Ссоры и стычки на дорогах дореволюционной России

 
Код статьиS241436770029846-0-1
DOI10.37490/S241436770029846-0
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент
Аффилиация: Вятский государственный университет
Адрес: Киров (Вятка), 610020, Киров (Вятка), ул. Пятницкая, д. 38 Б, кв. 9
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 31
Аннотация

В статье исследуются дорожные конфликты, столкновения и стычки, возникавшие при движении гужевого транспорта на дальние расстояния. Работа основана на изобразительных, документальных и нарративных источниках, в том числе литературно-публицистических. Показано, что ссоры, стычки и столкновения нередко вызывались неудобствами пути. Кроме того, в прошлом конфликты на дорогах являлись социальной проблемой: когда проехать было трудно, людям приходилось обозначать свой статус. Все это позволяет судить о формировании специфических черт историко-культурной традиции, а именно дорожной традиции России.

Ключевые словадореволюционная Россия; история повседневности; дорожная традиция России; дорожные конфликты; гужевые средства передвижения; русская зима; русская литература и публицистика.
Получено25.03.2024
Дата публикации29.03.2024
Кол-во символов33304
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Проблематика. Живший в г. Вятке начинающий художник В. М. Васнецов в 1866–1868 гг. создал серию графических рисунков на темы русских пословиц и поговорок. Много лет спустя, примерно в 1910–1913 гг., был выпущен альбом этих рисунков с комментариями-пояснениями. Для пословицы «По одежке протягивай ножки» Васнецов изобразил мужика в телеге, который вынужден уступить дорогу барину в бричке. И подпись: «Рисунок представляет узкую дорогу, на которой встретились важно катящий на паре барин и скромно едущий на телеге крестьянин. Барин своею бричкою, соответственно своему социальному положению, занял чуть не всю дорогу, а бедному крестьянину пришлось задержать лошадь, свернуть с дороги и съехать на самый край, чтобы дать дорогу барину. И общественное положение, и имущественное состояние его вполне отвечают той узкой полосе дороги, которое он занял при встрече с барином»1. Общественное положение и имущественное состояние при подобных встречах на дороге имели большое значение: мужик обычно уступал путь барину. Но далеко не всегда один из встречных охотно шел на уступки. 1. Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова / науч.-пояснит. текст написал И. К. Линдман. [М.], [б. г.]. Л. 25. Это очень редкое издание, которое имеется в областной библиотеке г. Кирова. В годы Великой Отечественной войны библиотеке было дано разрешение на покупку книг у частных владельцев. Тогда этот альбом был выкуплен у родственницы братьев Васнецовых, находившейся в Кирове (Войханская К. М. Библиотека имени А. И. Герцена в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // К. М. Войханская – директор Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена: статьи, воспоминания, библиография / отв. ред. Н. П. Гурьянова. Киров: Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена, 2008. С. 72–104. С. 93–94).
2 Дорога издавна была местом конфликтогенным, и люди там постоянно демонстрировали свой статус. К настоящему времени уже имеется некоторое количество обобщающих работ о сухопутных средствах передвижения и состоянии дорог в дореволюционной России2. Однако дорожные конфликты нечасто становятся предметом рассмотрения у исследователей. 2. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003; Борисов Н. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Молодая гвардия, 2010; Матвеев А. В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья (XIX – первая треть XX века). Омск: Наука, 2012; Васильев М. И. Факторы формирования облика русских дорог в X – начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2013. № 3. С. 125–135; Коршунков В. А. Дорожная традиция России: поверья, обычаи, обряды. М.: Форум, 2015; Его же. Путь сквозь века и земли: дорожная традиция России. М.: Редкая птица, 2020; Колпаков М. Ю., Михеев Д. В. Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV–XVII веков в условиях русской зимы // Genesis: исторические исследования. 2021. № 5. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.5.35653 URL: >>>> (дата обращения: 5.01.2023) и др.
3 Согласно наблюдениям исследовательницы «культуры дороги» Т. Б. Щепанской, дорога в традиционном обществе – это в целом зона насилия. Она отмечала, что «драки преимущественно бывают в дороге». Согласно устойчивому мнению, распространенному в народе, находясь в пути, человек всегда должен быть готов к отпору и нападению. Щепанская формулировала это так: «Самые незначительные противоречия здесь нередко оборачиваются дракой. Дорога… считалась нормативным местом силового выяснения отношений. Дорога была в традиционном преставлении местом концентрации насильственных преступлений, таких как разбой». Она делала вывод: «Итак, тревожные ожидания путника превращались в реальные стратегии его собственного поведения. Ожидая нападения, он сам готовился к ответной (а иногда и превентивной) агрессии. Восприятие встреченного в дороге как “разбойника” и “лихого человека” тем самым оправдывалось, причем в поведении обоих путников»3. При этнографическом и социологическом изучении конфликтов в крестьянской среде дореволюционной России дорожные ситуации обычно не затрагиваются4. 3. Щепанская Т. Б. Указ. соч. С. 219–220.

4. См.: Кушкова А. Н. О некоторых коммуникативных аспектах крестьянской ссоры второй половины XIX в. // Проблемы социального и гуманитарного знания: сб. науч. работ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. Вып. 2 / отв. ред. Н. Б. Вахтин. С. 303–332; Ее же. Деревенская ссора: техника опроса и моделирование коммуникативной ситуации // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: сб. ст. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. Вып. 1 / отв. ред. А. К. Байбурин, В. Б. Колосова. С. 14–36; Ее же. Крестьянская ссора: опыт изучения деревенской повседневности: по материалам европейской части России второй половины XIX – начала XX века. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.
4 Какими именно бывали типичные случаи дорожных конфликтов в России XVII–XIX вв.? Чем провоцировались выплески агрессии? Конечно, не всегда дело сводилось к давлению, угрозам или прямому насилию. Как раз из-за того, что дорожные конфликты случались часто, были выработаны способы смягчения острых ситуаций.

всего просмотров: 23

Оценка читателей: голосов 0

1. Источники Вересаев В. Собр. соч.: в 5 т. М., 1961. Т. 5: Воспоминания. 535 с. Короленко В. Г. Записная книжка. 1879. Горький, 1933. 130 с. Короленко В. Г. Собр. соч.: в 5 т. Л., 1989. Т. 2: Повести и рассказы, 1879–1888. 632 с. Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. М., 1957. Т. 4. 557 с. Лесков Н. С. Собр. соч.: в 11 т. М., 1957. Т. 5. 635 с. Максимов С. В. По русской земле. М., 1989. 526 с. Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч. в 10 т. М., 1958. Т. 5: Сибирские рассказы. 404 с. Мамин-Сибиряк Д. Н. Собр. соч.: в 8 т. М., 1955. Т. 7: Черты из жизни Пепко. Хлеб. 734 с. Максимов С. В. Крылатые слова. М., 1955. 447 с. Мей Л. А. Избранные произведения. Л., 1972. 680 с. Московское государство XV–XVII вв. по сказаниям современников-иностранцев / сост. Н. В. Бочкарев. 2-е изд. М., 2000. 248 с. Народные русские сказки А. Н. Афанасьева / подгот. текста и примеч. В. Я. Проппа. М., 1957. Т. 3. 571 с. Небольсин П. И. Заметки на пути из Петербурга в Барнаул. СПб., 1850. 248 с. Некрасов Н. А. Полн. собр. стихотворений: в 3 т. Л., 1967. Т. 2. 710 с. Из записок преосвященного Никодима Казанского // Труды Вятской ученой архивной комиссии. 1912. Вып. 3. Отд. 3. С. 1–50; 1913. Вып. 1–2. Отд. 3. С. 51–98. Посошков И. Т. Книга о скудости и богатстве. Завещание отеческое. М., 2010. 592 с. Решетников Ф. М. Полн. собр. соч. Свердловск, 1936. Т. 1. XVI, 475 с. Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова / науч.-пояснит. текст написал И. К. Линдман. [М.], [б. г.]. 84 л. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Изд. 2-е. London, 1990. Vol. 1. 396 с. Телешов Н. Д. Рассказы. Повести. Легенды. М., 1983. 336 с. Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 582. Оп. 60. Д. 288. Центральный государственный архив Кировской области. Ф. 1321. Оп. 1. Д. 608. Шишков А. С. Избранные труды. М., 2010. 720 с. Литература Борисов Н. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Молодая гвардия, 2010. 440 с. Васильев М. И. Факторы формирования облика русских дорог в X – начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2013. № 3. С. 125–135. Войханская К. М. Библиотека имени А. И. Герцена в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // К. М. Войханская – директор Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена: статьи, воспоминания, библиография / отв. ред. Н. П. Гурьянова. Киров: Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена, 2008. С. 72–104. Колпаков М. Ю., Михеев Д. В. Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV–XVII веков в условиях русской зимы // Genesis: исторические исследования. 2021. № 5. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.5.35653 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35653 (дата обращения: 5.01.2023). Коробова Е. С. За что купцы лальские извозчиков своих ценили // Из прошлого Вятки: купеческие фамилии, семьи, лица: мат. Всеросс. науч. конф. (Киров, 1 мар. 2019 г.) / сост., науч. ред. М. С. Судовиков. Киров: Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена, 2019. С. 139–141. Коршунков В. А. Дорожная традиция России: поверья, обычаи, обряды. М.: Форум, 2015. 240 с. Коршунков В. А. На дорогах и по рекам: разбойники и память о них в Вятском крае // Вестник гуманитарного образования. 2021. № 1 (21). С. 34–48. DOI: 10.25730/VSU.2070.21.004 Коршунков В. А. Начальство на бездорожье: особенности дорожной традиции России в XIX веке и система государственного управления // Вестник Удмуртского университета. Сер.: История и филология. 2023. Т. 33. Вып. 5. С. 1022–1028. DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-5-1022-1028 Коршунков В. А. Путь сквозь века и земли: дорожная традиция России. М.: Редкая птица, 2020. 624 с. Кукушкина Е. Д. Переводная новелла в рукописных сборниках XVIII в. // XVIII век: сб. 14: Русская литература XVIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте / отв. ред. А. М. Панченко. Л.: Наука, 1989. С. 180–192. Кулябин А. А. Вятский самородок Григорий Кощеев. Вятка: Первый шаг, 2013. 32 с. Кушкова А. Н. Деревенская ссора: техника опроса и моделирование коммуникативной ситуации // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: сб. ст. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. Вып. 1 / отв. ред. А. К. Байбурин, В. Б. Колосова. С. 14–36. Кушкова А. Н. Крестьянская ссора: опыт изучения деревенской повседневности: по материалам европейской части России второй половины XIX – начала XX века. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016. 318 с. Кушкова А. Н. О некоторых коммуникативных аспектах крестьянской ссоры второй половины XIX в. // Проблемы социального и гуманитарного знания: сб. науч. работ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. Вып. 2 / отв. ред. Н. Б. Вахтин. С. 303–332. Матвеев А. В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья (XIX – первая треть XX века). Омск: Наука, 2012. 196 с. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003. 528 с.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх