Мотивирующий мониторинг как элемент системы управления качеством образования

 
Код статьиS181570410018617-3-1
DOI10.54884/S181570410018617-3
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: И.о. директора
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: Москва, ул. Жуковского, 16
Должность: Руководитель Центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Должность: Главный научный сотрудник центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Должность: Ведущий специалист центра содержания и технологий обучения
Аффилиация: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт управления образованием Российской академии образования»
Адрес: ул. Жуковского, 16
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы7-19
Аннотация

В статье рассматриваются основные аспекты формирования методологии мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации, ориентированного на получение полной и достоверной информации, которая является основой принятия адекватных управленческих решений в системе управления качеством образования. Приводится система показателей и мотиваций. Направления оценки данных Мотивирующего мониторинга субъектов Российской Федерации разделены на 3 блока: 1) создание условий для достижения результатов - оценка качества работы субъектов Российской Федерации по направлению, которое обеспечивает образовательные и воспитательные результаты; 2) достижение образовательных и воспитательных результатов - оценка вклада субъектов Российской Федерации в достижение стратегических образовательных и воспитательных результатов системы образования страны; 3) организация рабочих процессов - оценка качества административной работы и исполнительской дисциплины субъектов Российской Федерации. Также в статье приводится формула расчётов для формирования рейтингов субъектов Российской Федерации. Авторы предлагают дискуссию о перспективах развития системы управления качеством образования и целесообразности расширения сферы распространения мониторинга до муниципального и институционального уровней.

Ключевые словамотивирующий мониторинг, система управления образованием, модель управления качеством образования, средневзвешенный результат, рейтинг.
Источник финансированияСтатья подготовлена в рамках выполнения государственного задания ФГБНУ «ИУО РАО» 2021 года № 073-00006-21-04, научно-исследовательская работа «Разработка методологии анализа и интерпретации данных о системе управления образованием».
Получено15.02.2022
Дата публикации16.02.2022
Кол-во символов28809
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Система образования Российской Федерации испытывает влияние глобальных и национальных процессов, которые определяют направления её трансформации и требуют принятия целого ряда управленческих решений на всех уровнях власти: федеральном, региональном, муниципальном, институциональном [1]. Независимо от мировых и внутренних тенденций в современном российском обществе неизменно присутствует потребность в получении качественного образования.
2 Общие стратегии решения проблем развития содержатся в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024 года» [2], Паспорте национального проекта «Образование» [3], Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 №317 «О реализации Национальной технологической инициативы» [4] и др. В указанных документах обозначены основные направления модернизации российского общества, российского образования в условиях нелинейности и неопределенности социально-экономических процессов в мире, постоянных и стремительных изменений технологий, в том числе информационных и социальных, а также различных инноваций в социально-экономической сфере. Указанные направления актуализируют необходимость модификации подходов к оценке управления качеством образования – пересмотр парадигмы оценки с доминирующего акцента «оценка как измерение» на «оценку как основной механизм (инструмент) по улучшению результатов и качества образования». Применение подходов к оценке как к констекстуализированной практике, которая должна быть радикально пересмотрена в контексте беспрецедентных социальных изменений, позволяет обосновать применение тектологического подхода [5] при организации и разработке методологии оценки качества общего образования [6, 7].
3 В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования на федеральном уровне, включающая целый комплекс процедур, который позволяет осуществлять комплексную и многоплановую оценку качества подготовки обучающихся и оценку уровня профессиональной компетентности учителей.
4 Очевидным фактом является то, что с увеличением количества требований, предъявляемых к самой системе образования (реализация ФГОС, доступность, качество, цифровое равенство и др.), растут и требования к специалистам, в задачи которых входит эффективное управление данной системой. Эффективность управления необходимо оценивать, так как это неотъемлемый элемент целостной системы управления качеством образования, которая целенаправленно формируется Минпросвещения России. Однако отсутствие единых стандартизированных измерительных материалов оценки эффективности механизмов управления качеством образования и культуры использования результатов такой оценки на всех уровнях может негативно отразиться на решении сформулированной стратегической задачи по достижению российским образованием высокого уровня, сравнимого с лучшими мировыми примерами.

всего просмотров: 644

Оценка читателей: голосов 0

1. 1. Организация Объединенных Наций. Индикаторы ЦУР. Глобальные рамки показателей для целей в области устойчивого развития и целей повестки дня для устойчивого развития на период до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://unstats.un.org/sdgs/indicators/Global%20Indicator%20Framework%20after%202019%20refinement_Rus.pdf . Дата обращения: 20.09.2021.

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/4302. Дата обращения: 10.02.2021.

3. Паспорт национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL:http://government.ru/info/35566. Дата обращения: 10.12.2021.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.04.2016 №317 (ред. от 20.04.2019). URL: http:// «О реализации Национальной технологической инициативы». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71380666/. Дата обращения: 10.05.2021.

5. Любичанковский С.В. Внутренние кризисы системы управления: тектологический подход // Общественные науки и современность. 2008. № 6. С.53-59.

6. Слинков А. М. Мониторинг как управленческий процесс: принципы, методы, функции // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. № 2 (223). [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-kak-upravlencheskiy-protsess-printsipy-metody-funktsii. Дата обращения: 10.09.2021.

7. Фиофанова О. А. Анализ современного состояния исследований в области управления образованием на основании данных // Ценности и смыслы. 2020. № 1 (65).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 05 августа 2013 г. №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://base.garant.ru/70429494/. Дата обращения: 10.08.2021.

9. Приказ Министерства просвещения РФ и Министерства науки и высшего образования РФ «Об осуществлении мониторинга системы образования в части результатов национальных и международных исследований качества образования и иных аналогичных оценочных мероприятий, а также результатов участия обучающихся в указанных исследованиях и мероприятиях». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201912270004. Дата обращения: 10.10.2021.

10. Приказ Рособрнадзора № 590«Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся». [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://docs.cntd.ru/document/554691568. Дата обращения: 10.11.2021.

11. Абрамов В.И., Миндзаева Э.В. Ключевые направления разработки концепции формирования единого федерального кадрового резерва руководителей системы образования Российской Федерации // Человек и образование. - 2021. - № 3. - С. 7-12.

12. Чайко И.Л., Довбыш С.Е. Технология формирования программ повышения квалификации для специалистов органов управления образованием // Человек и образование. 2021. № 2 (67). С. 122-128.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх