Evolutional Aspect of Concept of Beauty

 
PIIS004287440005344-3-1
DOI10.31857/S004287440005344-3
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: TsNIIPIK
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameVoprosy filosofii
EditionIssue 6
Pages97-107
Abstract

Beauty is extremely wide concept corresponding to a variety of the life surrounding us. Sensual and emotional perception of the world is its cornerstone. The nature used this circumstance in evolutionary selection. In human society manifestation of a phenomenon of beauty is complicated by the fact that process of selection of "beautiful" objects joins an analytical component. The concept of beauty is conditional and depends on cultural experience of the subject, development of society and a situation. Examples of manifestation of this phenomenon in various spheres of life are reviewed. In the widest sphere – communication – beauty promotes emergence in human society of permanent internal potential of development. Evolutionary conditionality of emergence in human society music as the melodic sequence of sounds (its beauty) is defined by their resonant synchronization with biological rhythms of an organism.

Keywordsbeauty, evolution, music, perception, selection, art, design, object, subject, society, mind, feelings, emotion
Received31.05.2019
Publication date11.06.2019
Number of characters37808
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
Размещенный ниже текст является ознакомительной версией и может не соответствовать печатной
1

Введение

2 Изложенное ниже стало результатом расширенного понимания частной проблемы – как возник феномен музыки в его мелодическом выражении (в ритмическом виде это легко объяснимо). Частная проблема перешла в общую, более сложную, – как возникло понятие красоты и в чем его эволюционная сущность. Именно это будет главным в представленных ниже размышлениях. Эстеическая сторона проблемы, которая основательно исследовалась философской мыслью с античности и до наших дней, будет оставлена в стороне и если по ходу изложения возникнет, то лишь косвенно [Ванслов 1957; Пауль 1995; Яхнин 2012].
3 Итак, рассматриваемой здесь проблемой является – как и почему в процессе эволюции живого мира возник феномен чувственно-эмоционального выбора, перешедший с появлением и развитием Homo Sapiens Sapiens в понятие красоты. Понятие красоты широко используется в повседневной жизни. В первую очередь – это красота людей, их внешнего облика, мыслей, поведения, речи, предметов быта, орудий и результатов труда, красота творческой деятельности в науке, искусстве и т. д. Не менее широко оно используется и для характеристики природного мира.
4 В чём состоит существо такого необычайно широкого понятия, в котором отражается бесконечное разнообразие жизни? Обратим внимание на то, что оно возникает в нашем сознании и используется путем выделения из некоторого ряда объектов (предметов, событий, действий, идей…) некоего особенного – красивого – отличающегося от всех других – некрасивых, то есть не обладающих спецификой выделенного объекта. Само выделение происходит в результате взаимодействия субъекта с окружающим миром, которое осуществляется через органы чувств.
5 Органы чувств воспринимают сигналы различной природы, соответственно и восприятия красивых объектов существенно различаются. В одном случае работает зрение, в другом – слух, в третьем – обоняние, вкус и даже осязание, вызывающее восхищение при соприкосновении с шелком, бархатом, мехом. В соответствии с множеством органов чувств и множеством объектов, которые выделяются, появилось множество терминов для обозначения этого феномена. При выделении посредством зрения и слуха чаще всего говорят о красоте, хотя используют и другие слова: замечательно, удивительно и т. п. При выделении через обоняние говорят: ароматный (запах), восхитительно (пахнет) и т.п. При выделении по вкусу – сладкий, чудесный и т.п. Никто не говорит: красивый запах или вкус, но говорят: красивое блюдо, превосходное жаркое или волшебное вино. А между тем, имеется в виду один общий для всех этих ситуаций феномен – восприятие и выделение данного объекта из ряда аналогичных по некоторому комплексу свойств.
6 Ниже в статье для обозначения этого феномена в таком широком смысле – восприятие и выделение – мы и будем использовать понятие красота. Это наиболее распространенное понятие из всех используемых для обозначения высших качеств объекта. Кроме того, его удобно использовать при рассуждениях о выделении прекрасного через самые важные чувства – зрение и слух.

Number of purchasers: 3, views: 2008

Readers community rating: votes 0

1. Feinberg, Evgenii L. (1992) Two Cultures: Intuition and Logic in Art and Science, Nauka, Moscow (in Russian).

2. Levin, Yakov I (2010) Encephalophony – Music of Brain, Scientific-methodologicsl Center “Music of the Brain”, Moscow (in Russian).

3. Moiseev, Nikita N. (1995) Modern Rationalism, MGVP KOKS, Moscow (in Russian).

4. Paul, Gregor (1988) “Philosophical Theoties of Beauty and Scientific Research of the Brain”, Beauty and the Brain, Birkhauser Verlag, Basel (Russian translation).

5. Yakhnin, Evgeny D. (2006) “Evolution and Future of Human Society (the National Idea of Russia in the Global Context”, Voprosy Filosofii, Vol. 5 (2018), pp. 165–175 (in Russian).

6. Yakhnin, Evgeny D.(2009) “Darvinian Triad and Evolution”, Voprosy Filosofii, Vol. 10 (2009), pp. 105–115 (in Russian).

7. Yakhnin, Evgeny D. (2012) “Reflections on Art and its Perception”, Culture and Art, Vol. 6 (2012), pp. 106–114 (in Russian).

8. Yakhnin, Evgeny D. (2015) “Thinking: the Setting of the Problem in a Natural Scientist's Perspective”, Chelovek, Vol. 3 (2015), pp. 69–79 (in Russian).

Система Orphus

Loading...
Up