Культура современных школьников: жизненные тренды подрастающего поколения

 
Код статьиS181570410018623-0-1
DOI10.54884/S181570410018623-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры общественных наук, учитель истории и обществознания
Аффилиация:
Сибирский институт бизнеса, управления и психологии
Красноярская школа №11
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Должность: Директор
Аффилиация: Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов им. академика Ю.А. Овчинникова
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Должность: Учитель истории и обществознания
Аффилиация: Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов им. академика Ю.А. Овчинникова
Адрес: Российская Федерация, Красноярск
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы66-75
Аннотация

В статье рассматриваются особенности формирования культуры современных школьников в аспекте конструирования жизненных трендов школьной молодежи на материале эмпирического исследования культуры школьников города Красноярска. Отправной точкой исследования является факт трансформации культурных трендов школьников в культурно-образовательном контексте новой технологической реальности. Авторы проверяют гипотезу базовой роли социокультурных изменений, происходящих под влиянием новой технологической реальности опережающим образом именно в молодежной культуре и позволяющих сформулировать образное определение формирующегося типа молодежной культуры как «культуры желаемого настоящего». В статье представлены некоторые итоги проведенного эмпирического исследования и делаются предположения о задачах дальнейшей исследовательской работы в рамках заявленной проблематики.

Ключевые словамолодежь, школьная молодежь, молодежная культура, культура школьников, культурные тренды, культура желаемого настоящего
Получено15.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов21599
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Исследования молодежной культуры основываются на обобщенном анализе накопленных научных данных о молодежи, ее социокультурных особенностях, ментальных и поколенческих отличиях. Проблематика молодежной культуры на протяжении многих лет остается открытой и дискуссионной, требуя, таким образом, глубокого анализа самого феномена и специфики его проявления в современном социуме. При этом междисциплинарный характер феномена молодежной культуры и, следовательно, наличие различных теоретических направлений его исследования порождает достаточно разнородный спектр научной литературы.
2 С определенной долей условности можно выделить несколько ключевых подходов к изучению молодежной культуры, сформулированных на основе учений отдельных школ и направлений социально-гуманитарного дискурса: социологический, культурологический, культурно-антропологический, социально-философский, педагогический. В отечественной научной традиции молодежная культура изучается в основном в рамках социологических и социально-философских исследований, что во многом объясняется в большей степени стратификационным подходом к определению молодежи.
3 В основе современной молодежной культуры лежат два вида социокультурных связей: первый, опирающийся на социокультурные ценности молодежи, основанные на ее традиционных интересах и потребностях; и второй, базирующийся на развитии современных социокультурных технологий [5]. При этом развитие современных социокультурных технологий сегодня есть нечто большее, чем инструментальное использование технологических возможностей в социокультурной сфере.
4 Е.Л. Омельченко делает акцент на том, что «с одной стороны, российская молодежь, по сравнению с западными сверстниками, в меньшей степени включена в международную мобильность, с другой – она плотно вовлечена в глобальные молодежные тренды» [6, с. 8] и добавляет, что «на формирование особых молодежных солидарностей или культурных молодежных сцен не в меньшей степени (а в конкретной российской ситуации – в значительной степени) влияют государственные дискурсы в отношении молодежи, локальные условия взросления, гендерные, религиозные и этнические режимы нормативности и, конечно, уровень и качество жизни в целом» [6, с. 8].
5 Международные научные исследования в основном базируются на подходе, при котором культура рассматривается как зависимая переменная, что ставит ее в «слабую» позицию по отношению к обществу. В случае с молодежной культурой американский социолог Р. Мур объясняет ее проявление как «автономного социального элемента, продуцирующего собственные смыслы и тексты, имеющего собственную идентичность, репрезентирующую ее при помощи особых культурных кодов, тем самым создавая уникальную символическую структуру» [4, с. 61] в качестве ответа на «состояние постмодерна». Молодежная культура, по мнению Р. Мура, является некой образующей моделью для социальности молодежи и позволяет ей, усвоив культурный код, творить и быть активными участниками социокультурных процессов [12].

всего просмотров: 252

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Leskina, I.N. (2020) ‘Complex competences for working with big data in general education’, Nizhny Novgorod Institute of Education Development, 4, pp. 4–12. (In Russ.)

2. Leskina, I.N. (2020) ‘Evaluation of the effectiveness of management activities as a tool for improving the profile of digital competencies’, Nizhny Novgorod Institute of Education Development, 1, pp. 27–34. (In Russ.)

3. Leskina I.N. (2021) ‘Big data as a resource for managing the effectiveness of the professional activity of a teacher’ in Teaching information technologies in the Russian Federation: collection of scientific papers; materials of the Nineteenth Open All-Russian. conf. (Moscow, online, May 19–20, 2021). M.: OOO "1C-Publishing", pp. 179-181. (In Russ.)

4. Alekseev, N.A. (1997) Pedagogical foundations of the design of student-centered learning. Abstract of Ph.D. dissertation, General Pedagogy, Tyumen State University, Russia. (In Russ.)

5. Slobodchikov, V.I. (2005) Essays on the Psychology of Education, Birobidzhan, Birobidzhan State Pedagogical Institute. (In Russ.)

6. Ignatieva, G.A., Tulupova, O.V. (2008) ‘Normative-competence model of the teacher of the system of additional professional education’, Education and Science, 20 (4), pp. 153–179. (In Russ.)

7. Tulupova, O.V. (2010) ‘Positional self-determination of an adult learner in educational processes’, Psychology of learning, 7, pp. 83–92. (In Russ.)

8. Fiofanova, O.A. (2020) ‘Analysis of the current state of research in education management based on data’, Values and meanings, 1 (65), pp. 71–83. (In Russ.)

9. OECD TALIS 2018 (2019) Results (Volume I). Teachers and School Leaders as Lifelong Learners [on-line]. Available at: https://www.oecd.org/education/talis-2018-results-volume-i-1d0bc92a-en.htm (Accessed:13.10.2021).

10. Avanesov, V. (2008) ‘The problem of objectivity of pedagogical measurements’, Pedagogical Measurements, 3, pp. 3-40. (In Russ.)

11. Lang, C., Siemens, G., Wise, A. and Gasevic, D. (2017). The Handbook of Learning Analytics, SoLAR, Society for Learning Analytics Research.

12. The Global Information Technology Report in the Digital Economy (2016), World Economic Forum Learners [on-line]. Available at: https://www.weforum.org/reports/the-global-information-technology-report-2016 (Accessed: 10.11.2021).

13. Kalinkina, E.G., Leskina, I.N. and Suleimenov, R.Kh. (2019) Practical aspects of using IT services for scientific and methodological support of an independent assessment of the quality of educational activities of educational organizations. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute of Education Development. (In Russ.)

14. Kalinkina, E.G., Leskina, I.N. and Grishina, M.S. (2020) System for assessing the quality of education at school: directions, tools, software. Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod Institute of Education Development. (In Russ.)

15. Maksimova, S.A., Gerasimova I.V. (2016) Cultural Effects of Adult Education: Towards a Post-Postmodern Era: Monograph. N. Novgorod: Nizhny Novgorod Institute of Education Development. (In Russ.)

Система Orphus

Загрузка...
Вверх