Инновационные направления совершенствования социального образования специалистов социальной сферы

 
Код статьиS181570410018538-6-1
DOI10.54884/S181570410018538-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Cтарший научный сотрудник
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Заведующая кафедрой теории и технологии социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Декан факультета психолого-социальной работы
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаЧеловек и образование
Выпуск
Страницы50-58
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению инновационных направлений совершенствования социального образования специалистов социальной сферы в условиях реализации национальных проектов. Анализируются требования к образованию в условиях сетевой цивилизации, учитываются новые познавательные возможности личности в условиях сетевых связей в освоении потенциала социального образования как по содержанию, так и в аспектах новых организационных форм и технологий. Развитие социального образования рассматривается в историко-культурном контексте с начала девяностых годов до настоящего времени на фоне совершенствующейся системы среднего и высшего профессионального образования. Раскрывается роль социальных функций образования в контексте международных и федеральных требований к интеграции маломобильных групп населения в современный социум.  Анализируется содержание каждой из функций социального образования с учетом новых инновационных направлений реальной  действительности в институциональных формах, обновляющейся нормативно-правовой базы, опыта инновационной деятельности с маломобильными группами населения. В едином концептуальном плане рассматривается анализ программ для отдельных получателей социальных услуг, профессиональная подготовка специалистов по социальной работе и оценка деятельности со стороны студентов актуальности и значимости основных направлений деятельности в рамках программ социального образования. Уделяется особое внимание инклюзивным программам дополнительного образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Рассматриваются интеграционные процессы в образовании граждан пожилого возраста и лиц с инвалидностью, реализация для них андрагогических программ, получение ими более высоких статусов, повышение качества их жизни. В завершении делаются выводы о инновационном подходе к совершенствованию социального образования специалистов социальной сферы в условиях сетевого общества. 

Ключевые словаинновационные направления, специалисты социальной сферы, сетевое общество, социальные функции, социальное образование, междисциплинарный подход, инклюзивное образование, интеграционные процессы, андрагогическая направленность
Получено09.02.2022
Дата публикации09.02.2022
Кол-во символов18477
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Введение. Актуальность исследования заключается в обосновании вектора развития социального образования специалистов социальной сферы, где выделяются следующие приоритетные направления:
  • новые требования сетевого общества к подготовке специалистов социальной сферы в контексте целей и ценностей образования и культуры в эпоху неопределенности XXI века;
  • новые познавательные возможности, открывающиеся для обучающихся с учетом специфики инновационного содержания и организации социального образования;
  • обогащение социальных функций образования в связи с постоянно изменяющейся социальной реальностью, обновлением нормативно-правовой базы реализации социальной политики, системой поддержки граждан, социальной защитой отдельных групп населения, взаимодействием ведомств, научных и профессиональных сообществ, общественных организаций, направленных на развитие системы действий, связанных с реализацией национальных проектов «Демография», «Образование», государственной программы «Доступная среда» и др.
2 Цель исследования: обоснование инновационных направлений совершенствования социального образования специалистов социальной сферы в условиях цифровой цивилизации.
3 Методы были определены целью нашего исследования, в них входят: контент-анализ современной научной литературы по вопросам формирования и развития социального образования, метод анкетирования для выявления отношения обучающихся к вопросам формирования доступного социального образования, а также анализ официальных интернет ресурсов (сайтов) на предмет выявления инновационной направленности обучения людей старших возрастных групп.
4 Результаты. Анализ современной научной литературы выявил, что совершенствование социального образования в условиях новых требований общества предполагает ориентацию на следующие приоритеты:
  • опора на сетевые ресурсы сети интернет как базового канала коммуникации, способствующего развитию коммуникативной среды, преодолению пространственно-временных, межпоколенческих, межотраслевых, межэтнических и других ограничений;
  • доминирование горизонтальных связей над вертикальными во всех сферах коммуникации и взаимодействия, что приводит к новым моделям связей мини-сообществ в аспекте межотраслевого взаимодействия, обогащающего содержание и технологии социального образования;
  • поддержка личностно-ориентированных тенденций в пространстве сетевых ресурсов (индивидуализация образовательных услуг, создание сообществ, организующих волонтерскую помощь, объединений, ориентированных на творчество, образование, социокультурную коммуникацию, персонализированный сервис);
  • учет новых запросов, которые вызваны высоким уровнем динамики изменений в обществе, связанным с созданием новой информации, которая выступает основной ценностью и требует дополнительных экономических ресурсов. Необходимо учитывать, что меняется расстановка сил в системе «человек-информация»; если раньше пользователь, как правило, выступал потребителем информации, то теперь его роль в сетевом пространстве становиться более активной и ориентированной на получение конкретного результата.

всего просмотров: 246

Оценка читателей: голосов 0

1. Кондаков.А.М. Сергеев И.С. Базовые ценности российской цивилизации и их трансформация на этапе перехода к цифровому обществу // Педагогика. 2020. №6. С. 5–23.

2. Кондаков.А.М. Сергеев И.С. Методология проектирования общего образования в контексте цифровой трансформации // Педагогика. 2021. №1. С. 5–9.

3. Осипов А.М. Общество и образование. Лекции по социологии образования. В.Новгород: Изд-во НГУ им. Ярослава Мудрого, 1998. 204 с.

4. Реализация социальных функций непрерывного образования в процессе подготовки социально-педагогических кадров/ научн. ред. С.С. Лебедева, С.М. Безух, Я.Т. Рзаева. СПбГИПСР; РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге»: СПб, Баку, 2015.134 с.

5. Лебедева С.С. Развитие социальных функций образования взрослых (на примере инвалидов)//Человек и образование. 2009. №1(18). С.25-29

6. Рюмина Ю.В., Филиппова Н.Н. Реализация программ дополнительного профессионального образования // научно-методический сборник: социальное обслуживание семей и детей. Выпуск 17. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов трудоспособного возраста. СПб., 2019. С. 219-220

7. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задач развития Российской Федерации до 2024 г.» http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 [12/09/2021]

8. Платонова Н.М. Основы социального образования: учебное пособие. СПб.: СПбГИПСР, 2013. 114 с.

9. Психолого-педагогические вопросы современного образования: монография/ред.кол.: Ж.В.Мурзина, О.Л. Богатырева. Чебоксары: ИД «Среда», 2021. 172 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх