся на развитии современных социокультурных технологий [5]. При этом развитие современных социокультурных технологий сегодня есть нечто большее, чем инструментальное использование технологических возможностей в социокультурной сфере.
4 Е.Л. Омельченко делает акцент на том, что «с одной стороны, российская молодежь, по сравнению с западными сверстниками, в меньшей степени включена в международную мобильность, с другой – она плотно вовлечена в глобальные молодежные тренды» [6, с. 8] и добавляет, что «на формирование особых молодежных солидарностей или культурных молодежных сцен не в меньшей степени (а в конкретной российской ситуации – в значительной степени) влияют государственные дискурсы в отношении молодежи, локальные условия взросления, гендерные, религиозные и этнические режимы нормативности и, конечно, уровень и качество жизни в целом» [6, с. 8].
5 Международные научные исследования в основном базируются на подходе, при котором культура рассматривается как зависимая переменная, что ставит ее в «слабую» позицию по отношению к обществу. В случае с молодежной культурой американский социолог Р. Мур объясняет ее проявление как «автономного социального элемента, продуцирующего собственные смыслы и тексты, имеющего собственную идентичность, репрезентирующую ее при помощи особых культурных кодов, тем самым создавая уникальную символическую структуру» [4, с. 61] в качестве ответа на «состояние постмодерна». Молодежная культура, по мнению Р. Мура, является некой образующей моделью для социальности молодежи и позволяет ей, усвоив культурный код, творить и быть активными участниками социокультурных процессов [12].

views: 250

Readers community rating: votes 0

1. 1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Парадоксальный молодой человек // Социс. Социологические исследования. 2006. №6. С. 26-36.

2. Каримова Э.Э., Шулунова Л.И. Молодежная культура как современное явление // Научные труды ЮКГУ им. М. Ауэзова. 2018. №4 (48). С. 317-323.

3. Карлова О.А. Главный вопрос цивилизации: кто будет «ловцом человеков» в следующем тысячелетии? // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2013. №1 (23). С. 6-12.

4. Кашпар В.И. Молодежная DIY-культура: перспектива культурсоциологического изучения // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2019. №3. С. 59-66.

5. Медведь Э.И., Киселева О.И., Левина И.Д. Молодежная культура в досуговой сфере московского мегаполиса // Среднее профессиональное образование. 2020. №12 (304). С. 37-39.

6. Молодежь в городе: культуры, сцены и солидарности: коллект. моногр. / сост. и науч. ред. Е.Л. Омельченко; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2020. 502 с.

7. Омельченко Е.Л. Молодежь и молодежные субкультуры. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 262 с.

8. Омельченко Е.Л. Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. №1 (149). С. 3-27.

9. Омельченко Е., Поляков С. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. №2. С. 11-132.

10. Щепанская Т.В. Система: тексты, традиции субкультуры. М.: ОГИ, 2004. 286 с.

11. Юсупзянова Н.Р. Мейнстрим: молодежная культура цифровой эпохи // Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. №2 (10). С. 151-153.

12. Moore R. Postmodernism and punk subculture: cultures of authenticity and deconstruction. The Communication Review. 2004. №7 (3). Pp. 305-327.

13. REFERENCES

14. Vishnevsky, Yu.R., Shapko, V.T. (2006) ‘Paradoxical young man’, Socis. Sociological research, 6, pp. 26-36. (In Russ.).

15. Karimova, E.E., Shulunova, L.I. (2018) ‘Youth culture as a modern phenomenon’, Scientific works of M. Auezov SKSU, 48 (4), pp. 317-323. (In Russ.).

16. Karlova, O.A. (2013) ‘The main question of civilization: who will be the "man catcher" in the next millennium?’, Bulletin of the Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev, 23 (1), pp. 6-12. (In Russ.).

17. Kashpar, V.I. (2019) ‘Youth crafts-culture: perspective of cultural and sociological study’, Journal of the Belarusian State University. Philosophy. Psychology, 3, pp. 59-66. (In Russ.).

18. Medved, E.I., Kiseleva, O.I., Levina, I.D. (2020) ‘Youth culture in the leisure sphere of the Moscow metropolis’, Secondary vocational education, 304 (12), pp. 37-39. (In Russ.).

19. Omelchenko E.L. (ed.) (2020) Youth in the city: cultures, scenes and solidarity: collection. Monogr. Publishing House of Higher School of Economics. (In Russ.).

20. Omelchenko, E.L. (2000) Youth and youth subcultures. M.: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).

21. Omelchenko, E.L. (2019) ‘Is the Russian case of transformation of youth cultural practices unique’, Monitoring of public opinion: economic and social changes, 149 (1), pp. 3-27. (In Russ.).

22. Omelchenko, E., Polyakov, S. (2017) ‘The concept of the cultural scene as a theoretical perspective and an analysis tool of urban youth communities’, Sociological Review, 16 (2), pp. 11-132. (In Russ.).

23. Shchepanskaya, T.V. (2004) System: texts, subculture traditions. M.: OGI. (In Russ.).

24. Yusupzyanova, N.R. (2018) ‘Mainstream: youth culture of the digital era‘, Youth Bulletin of the St. Petersburg State Institute of Culture, 10 (2), pp. 151-153. (In Russ.).

25. Moore, R. (2004) ‘Postmodernism and punk subculture: cultures of authenticity and deconstruction’, The Communication Review, 7 (3), pp. 305-327.

Система Orphus

Loading...
Up