On the Byzantine-Mongol Marriages

 
Название публикации (др.)О византийско-монгольских брачных связях
Код статьиS207987840023180-7-1
DOI10.18254/S207987840023180-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: Университет штата Нью-Йорк в Олбани
Адрес: США, Олбани
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

В статье рассматривается политическое сближение между Византией и монголами, скрепленное во второй половине XIII в. целым рядом политических браков, заключенных между монгольскими ханами и византийскими деспинами. Ключевой проблемой при анализе этих отношений следует признать кажущуюся несовместимость двух идеологий: византийской, с идеей уникального статуса христианской Римской империи как высшего в иерархии государств и, вследствие этого, неодобрения брачных связей с иностранными правителями, и особенно — с правителями из мусульманского или языческого миров; и монгольской, согласно которой Монгольская империя рассматривала себя как единственную державу, которой должны были подчиниться все государства, при этом браки рассматривались как один из символических элементов такого подчинения. Компромисс был найден именно с византийской стороны: хотя каноническое право не признавало межрелигиозных браков, тем не менее браки между знатными византийками и монголами стали признаваться как своего рода вид христианской миссии, с надеждой на потенциальное увеличение влияния православия на монгольской территории. К середине XIII в. некоторые из монгольских ханов приняли ислам, поэтому часть византийско-монгольских браков следует рассматривать и в качестве первых браков между имперской династией Палеологов и мусульманскими правителями. Как представляется, «мягкое» отношение к христианству со стороны монголов, вчера язычников, а ныне мусульман, повлияло на принципы византийской дипломатии, которая окончательно отказалась от политики «блестящей изоляции» на Востоке и сочла возможным выдавать замуж рожденных вне брака дочерей императора за мусульманских правителей. Эта же парадигма отношений повлияла и на более поздние браки (в XIV и XV вв.) между Палеологами и/или Великими Комнинами и соседними тюркскими правителями, в числе которых были и османы.

Ключевые словамонголы, Византия, династические браки, Никейская империя, Трапезундская империя, Золотая Орда, государство Ильханов, Михаил VIII Палеолог, Мария Палеологина Дипловатацина, Ногай, Хулагу, Абака, Байду
Получено14.09.2022
Дата публикации15.12.2022
Кол-во символов66922
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 126

Оценка читателей: голосов 0

1. Aigle D. The Letters of Eljigidei, Hülegü and Abaqa: Mongol overtures or Christian Ventriloquism? // Inner Asia. 2005. T. 7 (2). P. 143—162.

2. Aigle D. The Mongol Empire between Myth and Reality. Leiden, 2015.

3. Amitai-Preiss R. Mongol Imperial Ideology and the Ilkhanid War against the Mamluks // The Mongol Empire and its Legacy / R. Amitai-Press and D. Morgan. Leiden, 1999. P. 57—72.

4. Asdracha C. A Brief Commentary to the Verses of Supplication to the Virgin, dedicated to her by the Despoina of Mongoulion // Cahiers archéologiques. 1995. Vol. 43. P. 183—184.

5. Atwood Ch. P. Encyclopedia of Mongolia and the Mongol empire. N. Y., 2004.

6. Barzos K. Ἡ Γενεαλογία τῶν Κομνηνῶν. Vols. I—II. Thessalonica, 1984.

7. Brand Ch. Byzantium confronts the West, 1180—1204. Cambridge (MA), 1968.

8. Bryer A. A. M. The Grand Komnenos and the Great Khan at Karakorum in 1246 // Res Orientales. 1994. Vol. 5: Itinéraires d’Orient. Hommages à C. Cahen. P. 257—261.

9. Bryer A. A. M. Greek historians on the Turks: the case of the first Byzantine-Ottoman marriage // The Writing of History in the Middle Ages. Essays presented to Richard William Southern / ed. R. H. С Davis and J. M. Wallace-Hadrill. Oxford, 1981. P. 471—493.

10. Веселовский Н. И. Хан из темников Золотой Орды Ногай и его время. Петроград, 1922.

11. Cahen C. The Formation of Turkey. The Seljukid Sultanate of Rūm: Eleventh to Fourteenth Century / transl. and ed. by P. M. Holt. N. Y., 2001.

12. De Nicola B. Women in Mongol Iran. The Khātūns, 1206—1335. Edinburgh, 2017.

13. Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches, 565-1453. Vols. I—V. Munich, Berlin, 1924—1977. Vol. III (with assistance of P. Wirth): Regesten von 1204—1282. Munich, 1977.

14. Dölger F. Regesten der Kaiserurkunden des Oströmischen Reiches, 565—1453. Vols. I—V. Munich, Berlin, 1924—1977. Vol. IV: Regesten von 1282—1341. Munich, 1960.

15. Duda H. W. Die Seltschukengeschichte des Ibn Bībī. Copenhagen, 1959.

16. Failler A. Chronologie et composition dans l’Histoire de Georges Pachymère // Revue des Études Byzantines. 1981. T. 39. P. 145—249.

17. Grousset R. L’empire des steppes: Attila, Gengis-Khan, Tamerlan. P., 1965

18. Grumel V., Darrouzès J. Les regestes des actes du patriarcat de Constantinople. Vol. I: Les actes des patriarches. Fasc. II et III: les regestes de 715 à 1206. P., 1989.

19. Hewsen R. H. Armenia: A Historical Atlas. Chicago, 2001.

20. Jackson P. The Mongols and the West, 1221—1410. L., 2005.

21. Jeffreys M. et al. Prosopography of the Byzantine World, 2016. (King’s College London, 2017) [Электронный ресурс]. URL: http://pbw2016.kdl.kcl.ac.uk

22. Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2007.

23. Карпов С. П. Образование Трапезундской империи // Византийский Временник. 2001. Т. 60. С. 5—29.

24. Кляшторный С. Г. История Центральной Азии и памятники рунического письма. СПб., 2003.

25. Коробейников Д. А. Византийское наследство Сиятельной Порты: титул «кесарь Рима» (кайсер-и Рум) в османской политической традиции // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2021. Т. 12. Вып. 5 (103) [Электронный ресурс]. URL: https://history.jes.su/s207987840015717-7-1/?sl=ru DOI: 10.18254/S207987840015717-7

26. Korobeinikov D. Byzantium and the Turks in the Thirteenth Century. Oxford, 2014.

27. Korobeinikov D. Crossing the Border: Shifting Identities in Byzantine Anatolia in the Eleventh and Twelfth Centuries // Space and Communities in Byzantine Anatolia. Papers From the Fifth International Sevgi Gönül Byzantine Studies Symposium / ed. by N. D. Kontogiannis and B. Tolga Uyar. Istanbul, 2021. P. 425—436.

28. Korobeinikov D. The Ilkhans in the Byzantine Sources // New Approaches to Ilkhanid History / ed. by T. May, D. Bayarsaikhan, Ch. P. Atwood. Leiden, 2021. P. 385—424.

29. Korobeinikov D. Orthodox Communities in Eastern Anatolia in the Thirteenth and Fourteenth Centuries. Part 1: The Two Patriarchates: Constantinople and Antioch // Al-Masāq. 2003. Vol. 15. P. 197—214.

30. Korobeinikov D. Orthodox Communities in Eastern Anatolia in the 13th — 14th centuries. Part 2: The Time of Troubles // Al-Masāq. 2005. Vol. 17. P. 1—29.

31. Korobeinikov D. “These are the narratives of bygone years”: Conquest of a Fortress as a Source of Legitimacy // Urban Agencies: Reframing Anatolian and Caucasian Cities (13th — 14th Centuries) & Movement and Mobility in the Medieval Mediterranean: Changing Perspectives from Late Antiquity to the Long-Twelfth Century / M. Kinloch and B. de Nicola // Medieval Worlds 2021. Vol. 14. P. 179—201. DOI: 10.1553/medievalworlds_no14_2021s179 Open Access Publication, URL: http://www.medievalworlds.net/medieval_worlds?frames=yes

32. Lippard B. G. The Mongols and Byzantium, 1243—1341. Ph.D. dissertation. Ann Arbor, 1984.

33. Meyendorff J. Byzantium and the Rise of Russia. Cambridge, 1981.

34. Наделяев В. М., Насилов Д. М., Тенишев Э. Р., Щербак А. М. Древнетюркский словарь. Л., 1969.

35. Nystazopoulou M. G. Η εν τῃ Ταυρικῄ χερσονήσῳ πόλις Σουγδαία από του ΙΓ’ μέχρι του ΙΕ’ αιώνος [Δημοσιεύματα του Αρχαιολογικού Δελτίου 7]. Athens, 1965.

36. Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. Eastern Europe, 500—1453. L., 1971.

37. Peacock A. C. S. Sinop: A Frontier City in Seljuq and Mongol Anatolia // Ancient Civilizations from Scythia to Siberia. 2010. Vol. 16. P. 103—124, 537.

38. Pelliot Paul. Les Mongoles et la Papauté // Revue de l’Orient chrétien. 1922—1923. Vol. 3 (23). P. 3—30.

39. Pfeiffer J. Conversion Versions: Sultan Öljeytü's Conversion to Shi'ism (709/1309) in Muslim Narrative Sources // Mongolian Studies. 1999. T. 22. P. 35—67.

40. Pieralli L. La corrispondenza diplomatica dell’Imperatore byzantino con le potenze estere nel tredicesimo secolo (1204—1282). Studio storicodiplomatistico ed edizione critica [Collectanea Archivi Vaticani 54]. Città del Vaticano, 2006.

41. Queller D., Madden T. The Fourth Crusade. The Conquest of Constantinople. 2nd edition. Philadelphia, 1997.

42. Rachewiltz I. de. Some Comments on the Ideological Foundations of Chinggis Khan’s Empire // Papers on Far Eastern History 1973. T. 7. P. 21—36.

43. Runciman S. The Ladies of the Mongols // Εἰς μνήμην Κ. Ἀμάντου. Athens, 1960. P. 46—53.

44. Shukurov R. The Byzantine classification of the Turks: Archaization or academic traditionalism? // Philopation: Spaziergang im kaiserlichen Garten. Schriften über Byzanz und seine Nachbarn. Festschrift für Arne Effenberger zum 70 Geburtstag / N. Asutay-Effenberger and F. Daim. Mainz, 2013. P. 273—296.

45. Shukurov R. The Byzantine Turks, 1204—1461. Leiden, 2016.

46. Shukurov R. Harem Christianity: the Byzantine Identity of Seljuk Princes // The Seljuks of Anatolia: Court and Society in the Medieval Middle East / ed. by A. C. S. Peacock and Sara Nur Yıldız. L., 2013. P. 115—150.

47. Шукуров Р. М. Великие Комнины и Восток (1204—1461). СПб., 2001.

48. Prosopographisches Lexikon der Palaiologenzeit / E. Trapp, H.-V. Beyer. Wien, 1976—2000.

49. Weller AL. Marrying the Mongol Khans: Byzantine Imperial Women and the Diplomacy of Religious Conversion in the 13th and 14th Centuries // Scandinavian Journal of Byzantine and Modern Greek Studies. 2016. Vol. 2. P. 177—200.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх