Сова и птицы: литературный сюжет в европейских изобразительных памятниках XVI—XVII вв. (эмблематика, картография, живопись)

 
Код статьиS207987840022687-4-1
DOI10.18254/S207987840022687-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Российский государственный гуманитарный университет
Институт истории естествознания и техники им. С. И. Вавилова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Статья посвящена истории воплощения литературного сюжета о сове, преследуемой птицами, в изобразительных памятниках XVI—XVII вв. Сюжет о сове и птицах появился в античной басне и основывался на зоологических наблюдениях и практике охоты. Басня осуждала непредусмотрительность и небрежение мудрыми советами, а сова могла выступать в качестве как мудрой птицы, так и неразумной. От античной басни тот же сюжет заимствовала и басня эпохи Ренессанса. Однако в связи с изменившейся символикой совы и филина в христианстве рассматриваемый сюжет наполнялся все новыми и новыми смыслами, находившими визуальное воплощение в эмблематике, изобразительном искусстве и даже картографии, где оказался сопряжен с бестиарной символикой определенных земель.

Ключевые словасова, филин, символика, басня, эмблематика, картография, живопись
Получено12.05.2022
Дата публикации17.10.2022
Кол-во символов17606
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 141

Оценка читателей: голосов 0

1. Аристотель. История животных. М., 1996.

2. Бабина Н. П., Грицай Н. И. Фламандская живопись XVII—XVIII вв. Каталог коллекции. СПб., 2005.

3. Басни Эзопа / пер., ст. и коммент. М. Л. Гаспарова. М., 1968.

4. Кудрявцев О. Ф. Русские земли в западноевропейской космографии первой половины XVI в. М., 2020.

5. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.; Л., 1935. Т. 2.

6. Махов А. Е. Эмблематика. Макрокосм. М., 2014.

7. Нестеров А. В. «И всегда отличать одно от другого», или о «символических контекстах» совы и филина в европейской живописи XV–XVII вв. // Бестиарий ненависти: Res et Verba — 9. Тула, 2021. С. 55—78.

8. Ораторы Греции. М., 1985.

9. Пчелов Е. В. Фантазийный флаг Тартарии с совой из «Книги о флагах» Карла Алярда // «IN HOC SIGNO VINCES»: Материалы Международного знаменоведческого симпозиума (6—8 июня 2019 г.). СПб., 2021. С. 12—18.

10. Соколов М. Н. Время и место: Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. М., 2002.

11. Хачатуров С. В. «Птичьи концерты» барокко и Просвещения. «Корабль дураков» или «Сад Эдем»? // XVIII в: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII в. М., 2000. С. 111—122.

12. Alciato A. Emblematum libellus. Venice, 1546.

13. Ripa C. Iconologia or Morall Emblems. L., 1709.

14. Wepler L. Fabulous Birds. Melchior d’Hondecoeter as Storyteller // Melchior d’Hondecoeter. 1636—1695 / Nationalgalerie, Staatliche Museen zu Berlin. B., 2010. P. 33—59.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх