Джон Милтон Кейдж. Музыкант, который изменил лицо музыки ХХ века

 
Код статьиS032120680000720-6-1
DOI10.31857/S032120680000720-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Институт философии РАН
Адрес: Российская Федерация, 109240 Москва, ул. Гончарная, 12, стр. 1
Название журналаСША & Канада: экономика, политика, культура
ВыпускВыпуск № 9
Страницы116-127
Аннотация

   

Статья посвящена творчеству американского авангардного композитора начала ХХ века, музыкального теоретика, пионера в области алеаторики в электроакустической музыке, нестандартного использования музыкальных инструментов и первопроходцу в области электронной музыки Джону Милтону Кейджу (1912–1992 гг.). Речь идёт также об экспериментах композитора, оказавших влияние на мир танца, изобразительного искусства, театра, оперы, альтернативного рока. В вопросе радикального преобразования фундаментальных принципов западной музыки Кейдж часто был в центре дискуссий, а его творчество и сегодня рассматривается как важный вклад во многие аспекты американской культуры ХХ века.

Творчество композитора подобрало инновационный ключ новых стилистических подходов, проложивших путь современному искусству постмодерна, художественным запросам, возникшим в конце 1960-х годов, когда сама жизнь Дж. Кейджа определялась и интенсивной дружбой со многими художниками американского авангардного сообщества. Композитор радикально изменил также восприятие музыки, а его музыкальные идеи во многом определили развитие не только новых тенденций в музыке, но и саму культуру послевоенного авангарда, а экспериментальное музыкальное творчество способствовало разрушению барьеров между такими сферами художественного производства, как музыка, живопись, исполнение танца и др., позволяя осуществляться новой междисциплинарной работе между различными видами искусств.

Ключевые словафилософия музыки, американский музыкальный экспериментализм, творчество композитора Кейджа, открытая музыкальная форма, "случайные операции", "расширенные" музыкальные инструменты, музыка шумов.
Получено24.09.2018
Дата публикации27.09.2018
Кол-во символов32656
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной.
1 Каждый раз, когда обсуждается современная экспериментальная музыка, несомненно, упоминается имя американского композитора-авангардиста Джона Кейджа (1912–1992 гг.), изобретённое им "подготовленное фортепиано", "случайная" музыка, наложение различных слоёв звука, расширение и изменение звука с помощью механических средств массовой информации. Все эти сферы, в которых Дж. Кейдж играл ведущую роль как беспокойный и бесконечно жаждущий новых изобретений композитор, который даже молчание (композиция "4'33") сделал элементом музыки, – музыкальный феномен длительное время представлявшийся публике вызывающей композицией. Хотя композитор был почти повсеместно признан ведущей фигурой послевоенного американского музыкального авангарда ХХ века, и сегодня, после его кончины в 1992 г. далеко не просто определить другого междисциплинарного творческого гения, более повлиявшего на ход изменения и развития музыки в середине–конце ХХ века, чем он.
2 Его влияние по-прежнему ощущается спустя более 20 лет после его смерти. Он написал сотни композиций, которые публикуются в известных музыкальных издательствах, регулярно исполняются по всему миру. Кейдж получал заказы от крупных оркестров, камерных ансамблей, солистов, и, по меньшей мере, от одной оперной труппы. Сам он говорил, что историю музыки ХХ века "не следует рассматривать как творца в обычном смысле этого слова".
3 Такая радикальная прокламация приводит к точке зрения некоторых официальных музыкальных институтов, что Кейдж был более философом, чем композитором, и его идеи были более интересными, чем сама его музыка. Один из безвестных критиков Кейджа задаётся вопросом о том, что "Кейдж и не собирается быть одним из величайших композиторов мира", но "переработал себя" в одного из ведущих философов в музыке ХХ века, проявив при этом немалое остроумие. Подобная точка зрения стала даже в своём роде стандартным способом борьбы с Кейджем, которая условно началась с заявления одного из его музыкальных редакторов из Нью-Йорка в бытность там композитора, что он не может относиться к Кейджу как к "самому важному и влиятельному композитору нашего времени". А посему правдоподобнее было бы определить его как "музыко-философа" или даже просто – философа музыки.
4 Применение им случайных методов почти всегда рассматривалось как радикальный отказ от музыкальных устоев и пренебрежения ко всему традиционно музыкальному. В качестве причин этого разрыва называются внешние силы иррациональности (например, такие как дзэн-буддизм). В качестве следствия такого влияния, как полагают, Кейдж решил заменить музыкальную гармонию бросанием выпадающих случайным образом кубиков для реализации своих установок таким образом, что он в конечном счёте удаляет следы своей личности из комбинированной работы. Начиная примерно с 1950 г., композитор отошёл от прагматизма точной нотной записи и прибегнул к ограниченным способам работы с нотацией.

Всего подписок: 0, всего просмотров: 1829

Оценка читателей: голосов 0

1. Джон Кейдж. 2012. Тишина. Лекции и статьи. Переводчики: Григорий Дурново, Виктор Коган, Елизавета Миллер, Марина Переверзева, Михаил Сапонов, Дмитрий Ухов, Мария Фадеева. М.: Полиграф-книга. – 384 c.

2. Кейдж Дж. 1997. История экспериментальной музыки в США // Музыкальная академия. № 2. – С. 205–210.

3. Кейдж Дж. 2004. Автобиографическое заявление. Пер. М. Переверзевой // Джон Кейдж. К 90-летию со дня рождения. Науч. труды МГК им. П.И. Чайковского. Сб. 46. М.: – С. 15–34.

4. Кейдж Дж. 2006. Экспериментальная музыка: доктрина // Дубинец Е. Made in USA: музыка это всё, что звучит вокруг. М.: Композитор – С. 356–361.

5. Манулкина О.Б. 2010. От Айвза до Адамса: американская музыка XX века. СПб.: изд-во Ивана Лимбаха.– 784 с.

6. Переверзева М.В. 2006. Джон Кейдж: жизнь, творчество, эстетика. М.: Московская консерватория, РУСАКИ – 336 c.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх