Collisions on the roads of pre-revolutionary Russia

 
PIIS241436770029846-0-1
DOI10.37490/S241436770029846-0
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Vyatka State University
Address: Kirov, 610020, Kirov, Pyatnitskaya st. - 38 B, 9
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 31
Abstract

The purpose of this paper is to study some circumstances of the horse-drawn road traffic in Russia (that is so-called road tradition of Russia). Road tradition is the conditions, circumstances and situations that accompanied long-distance land travel in the past. This research perspective puts a traveler, his emotions and feelings, and the difficulties he encountered along his way at the center of consideration. This paper draws attention to the conflict potential of a horse-drawn movement. The sources on the Russian road tradition are memoirs, documentary and publicist texts and works of fiction as well as paintings and graphic. The importance of road infrastructure for the formation of the behavior stereotypes while road movement is noted. Road conflicts were caused by the path inconvenience, namely the narrowness of a passage, deep ruts, and inability to turn aside. Conflicts on the roads of Russia were a social problem of the Russian daily life. When it was difficult to pass, meeting people had to determine a status: they took into account which person was richer and more respected. The situations of road meetings in narrow ways and the dangerous consequences of such situations have entered Russian folklore and literature. But complex and potentially conflict-generating cases were not always accompanied by threats or violent actions. People have invented the ways to mitigate critical situations on roads. The circumstances studied in this paper allow us to draw conclusions about the formation of the specific features of the historical and cultural tradition. Millions of people were acting within the established road tradition. Their behavior determined the pace of economic and social development of society and state in Russia.

Keywordspre-revolutionary Russia; history of daily life; Russian road tradition; traffic conflicts; horse-drawn transportation; winter in Russia; Russian literature and journalism.
Received25.03.2024
Publication date29.03.2024
Number of characters33304
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Проблематика. Живший в г. Вятке начинающий художник В. М. Васнецов в 1866–1868 гг. создал серию графических рисунков на темы русских пословиц и поговорок. Много лет спустя, примерно в 1910–1913 гг., был выпущен альбом этих рисунков с комментариями-пояснениями. Для пословицы «По одежке протягивай ножки» Васнецов изобразил мужика в телеге, который вынужден уступить дорогу барину в бричке. И подпись: «Рисунок представляет узкую дорогу, на которой встретились важно катящий на паре барин и скромно едущий на телеге крестьянин. Барин своею бричкою, соответственно своему социальному положению, занял чуть не всю дорогу, а бедному крестьянину пришлось задержать лошадь, свернуть с дороги и съехать на самый край, чтобы дать дорогу барину. И общественное положение, и имущественное состояние его вполне отвечают той узкой полосе дороги, которое он занял при встрече с барином»1. Общественное положение и имущественное состояние при подобных встречах на дороге имели большое значение: мужик обычно уступал путь барину. Но далеко не всегда один из встречных охотно шел на уступки. 1. Русские пословицы и поговорки в рисунках Виктора Михайловича Васнецова / науч.-пояснит. текст написал И. К. Линдман. [М.], [б. г.]. Л. 25. Это очень редкое издание, которое имеется в областной библиотеке г. Кирова. В годы Великой Отечественной войны библиотеке было дано разрешение на покупку книг у частных владельцев. Тогда этот альбом был выкуплен у родственницы братьев Васнецовых, находившейся в Кирове (Войханская К. М. Библиотека имени А. И. Герцена в период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. // К. М. Войханская – директор Кировской областной научной библиотеки им. А. И. Герцена: статьи, воспоминания, библиография / отв. ред. Н. П. Гурьянова. Киров: Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена, 2008. С. 72–104. С. 93–94).
2 Дорога издавна была местом конфликтогенным, и люди там постоянно демонстрировали свой статус. К настоящему времени уже имеется некоторое количество обобщающих работ о сухопутных средствах передвижения и состоянии дорог в дореволюционной России2. Однако дорожные конфликты нечасто становятся предметом рассмотрения у исследователей. 2. Щепанская Т. Б. Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX–XX вв. М.: Индрик, 2003; Борисов Н. Повседневная жизнь русского путешественника в эпоху бездорожья. М.: Молодая гвардия, 2010; Матвеев А. В. Традиционная культура путешествия населения Среднего Прииртышья (XIX – первая треть XX века). Омск: Наука, 2012; Васильев М. И. Факторы формирования облика русских дорог в X – начале XX в. // Этнографическое обозрение. 2013. № 3. С. 125–135; Коршунков В. А. Дорожная традиция России: поверья, обычаи, обряды. М.: Форум, 2015; Его же. Путь сквозь века и земли: дорожная традиция России. М.: Редкая птица, 2020; Колпаков М. Ю., Михеев Д. В. Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV–XVII веков в условиях русской зимы // Genesis: исторические исследования. 2021. № 5. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.5.35653 URL: >>>> (дата обращения: 5.01.2023) и др.
3 Согласно наблюдениям исследовательницы «культуры дороги» Т. Б. Щепанской, дорога в традиционном обществе – это в целом зона насилия. Она отмечала, что «драки преимущественно бывают в дороге». Согласно устойчивому мнению, распространенному в народе, находясь в пути, человек всегда должен быть готов к отпору и нападению. Щепанская формулировала это так: «Самые незначительные противоречия здесь нередко оборачиваются дракой. Дорога… считалась нормативным местом силового выяснения отношений. Дорога была в традиционном преставлении местом концентрации насильственных преступлений, таких как разбой». Она делала вывод: «Итак, тревожные ожидания путника превращались в реальные стратегии его собственного поведения. Ожидая нападения, он сам готовился к ответной (а иногда и превентивной) агрессии. Восприятие встреченного в дороге как “разбойника” и “лихого человека” тем самым оправдывалось, причем в поведении обоих путников»3. При этнографическом и социологическом изучении конфликтов в крестьянской среде дореволюционной России дорожные ситуации обычно не затрагиваются4. 3. Щепанская Т. Б. Указ. соч. С. 219–220.

4. См.: Кушкова А. Н. О некоторых коммуникативных аспектах крестьянской ссоры второй половины XIX в. // Проблемы социального и гуманитарного знания: сб. науч. работ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. Вып. 2 / отв. ред. Н. Б. Вахтин. С. 303–332; Ее же. Деревенская ссора: техника опроса и моделирование коммуникативной ситуации // Антропология. Фольклористика. Лингвистика: сб. ст. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2001. Вып. 1 / отв. ред. А. К. Байбурин, В. Б. Колосова. С. 14–36; Ее же. Крестьянская ссора: опыт изучения деревенской повседневности: по материалам европейской части России второй половины XIX – начала XX века. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2016.
4 Какими именно бывали типичные случаи дорожных конфликтов в России XVII–XIX вв.? Чем провоцировались выплески агрессии? Конечно, не всегда дело сводилось к давлению, угрозам или прямому насилию. Как раз из-за того, что дорожные конфликты случались часто, были выработаны способы смягчения острых ситуаций.

views: 16

Readers community rating: votes 0

1. Borisov N. Povsednevnaya zhizn' russkogo puteshestvennika v epohu bezdorozh'ya. M.: Molodaya gvardiya, 2010. 440 s. Vasil'ev M. I. Faktory formirovaniya oblika russkih dorog v X – nachale XX v. // Etnograficheskoe obozrenie. 2013. № 3. S. 125–135. Vojhanskaya K. M. Biblioteka imeni A. I. Gercena v period Velikoj Otechestvennoj vojny 1941–1945 gg. // K. M. Vojhanskaya – direktor Kirovskoj oblastnoj nauchnoj biblioteki im. A. I. Gercena: stat'i, vospominaniya, bibliografiya / otv. red. N. P. Gur'yanova. Kirov: Kirovskaya oblastnaya nauchnaya biblioteka im. A. I. Gercena, 2008. S. 72–104. Kolpakov M. Yu., Miheev D. V. Holodnyj put' v Moskoviyu: evropejskie puteshestvenniki XV–XVII vekov v usloviyah russkoj zimy // Genesis: istoricheskie issledovaniya. 2021. № 5. DOI: 10.25136/2409-868X.2021.5.35653 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35653 (date of access: 5.01.2023). Korobova E. S. Za chto kupcy lal'skie izvozchikov svoih cenili // Iz proshlogo Vyatki: kupecheskie familii, sem'i, lica: mat. Vseross. nauch. konf. (Kirov, 1 mar. 2019 g.) / sost., nauch. red. M. S. Sudovikov. Kirov: Kirovskaya oblastnaya nauchnaya biblioteka im. A. I. Gercena, 2019. S. 139–141. Korshunkov V. A. Dorozhnaya tradiciya Rossii: pover'ya, obychai, obryady. M.: Forum, 2015. 240 s. Korshunkov V. A. Na dorogah i po rekam: razbojniki i pamyat' o nih v Vyatskom krae // Vestnik gumanitarnogo obrazovaniya. 2021. № 1 (21). S. 34–48. DOI: 10.25730/VSU.2070.21.004 Korshunkov V. A. Nachal'stvo na bezdorozh'e: osobennosti dorozhnoj tradicii Rossii v XIX veke i sistema gosudarstvennogo upravleniya // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Ser.: Istoriya i filologiya. 2023. T. 33. Vyp. 5. S. 1022–1028. DOI: 10.35634/2412-9534-2023-33-5-1022-1028 Korshunkov V. A. Put' skvoz' veka i zemli: dorozhnaya tradiciya Rossii. M.: Redkaya ptica, 2020. 624 s. Kukushkina E. D. Perevodnaya novella v rukopisnyh sbornikah XVIII v. // XVIII vek: sb. 14: Russkaya literatura XVIII – nachala XIX veka v obshchestvenno-kul'turnom kontekste / otv. red. A. M. Panchenko. L.: Nauka, 1989. S. 180–192. Kulyabin A. A. Vyatskij samorodok Grigorij Koshcheev. Vyatka: Pervyj shag, 2013. 32 s. Kushkova A. N. Derevenskaya ssora: tekhnika oprosa i modelirovanie kommunikativnoj situacii // Antropologiya. Fol'kloristika. Lingvistika: sb. st. SPb.: Izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2001. Vyp. 1 / otv. red. A. K. Bajburin, V. B. Kolosova. S. 14–36. Kushkova A. N. Krest'yanskaya ssora: opyt izucheniya derevenskoj povsednevnosti: po materialam evropejskoj chasti Rossii vtoroj poloviny XIX – nachala XX veka. SPb.: Izd-vo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2016. 318 s. Kushkova A. N. O nekotoryh kommunikativnyh aspektah krest'yanskoj ssory vtoroj poloviny XIX v. // Problemy social'nogo i gumanitarnogo znaniya: sb. nauch. rabot. SPb.: Dmitrij Bulanin, 2000. Vyp. 2 / otv. red. N. B. Vahtin. S. 303–332. Matveev A. V. Tradicionnaya kul'tura puteshestviya naseleniya Srednego Priirtysh'ya (XIX – pervaya tret' XX veka). Omsk: Nauka, 2012. 196 s. Shchepanskaya T. B. Kul'tura dorogi v russkoj miforitual'noj tradicii XIX–XX vv. M.: Indrik, 2003. 528 s.

Система Orphus

Loading...
Up