Основные векторы национальной политики Эстонии в конце XX – начале XXI вв.

 
Код статьиS241436770027547-1-1
DOI10.37490/S241436770027547-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: младший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Центр комплексного изучения проблем региональной безопасности»
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 30
Аннотация

Статья посвящена анализу курса национальной политики современного эстонского государства в контексте проблем гражданства, коммуникации, образования и межэтнической интеграции. Автор исследует наиболее важные этапы  развития эстонского законодательства, цели, задачи государственных программ, направленных на регулирование межнациональных отношений в современной Эстонии.

Ключевые словаконтинуитет, интеграция, декларация, гражданство, язык, образование, стратегия, консоциональная модель.
Получено13.09.2023
Дата публикации27.12.2023
Кол-во символов22632
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Практические основы национальной политики современной Эстонии были заложены в условиях распада СССР и связанным с ним обострением межнациональных отношений. Противоречия данного периода в значительной степени повлияли на определение вектора дальнейшего развития постсоветских государств, в том числе в республиках Прибалтики1. Хотя и здесь имелись свои особенности, обусловленные, в частности, проблемой предоставления гражданства различным группам многонационального населения, проживавшего на их территории к моменту провозглашения независимости. 1. Егоров А. М., Егоров И.А. Правовая культура пограничного региона накануне распада Советского Союза: по материалам работы судебных учреждений Псковской области (историко-правовой аспект) // Социокультурная среда: системная организация, антропологическое измерение, пограничная специфика: Материалы международной заочной научно-практической конференции, Витебск, 16 ноября 2018 года / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. С. 112.
2 20 августа 1991 г. Верховный Совет Эстонской ССР выпустил постановление «О восстановлении независимости Эстонии на основании принципа исторической правопреемственности эстонской государственности», в котором можно заметить намеки на концепцию континуитета, послужившей в последующем основой для провозглашения «восстановления изначального правового положения»2. 2.  О государственной независимости Эстонии // Ведомости Эстонской Республики. 21 августа 1991. № 25.
3 В результате отдельные спорные вопросы, на время потерявшие свою актуальность и как казалось обоюдно урегулированные в послевоенный период3, вновь стали выступать в качестве раздражающего фактора российско-эстонских отношений. Более того, к давнему историческому грузу прибавились новые проблемы, среди которых одной из наиболее острых являлась судьба представителей постсоветского населения данной балтийской республики, имеющих различное этническое происхождение. Камнем преткновения стало определение статуса титульной и русскоговорящей групп жителей Эстонии. 3. Егоров А. Претензий не заявлено // Родина. 2014. № 11. С. 130-131.
4 Для переформатирования эстонского общества влиятельными национальными силами на первом этапе посредством соответствующих юридических процедур были проведены подготовительные мероприятия, недвусмысленно свидетельствовавшие об очевидном стремлении к формированию монокультурной социальной среды как основы дальнейшего развития своей государственности и отсечению от этого процесса русскоговорящей диаспоры. По-видимому, такая тенденция должна была стать большой неожиданностью для многих представителей последней – с учетом того, что декларация о государственном суверенитете Эстонии принималась ранее на волне перестроечной демократизации интернациональным по своему составу Верховным Советом ЭССР.
5 Так или иначе, но уже 30 марта 1992 г. вступил в действие постсоветский закон Эстонской республики о гражданстве (апеллировавший к положениям аналогичного закона Эстонии образца 1938 г.). Согласно ему лицам, ставшим жителями страны после вхождения ее в СССР и не имевшим прямых родственных связей с эстонскими гражданами до 1940 г., для получения последнего требовалось пройти непростую для многих из них процедуру натурализации. В преддверии состоявшегося 28 июня 1992 г. референдума по принятию новой эстонской Конституции это сразу сократило численность избирателей в ЭР на 42% по сравнению за год до этого с ЭССР (669080 вместо 1 164 6034). Еще через три месяца на основе вновь принятого основного закона 20 сентября 1992 г. состоялись выборы во вновь учрежденный национальный парламент Эстонии (Рийгикогу)5. 4. Департамент статистики Эстонской Республики. URL: httр://www.state.ee/34267 (дата обращения 31.07.2023).

5.  Конституция Эстонской Республики / Сайт президента Эстонской республики. URL: httр://www.president/ee/ru/republic-of-estonia/index.html (дата обращения 31.07.2023).

всего просмотров: 87

Оценка читателей: голосов 0

1. О государственной независимости Эстонии // Ведомости Эстонской Республики. 21 августа 1991. № 25.

2. Конституция Эстонской Республики / Сайт президента ЭР. URL: httр:// www.president/ee/ru/republic-of-estonia/ index.html (дата обращения 31.07.2023).

3. Закон «О культурной автономии национального меньшинства Эстонской Республики». URL: httр://www.just.ee/sites/www.just.ee/files/elfinder/article_files/vahemusrahvuste_kultuuriautonoomia_seadus.pdf (дата обращения 31.07.2023).

4. Департамент статистики Эстонской Республики. URL: httр://www.state.ee/34267 (дата обращения 31.07.2023).

5. Стратегия «Эстония 2035». URL: httр://www.valitsus.ee/media/4144/download (дата обращения 31.07.2023).

6. Эстония сегодня. Гражданство / Департамент прессы и информации МИД эстонской республики при участии Департамента гражданства и миграции Эстонии. URL: httр://www.estemb.ru www.vm.ee (дата обращения 31.07.2023).

7. Воротников В. В. Прибалтийские этнократии между Россией и Европой: поиск консенсуса в условиях экономического кризиса // Вестник МГИМО Университета. 2013. № 6 (33). С. 25– 33.

8. Егоров А. М., Егоров И.А. Правовая культура пограничного региона накануне распада Советского Союза: по материалам работы судебных учреждений Псковской области (историко-правовой аспект) // Социокультурная среда: системная организация, антропологическое измерение, пограничная специфика: Материалы международной заочной научно-практической конференции, Витебск, 16 ноября 2018 года / Витебский государственный университет им. П.М. Машерова. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. С. 112 – 115.

9. Егоров А. М. Псковские пограничные районы в 1920-1930-е гг. (Ист. уроки развития) : специальность 07.00.02 "Отечественная история" : диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Санкт-Петербург, 1998. 218 с.

10. Егоров А. Претензий не заявлено // Родина. 2014. № 11.С. 130– 131.

11. Зверев К. А. Становление государственной политики Эстонской Республики в отношении русскоязычного населения (1992-2007) // Клио. 2015. № 8 (104). С. 164– 167.

12. Задоркин Д. В. Русская община в Прибалтике: причины дискриминации // Вопросы национальных и федеративных отношений. Вып. 3 (38). 2017. С. 179– 191.

13. Минеев А. И., Айдаров А. Национальные меньшинства в государственной политике: опыт России и Эстонии // Исторический поиск. 2020. Т. 1. № 4. С. 63– 68.

14. Мусаев В. И. «Русский вопрос» в странах Балтии в 1990-х –2000-х гг. и российско-прибалтийские отношения // История и историческая память. 2011. № 4. С. 87– 106.

15. Руус Ю. Элиты этнических меньшинств в посткоммунистических странах: случай Эстонии // Сравнительная политика. 2012. № 3 (9). С. 99– 125.

16. Симонян Р. Х. Русскоязычная диаспора в странах Балтии: современное состояние и перспективы // Балтийский регион. 2022. Т. 14. № 2. С. 144-157. DOI: 10.5922/2079-8555-2022-2-9.

17. Скуратовская К. Г. Современное положение русской этнической группы в Эстонии: политологический анализ // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2016. Вып. 1. С. 85– 96.

18. Сытин А. Н. Политика Латвии и Эстонии в области национальной и межобщинной интеграции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2010. № 1. С . 172 – 181.

19. Bayramov S. V., Dadashov K., Dadashova K., Egorov I. European Integration Processes in EECCA: Dependencies and Drivers. // Journal of Ethnic and Cultural Studies. 2023. № 10 (2). С. 41– 74. URL: https://doi.org/10.29333/ejecs/1484.

20. Implementing the A arhus Convention / R. Yerezhepkyzy, A. Egorov, A. Sadvokassov, V. Shestak // European Energy and Environmental Law Review.2021. Vol. 30, No. 4. P. 120– 127.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх