Имперская политика аккультурации «инородцев» средствами просвещения (на материалах урало-поволжских и центрально-азиатских территорий Российской империи)

 
Код статьиS207987840014091-9-1
DOI10.18254/S207987840014091-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация:
Оренбургский государственный педагогический университет
Самарский федеральный исследовательский центр РАН
Адрес: Российская Федерация, Оренбург
Название журналаИстория
Выпуск
Аннотация

Обзорная статья направлена на решение крупной научной проблемы — определение содержания и характера эволюции имперской политики в отношении кочевых и полукочевых народов урало-поволжских и центрально-азиатских территорий Российской империи путем анализа такого механизма «мягкой силы» империи, как система просвещения. Методологической основой исследования является концепция аккультурации. В настоящее время в историографии отсутствуют специальные исследования, комплексно охватывающие проблематику аккультурации кочевых и полукочевых подданных империи средствами просвещения. Основные результаты исследования заключаются в выяснении характера эволюции образовательной политики Российской империи в отношении кочевых и полукочевых народов Урало-Поволжья и Центральной Азии (в первую очередь калмыков, башкир, казахов) в XIX — начале XX вв., в сущностной характеристике трансформации элиты (в том числе формирующуюся национальную интеллигенцию) вышеуказанных этносов средствами просвещения; в рассмотрении внедряемой империей образовательной системы как канала аккультурации и механизма интеграции кочевых и полукочевых народов в социокультурное пространство российского общества. Обобщена практика функционирования системы «инородческого» образования применительно к кочевому и полукочевому населению юго-восточного фронтира Российской империи; установлена степень ее результативности с точки зрения формирования лояльных национальных элит кочевых и полукочевых сообществ, а также национальной интеллигенции.

Ключевые словааккультурация, колониализм, Российская империя, «инородцы», кочевые и полукочевые народы, ислам, имперская политика аккультурации, Урало-Поволжье, Центральная Азия
Источник финансированияИсследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-19-50009 / The reported study was funded by RFBR, project number 20-19-50009.
Получено03.02.2021
Дата публикации15.04.2021
Кол-во символов91148
Цитировать  
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

Всего подписок: 0, всего просмотров: 329

Оценка читателей: голосов 0

1. Айтмухамбетов А. А. Народное образование и формирование казахской интеллигенции Северо-Западного Казахстана во второй половине XIX — начале XX века: автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2000.

2. Алекторов А. Е. Очерки из истории развития инородческого образования в России // Журнал министерства народного просвещения. 1904. Июль. С. 27—46.

3. Алтынсарин И. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1976.

4. Анастасиев А. И. О татарских духовных школах // Русская школа. 1893. Декабрь. С. 126—137.

5. Афанасьев Ф. Н. И. Ильминский и его система школьного просвещения «инородцев» Казанского края // Известия по народному образованию. Июль. С. 1—31.

6. Афанасьев Ф. Н. И. Ильминский и его система школьного просвещения инородцев Казанского края // Известия по народному образованию. 1914. Сентябрь. С. 306—334.

7. Афанасьев Ф. Н. И. Ильминский и его система школьного просвещения инородцев Казанского края // Известия по народному образованию. 1914. Декабрь. С. 256—301.

8. Афанасьев Ф. Школы среди инородцев Казанского края до Н. И. Ильминского // Известия по народному образованию. 1913. Декабрь. С. 361—378.

9. Беккер С. Россия и концепт империи // Ab Imperio. 2000. № 34. С. 24—42.

10. Беккер С. Россия между Востоком и Западом: интеллигенция, национальное русское самосознание и азиатские окраины // Ab Imperio. 2002. № 1. С. 54—67.

11. Бекмаханов Е. Б. Присоединение Казахстана к России. М., 1957.

12. Бекмаханова Н. Е. Многонациональное население Казахстана и Киргизии в эпоху капитализма (60-е годы XIX века — 1917 г.) / отв. ред. В. М. Кабузан. М., 1986.

13. Бекхожин Х. К вопросу об учреждении школ в степи // Казахские чиновники на службе Российской империи. Алматы, 2014. С. 301—303.

14. Белая Е. Н. Теория и практика межкультурной коммуникации. М., 2011.

15. Бержанов К. Русско-казахское содружество в развитии просвещения / Алма-Ата, 1968.

16. Билз Ральф Л. Аккультурация // Антология исследований культуры. Т. 1. Интерпретация культуры. СПб., 1997. С. 348—370.

17. Бобровников Н. А. Русско-туземные училища, мектебе, медресе в Средней Азии // Известия по народному образованию. 1913. Июнь. С. 316—369.

18. Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений. Алма-Ата, 1961.

19. Васильев А. В. Исторический очерк русского образования в Тургайской области и современное его состояние. Оренбург, 1896.

20. Васильев Д. В. Россия и Казахская степь: административная политика и статус окраины. XVIII — первая половина XIX в. М., 2014.

21. Васильев Д. В., Любичанковский С. В. Административная аккультурация коренного населения Туркестанской области в российском законодательстве 1865—1866 гг. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 6. С. 61—75.

22. Васильев Д. В., Любичанковский С. В. Казахи и русские: бытовая аккультурация в XIX в. // Вопросы истории. 2018. № 3. С. 151—165.

23. Васильев Д. В., Любичанковский С. В. Русская власть в Туркестанском крае: визуализация имперского пространства как фактор аккультурации // Вестник Томского государственного университета. История. 2018. № 54. С.17—26.

24. Васильев Д. В. Административная аккультурация. Опыт региональной политики Российской империи в Центральной Азии, XVIII—XIX вв. Оренбург, 2018.

25. Витевский В. Н. Н. И. Ильминский, директор Казанской учительской семинарии. Казань, 1892.

26. Гафаров А. А., Бродовская Л. Н., Буравлёва В. В. Проблемы «инородческого» образования мусульман в Российской империи (XIX — начало XX вв.) // Образование и саморазвитие. 2012. № 4 (32). С. 171—176.

27. Гафаров А. А., Гафаров А. Н. Колониальная аккультурация традиционного уклада мусульман Российской империи // Вестник Казахстанского технологического университета. 2012. Т. 15. № 7. С. 269—303.

28. Годовова Е. В., Любичанковский С. В. Проявление объективных оснований этноидентичности в повседневном жизненном укладе тюркского населения Оренбургского казачьего войска (вторая половина ХVIII — первая половина ХIХ вв.) // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 432. С. 86—90.

29. Дамешек Л. М. Россия и народы Сибири в меняющемся пространстве империи: исторический опыт инкорпорирования // Азиатская Россия: люди и структуры империи. Сборник научных трудов. Омск, 2016. С. 171—176.

30. Джунджузов С. В. Имперские механизмы аккультурации и проблема сохранения этнической идентичности крещеных калмыков (среднее Поволжье и Южный Урал, XVIII—XIX вв.) // Кочевые народы Центральной Евразии ХVIII—XIX вв. Сравнительно-исторический Анализ политики Российской империи. Алматы, 2015. С. 143—154.

31. Джунджузов С. В. Калмыки в среднем Поволжье и на Южном Урале: имперские механизмы аккультурации и проблема сохранения этнической идентичности (середина 30-х гг. XVIII — первая четверть XX в.). Оренбург, 2014.

32. Дорджиева Е. В. Конфессиональный вопрос в имперской политике по отношению к традиционной калмыцкой элите в XVIII в. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 4. С. 976—982.

33. Ефименко М. Н., Камзина А. Д. Русское сектантство как «иная культура» и объект аккультурации на территории Оренбургской епархии второй половины XIX — начала XX вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Выпуск 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006013-3-1/ DOI: 10.18254/S207987840006013-3

34. Заруцкий А. Г., Ковальская С. И. Религиозная миграция на восточные окраины как фактор стягивания империи в XIX — начале XX вв. // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Выпуск 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006021-2-1/ DOI: 10.18254/S207987840006021-2

35. Знаменский П. В. О татарских переводах христианских книг // Отдельный оттиск без библиографических данных. Казань, 1887.

36. Избасарова Г. Б. Букеевское ханство и процесс аккультурации его населения // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Выпуск 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006071-7-1/ DOI: 10.18254/S207987840006071-7

37. Износков И. А. Инородческие школы Братства св. Гурия // Православный благовестник. 1901. № 1. С. 171—369.

38. Износков И. А. Инородческие школы Братства св. Гурия // Православный благовестник. 1901. № 2. С. 1—36.

39. Износков И. А. Материалы для истории христианского просвещения инородцев Казанского края. Вып. 3. Изд. 2. М., 1895.

40. Износков И. А. Обучение и воспитание инородцев в Казанском крае // Православный благовестник. 1904. № 3. С. 102—109.

41. Износков И. А. Обучение и воспитание инородцев в Казанском крае // Православный благовестник. 1904. № 4. С. 165—177.

42. Ильминский Н. Воспоминания об И. А. Алтынсарине. Казань, 1891.

43. Имперская политика аккультурации и проблема колониализма (на примере кочевых и полукочевых народов Российской империи) / под ред. С. В. Любичанковского. Оренбург, 2018.

44. История башкирского народа. Т. 4. СПБ., 2011.

45. Исхаков Р. Р. Христианское просвещение и формирование культурно-религиозных институтов татар-кряшен волго-уральского региона (последняя треть XVIII — начало ХХ вв.): автореф. дис. ... докт. ист. наук. Чебоксары, 2018.

46. Исхакова Р. Р. Образование в дореволюционной России: идеологический и конфессиональный аспекты // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 6. С. 26—32.

47. Кабытов П. С., Дубман Э. Л., Леонтьева О. Б. «Обретение Родины». Средняя Волга и Заволжье в процессе развития российской цивилизации и государственности (вторая половина XVI — начало XX вв.): к постановке проблемы // Вестник Самарского государственного университета. 2012. № 8/2(99). С. 4—14.

48. Казахские чиновники на службе Российской империи: сборник документов и материалов / отв. ред. Г. С. Султангилиева; сост. Г. С. Султангилиева, Т. Т. Далаева, С. К. Удербаева. Алматы, 2014.

49. Казиев С. Ш. Национально-просветительское движение и проекты национализма в Казахстане в конце XIX — начале XX вв. // Известия Алтайского государственного университета. 2014. № 4/2 (84). С. 128—133.

50. Кайралапина А. Ж., Султангалиева Г. С. Взаимоотношения переселенцев и коренного населения Казахской степи в позднеимперский период: конфликтный эффект и аккультурационный потенциал // Электронный научно-образовательный журнал «История». — 2019. Выпуск 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840007492-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840007492-0

51. Каппелер А. Россия — многонациональная империи я: возникновение, история, распад. М., 2000.

52. Керенский Ф. М. Медресе Туркестанского края // Журнал Министерства Народного Просвещения. 1892. Ноябрь. С. 18—52.

53. Коблов Я. Д. Конфессиональная школа казанских татар. Казань, 1916.

54. Ковальская С. И. Рецензия. Любичанковский С. В. Политика аккультурации средствами просвещения исламских подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX — начало XX вв.). Оренбург, 2018 // Вестник РУДН. Серия: История России. 2019. Т. 18. № 4. С. 1018—1022.

55. Коваляшкина Е. П. «Инородческий вопрос» в Сибири. Концепции государственной политики и областническая мысль. Томск, 2005.

56. Конев А. Ю. Влияние религиозного фактора на правовой статус сибирских аборигенов (XVII—XIX вв.) // Народонаселение Сибири. Стратегии и практики межкультурной коммуникации. XVII — начало ХХ вв. Новосибирск, 2008. С. 304—312.

57. Котюкова Т. В. Окраина на особом положении… Туркестан в преддверии драмы. М., 2016.

58. Кочаров В. Т. Из истории организации и развития народного образования в дореволюционном Узбекистане (1865—1917 гг.). Ташкент, 1966.

59. Краснодубовский С. Инородческая школа Казанского края // Московские ведомости. 1903. № 286. С. 4.

60. Кузнецов Я. Земские школы Уфимской губернии. 1900—1905 гг. // Известия по народному образованию. 1908. Август. С. 129—200.

61. Культурология / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М., 2011.

62. Леванов Н. Киргизские школы в Букеевской орде // Народная школа. 1883. № 9. С. 18-26.

63. Леванов Н. Киргизские школы в Букеевской орде // Народная школа. 1883. № 10. С. 21—25.

64. Леденева Н. В. Аккультурация как процесс межкультурного взаимодействия // Проблемы социально-экономического развития Сибири. Братск, 2011. С 145—147.

65. Леонтович О. А. Введение в межкультурную коммуникацию. М., 2007.

66. Линтон Р. Аккультурация в семи племенах американских индейцев. Нью-Йорк, 1940.

67. Лысенко Ю. А. Миссионерство Русской Православной церкви в Казахстане (вторая половина XIX — начало XX вв.). Барнаул, 2010.

68. Лысенко Ю. А. Модернизация и традиционализм сквозь призму событий восстания 1916 г. в центрально-азиатских окраинах России // Былые годы. 2017. Т. 43. Вып. 1. С. 317—325.

69. Лысенко Ю. А. Русская православная церковь в религиозном пространстве Казахстана: этапы и особенности институционального оформления (XVIII — начало ХХ вв.) // Былые годы. 2014. № 3. С. 387—391.

70. Любарский П. О новокрещенских школах // Православное образование. 1868. № 2. С. 372—387.

71. Любичанковский С. В. Аккультурационная модель понимания империи как методологическая альтернатива колониальному подходу // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. Выпуск 8 (82). URL: https://history.jes.su/s207987840006065-0-1/ DOI: 10.18254/S207987840006065-0

72. Любичанковский С. В. Политика аккультурации средствами просвещения исламский подданных Российской империи: исторический опыт Оренбургского края (середина XIX — начало XX вв.). Оренбург, 2018.

73. Любичанковский С. В. Политика оренбургской администрации по исламизации казахской степи и причины ее изменения в 1860-х гг. // Вопросы истории Сибири: сборник научных статей / отв. ред. М. К. Чуркин, Т. А. Сабурова, И. И. Кротт. Омск, 2015. Вып. 12. С. 112—120.

74. Мамлеева Т. М. Женское образование (башкирок и татарок) в дореволюционной Башкирии: дис. … канд. пед. наук. М., 1953.

75. Миронов Н. М. Очерк о русско-киргизских школах Уральской области // Известия по народному образованию 1910. Август. С. 177 — 199.

76. Народное образование в России с 60-х гг. XIX в. / сост. Н. В. Чехов. СПб., 1912.

77. Николай Иванович Ильминский: очерк его жизни и деятельности / сост. П. Н-ий. СПб., 1898.

78. Новая философская энциклопедия: в 4 т. Т. 1. М., 2001.

79. Нурминский С. Инородческие школы // Православное обозрение. 1864. Июнь. С. 201—226.

80. Нурминский С. Инородческие школы // Православное обозрение. 1864. Июль. С. 273—286.

81. Обухов М. И. Мектебе Уфимской губернии. Уфа, 1915.

82. Опыт переложения христианских вероучительных книг на татарский и другие инородческие языки в начале текущего столетия: материал для истории православного русского миссионерства / сост.и авт. предисловия Н. Ильминский. Казань, 1883.

83. Остроумов Н. Мусульманские мактабы и русско-туземные школы в Туркестанском крае // Известия по народному образованию. 1906. Февраль. С. 115—166.

84. Павловская О. А. Особенности аккультурации немецких принцесс в Российском императорском доме (конец XVIII — конец ХIХ вв.): автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2015.

85. Панов В. П. Записка об образовании мусульман Оренбургского края // Сборник документов и статей по вопросу об образовании инородцев. СПб., 1869. С. 453—462.

86. Плахотник Т. Ю. Деятельность администрации Степного края в сфере начального образования казахского населения в конце XIX — начале XX вв.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Омск, 2007.

87. Позднеев А. М. Новые учебники калмыцких начальных школ // Народное образование. 1916. Март. С. 267—278.

88. Прокопьев И. П. Переводы христианских книг на инородческие языки в первой половине XIX в. (исторический очерк). Казань, 1904.

89. Прокопьев К. П. Школьное просвещение инородцев Казанского края в XIX в. до введения просветительской системы Н. И. Ильминского. Казань, 1905.

90. Рашитов А. К. Начальная школа Башкирии за 20 лет. Уфа, 1941.

91. Рождествин А. С. Н. И. Ильминский и его система инородческого образования в казанском крае. Казань, 1900.

92. Савицкий Г. В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1850—1917 гг.: автореф. дис. … канд. ист. наук. Оренбург, 2004.

93. Садвокасова З. Т. Духовная экспансия царизма в Казахстане в области образования и религии (вторая половина XIX — начало XX вв.). Алма-Ата, 2005.

94. Садохин А. П. Введение в теорию межкультурной коммуникации. М.. 2000.

95. Селезнёв Н. А. Нерусские школы в Башкирии второй половины XIX в. и начала XX в.: дис. … канд. пед. наук. М., 1948.

96. Спасский Н. А. Просветитель инородцев Казанского края Н. И. Ильминский. Самара, 1900.

97. Стурова М. В. Русско-казахские школы в системе государственного управления образовательным пространством Степного генерал-губернаторства начала XX в. // Народы и религии Евразии. 2018. № 3 (16). С. 88—100.

98. Сулейманова А. Ш. История становления и развития национальных общеобразовательных школ и педагогических учебных заведений в Башкортостане, 1900 — начало 70-х гг. XX в.: автореф. дис. … докт. ист. наук. Уфа, 2000.

99. Султангалиева Г. С. Западный Казахстан в системе этнокультурных контактов (XVIII — начало XX вв.). Уфа, 2002.

100. Тажибаев Т. Т. Казахская школа при Оренбургской пограничной комиссии (1850—1869). Алма-Ата, 1961.

101. Тажибаев Т. Т. Просвещение и школы Казахстана во второй половине XIX в. Алма-Ата, 1962.

102. Трепавлов В. В. «Белый царь»: образ монарха и представления о подданстве у народов России XV—XVIII вв. М., 2007.

103. Фархшатов М. Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60—90-е гг. XIX в. / отв. ред. Х. Ф. Усманов. М., 1994.

104. Филимонов Д. Н. О Николае Ивановиче Ильминском. Казань, 1898.

105. Центральная Азия в составе Российской империи. М., 2008.

106. Чичерина С. Как началось дело просвещения восточных инородцев (окончание) // Известия по народному образованию. 1907. Октябрь. С. 29—45.

107. Чичерина С. Как началось дело просвещения восточных инородцев // Известия по народному образованию. 1907. Сентябрь. С. 235—296.

108. Эфиров А. Ф. Нерусские школы Поволжья, Приуралья и Сибири. М., 1948.

109. Bennett M. (ed.) Basic Concepts of Intercultural Communication, Selected Readings. Yarmouth, 1998.

110. Bennett M. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // International Journal of Intercultural Relations. 1986. P. 179—196.

111. Berry J. Immigration and Adaptation. Ontario, 1996.

112. Berry J., Sam D. Acculturation and adaptation. Boston, 1997.

113. Danielle Ross. Fighting for the Tsar, Fighting against the Tsar: The Use of Folk Culture to Mobilize the Tatar Population during World War I and the Russian Revolution (1914—1921) // Small Nations and Colonial Peripheries in World War I. Leiden, 2016. P. 211—229.

114. Dmitriev V. V., Lyubichankovskiy S. V. The Southern Periphery of the Russian Empire and a Problem of Colonialism (on materials of National Policy of Russia in Relation to the Crimean Tatars at the end of XVIII — the beginning of the 20th century) // Былые годы. 2017. № 45 (3). С. 10—18.

115. Dominic Lieven. Empire: The Russian Empire and Its Rivals. New Haven, 2002. P. 282—285.

116. Dzhundzhuzov S. V., Lyubichankovskiy S. Kalmyks of Southern Ural in the XVIII — early XX century: problems of assimilation, acculturation and preservation of ethnic identity // Былые годы. 2017. Т. 46. Вып. 4. С. 1194—1206.

117. Dzhundzhuzov S. V., Lyubichankovskiy S. The Influence of the Imperial Policy of Acculturation on the Formation and Evolution of the Power Elite among the Stavropol Christened Kalmyks (1737—1842) // Былые годы. 2018. Т. 49. Вып. 3. С. 970—979.

118. Herskovits M. Cultural Anthropology. New York, 1955.

119. James H. Meyer. Speaking Sharia to the State: Muslim Protesters, Tsarist Officials, and the Islamic Discourses of Late Imperial Russia // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 14. 2013. № 3. P. 485—505.

120. John W. Slocum. Who, and When, Were the Inorodtsy: The Evolution of the Category of “Aliens” in Imperial Russia // Russian Review 57. 1998. № 2. P. 173—190.

121. Morrison Alexander. Metropole, Colony, and Imperial Citizenship in the Russian Empire // Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History 13. 2012. № 2. P. 327—364.

122. Naganawa N. A Civil Society in a Confessional State? Muslim Philanthropy in the Volga-Urals Region // Adele Lindenmeyr, Christopher Read, and Peter Waldron (eds). Russia’s Home Front in War and Revolution, 1914—1922. Book 2: The Experience of War and Revolution. Bloomington, 2016. P. 59—78.

123. Redfield R., Linton R., Herskovits M. Memorandum for the study of acculturation // American Anthropologist. 1936. Vol. 38. № 1. P. 149—159.

124. Robert Crews. Empire and the Confessional State: Islam and Religious Politics in Nineteenth-Century Russia // American Historical Review 108. 2003. No. 1. P. 50—83.

125. Robert F. Baumann. Subject Nationalities in the Military Service of Imperial Russia: The Case of the Bashkirs // Slavic Review. No 46. 1987. P. 489—502.

126. Rozaliya Garipova. The Protectors of Religion and Community: Traditionalist Muslim Scholars of the Volga-Ural Region at the Beginning of the Twentieth Century // Journal of the Economic and Social History of the Orient 2016. No 59. P. 126—165.

127. Tomohiko Uyama. A Particularist Empire: The Russian Policies of Christianization and Military Conscription in Central Asia // Empire, Islam, and Politics in Central Eurasia. Sapporo, 2007. P. 23—63.

128. Ward C., Kennedy A. Psychological and Socio-cultural Adjustment. Ontario, 1993.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх