The Main Vectors for the Development of Estonian National Policy in the Late XX - Early XXI Centuries

 
PIIS241436770027547-1-1
DOI10.37490/S241436770027547-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Junior Researcher at the Research Laboratory "Center for the Integrated Study of Regional Security Problems"
Affiliation: Pskov State University
Address: Russian Federation, Pskov
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 30
Abstract

The practical foundations of the national policy of modern Estonia were laid in the conditions of the collapse of the USSR and the associated aggravation of interethnic relations. The contradictions of this period largely influenced the definition of the vector of further development of post-Soviet states, including in Estonia.

In general, it can be assumed that the first five years of the recent history of Estonian statehood, the main stake in its national policy was made to stimulate the re-migration of most Russian-speaking residents. In the second half of the 1990s. in the official circles of Estonia, attention is gradually increasing to the need for a certain integration of national minorities into public life, which can be explained by the influence of the foreign policy conjuncture, namely to satisfy the recommendations of the European Union, which the Estonian state sought to join.

It seems that the most acute issue for the Russian-speaking population of Estonia remains the language policy, which is closely linked by the government of this country with the task of forming Estonian identity among the non-Estonian population. It should be noted that this trend is a logical consequence of the new Estonia 2035 development strategy adopted by the Riigikogu on May 12, 2021, which declares the consolidation of society and extremely succinctly mentions the need to "pay attention to the availability of access to different layers of culture among Estonian communities and communities of national minorities." At the same time, the primacy of Estonian identity is affirmed, which is confirmed by various regulatory acts of the Estonian state in the field of education, language and youth policy.

Sometimes you can find individual proposals for adjusting Estonia's policy in the field of finding the optimal interethnic consensus - in the spirit of, for example, the Leitzhart rental consonational model, which has been tested in practice in Switzerland, the Netherlands, Belgium or Northern Ireland. However, at present, such proposals lie rather in the theoretical plane.

 
Keywordscontinuity, integration, declaration, citizenship, language, education, strategy, consonational model
Received13.09.2023
Publication date27.12.2023
Number of characters22632
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Практические основы национальной политики современной Эстонии были заложены в условиях распада СССР и связанным с ним обострением межнациональных отношений. Противоречия данного периода в значительной степени повлияли на определение вектора дальнейшего развития постсоветских государств, в том числе в республиках Прибалтики1. Хотя и здесь имелись свои особенности, обусловленные, в частности, проблемой предоставления гражданства различным группам многонационального населения, проживавшего на их территории к моменту провозглашения независимости. 1. Егоров А. М., Егоров И.А. Правовая культура пограничного региона накануне распада Советского Союза: по материалам работы судебных учреждений Псковской области (историко-правовой аспект) // Социокультурная среда: системная организация, антропологическое измерение, пограничная специфика: Материалы международной заочной научно-практической конференции, Витебск, 16 ноября 2018 года / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. С. 112.
2 20 августа 1991 г. Верховный Совет Эстонской ССР выпустил постановление «О восстановлении независимости Эстонии на основании принципа исторической правопреемственности эстонской государственности», в котором можно заметить намеки на концепцию континуитета, послужившей в последующем основой для провозглашения «восстановления изначального правового положения»2. 2.  О государственной независимости Эстонии // Ведомости Эстонской Республики. 21 августа 1991. № 25.
3 В результате отдельные спорные вопросы, на время потерявшие свою актуальность и как казалось обоюдно урегулированные в послевоенный период3, вновь стали выступать в качестве раздражающего фактора российско-эстонских отношений. Более того, к давнему историческому грузу прибавились новые проблемы, среди которых одной из наиболее острых являлась судьба представителей постсоветского населения данной балтийской республики, имеющих различное этническое происхождение. Камнем преткновения стало определение статуса титульной и русскоговорящей групп жителей Эстонии. 3. Егоров А. Претензий не заявлено // Родина. 2014. № 11. С. 130-131.
4 Для переформатирования эстонского общества влиятельными национальными силами на первом этапе посредством соответствующих юридических процедур были проведены подготовительные мероприятия, недвусмысленно свидетельствовавшие об очевидном стремлении к формированию монокультурной социальной среды как основы дальнейшего развития своей государственности и отсечению от этого процесса русскоговорящей диаспоры. По-видимому, такая тенденция должна была стать большой неожиданностью для многих представителей последней – с учетом того, что декларация о государственном суверенитете Эстонии принималась ранее на волне перестроечной демократизации интернациональным по своему составу Верховным Советом ЭССР.
5 Так или иначе, но уже 30 марта 1992 г. вступил в действие постсоветский закон Эстонской республики о гражданстве (апеллировавший к положениям аналогичного закона Эстонии образца 1938 г.). Согласно ему лицам, ставшим жителями страны после вхождения ее в СССР и не имевшим прямых родственных связей с эстонскими гражданами до 1940 г., для получения последнего требовалось пройти непростую для многих из них процедуру натурализации. В преддверии состоявшегося 28 июня 1992 г. референдума по принятию новой эстонской Конституции это сразу сократило численность избирателей в ЭР на 42% по сравнению за год до этого с ЭССР (669080 вместо 1 164 6034). Еще через три месяца на основе вновь принятого основного закона 20 сентября 1992 г. состоялись выборы во вновь учрежденный национальный парламент Эстонии (Рийгикогу)5. 4. Департамент статистики Эстонской Республики. URL: httр://www.state.ee/34267 (дата обращения 31.07.2023).

5.  Конституция Эстонской Республики / Сайт президента Эстонской республики. URL: httр://www.president/ee/ru/republic-of-estonia/index.html (дата обращения 31.07.2023).

views: 129

Readers community rating: votes 0

1. O gosudarstvennoj nezavisimosti Ehstonii // Vedomosti Ehstonskoj Respubliki. 21 avgusta 1991. № 25.

2. Konstitutsiya Ehstonskoj Respubliki / Sajt prezidenta EhR. URL: httr:// www.president/ee/ru/republic-of-estonia/ index.html (data obrascheniya 31.07.2023).

3. Zakon «O kul'turnoj avtonomii natsional'nogo men'shinstva Ehstonskoj Respubliki». URL: httr://www.just.ee/sites/www.just.ee/files/elfinder/article_files/vahemusrahvuste_kultuuriautonoomia_seadus.pdf (data obrascheniya 31.07.2023).

4. Departament statistiki Ehstonskoj Respubliki. URL: httr://www.state.ee/34267 (data obrascheniya 31.07.2023).

5. Strategiya «Ehstoniya 2035». URL: httr://www.valitsus.ee/media/4144/download (data obrascheniya 31.07.2023).

6. Ehstoniya segodnya. Grazhdanstvo / Departament pressy i informatsii MID ehstonskoj respubliki pri uchastii Departamenta grazhdanstva i migratsii Ehstonii. URL: httr://www.estemb.ru www.vm.ee (data obrascheniya 31.07.2023).

7. Vorotnikov V. V. Pribaltijskie ehtnokratii mezhdu Rossiej i Evropoj: poisk konsensusa v usloviyakh ehkonomicheskogo krizisa // Vestnik MGIMO Universiteta. 2013. № 6 (33). S. 25– 33.

8. Egorov A. M., Egorov I.A. Pravovaya kul'tura pogranichnogo regiona nakanune raspada Sovetskogo Soyuza: po materialam raboty sudebnykh uchrezhdenij Pskovskoj oblasti (istoriko-pravovoj aspekt) // Sotsiokul'turnaya sreda: sistemnaya organizatsiya, antropologicheskoe izmerenie, pogranichnaya spetsifika: Materialy mezhdunarodnoj zaochnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, Vitebsk, 16 noyabrya 2018 goda / Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P.M. Masherova. Vitebsk: Vitebskij gosudarstvennyj universitet im. P.M. Masherova, 2018. S. 112 – 115.

9. Egorov A. M. Pskovskie pogranichnye rajony v 1920-1930-e gg. (Ist. uroki razvitiya) : spetsial'nost' 07.00.02 "Otechestvennaya istoriya" : dissertatsiya na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskikh nauk. Sankt-Peterburg, 1998. 218 s.

10. Egorov A. Pretenzij ne zayavleno // Rodina. 2014. № 11.S. 130– 131.

11. Zverev K. A. Stanovlenie gosudarstvennoj politiki Ehstonskoj Respubliki v otnoshenii russkoyazychnogo naseleniya (1992-2007) // Klio. 2015. № 8 (104). S. 164– 167.

12. Zadorkin D. V. Russkaya obschina v Pribaltike: prichiny diskriminatsii // Voprosy natsional'nykh i federativnykh otnoshenij. Vyp. 3 (38). 2017. S. 179– 191.

13. Mineev A. I., Ajdarov A. Natsional'nye men'shinstva v gosudarstvennoj politike: opyt Rossii i Ehstonii // Istoricheskij poisk. 2020. T. 1. № 4. S. 63– 68.

14. Musaev V. I. «Russkij vopros» v stranakh Baltii v 1990-kh –2000-kh gg. i rossijsko-pribaltijskie otnosheniya // Istoriya i istoricheskaya pamyat'. 2011. № 4. S. 87– 106.

15. Ruus Yu. Ehlity ehtnicheskikh men'shinstv v postkommunisticheskikh stranakh: sluchaj Ehstonii // Sravnitel'naya politika. 2012. № 3 (9). S. 99– 125.

16. Simonyan R. Kh. Russkoyazychnaya diaspora v stranakh Baltii: sovremennoe sostoyanie i perspektivy // Baltijskij region. 2022. T. 14. № 2. S. 144-157. DOI: 10.5922/2079-8555-2022-2-9.

17. Skuratovskaya K. G. Sovremennoe polozhenie russkoj ehtnicheskoj gruppy v Ehstonii: politologicheskij analiz // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 6. Politologiya. Mezhdunarodnye otnosheniya. 2016. Vyp. 1. S. 85– 96.

18. Sytin A. N. Politika Latvii i Ehstonii v oblasti natsional'noj i mezhobschinnoj integratsii // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Istoriya i politicheskie nauki. 2010. № 1. S . 172 – 181.

19. Bayramov S. V., Dadashov K., Dadashova K., Egorov I. European Integration Processes in EECCA: Dependencies and Drivers. // Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2023. № 10 (2). S. 41– 74. URL: https://doi.org/10.29333/ejecs/1484.

20. Implementing the A arhus Convention / R. Yerezhepkyzy, A. Egorov, A. Sadvokassov, V. Shestak // European Energy and Environmental Law Review.2021. Vol. 30, No. 4. P. 120– 127.

Система Orphus

Loading...
Up