The Process of Reducing Strategic Offensive Arms in Russian-US Relations: Russia’s Position

 
PIIS241436770027484-2-1
DOI10.37490/S241436770027484-2
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of History and Cultural Heritage ; Doctoral Student of the Department of Modern and Contemporary History
Affiliation:
Associate Professor of the Department of History and Cultural Heritage of Masherov Vitebsk State University
Doctoral Student of the Department of Modern and Contemporary History of Belarusian State University
Address: Belarus,
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 29
Abstract

The article deals with the problem of reducing strategic offensive arms in Russian-US relations after the end of the Cold War. Particular attention is drawn to the approaches of the Russian Federation to its solution in the course of dialogue with the United States in the post-bipolar period. The reasons that forced the Russian leadership to conclude agreements with the United States in the field of strategic offensive arms are analyzed. It was revealed that the main difficulties of the disarmament process are related to the different vision of Moscow and Washington on the ways and methods of achieving the goals stated in the treaties. It is concluded that the Russian Federation and the United States lack trust in each other, which negatively affects the system of strategic stability and the reduction of nuclear potentials.

KeywordsRussia, USA, Russian-US Relations, Strategic Offensive Arms, Strategic Stability, Nuclear Weapons
Received17.07.2023
Publication date28.09.2023
Number of characters30082
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Проблема сокращения стратегических вооружений досталась России и США в наследство от эпохи Холодной войны. Как известно, две сверхдержавы вели изнурительную гонку вооружений. Ее результатом стало накопление обеими сторонами огромных арсеналов ядерного оружия (ЯО), что заставило их задуматься о разоружении.
2 Цель статьи – рассмотреть позицию России относительно проблемы сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) в постбиполярный период.
3 31 июля 1991 г. в Москве М. С. Горбачевым и Дж. Бушем-ст. был подписан советско-американский Договор СНВ-1, устанавливавший предел в 6500 боезарядов для каждой из сторон12. Приоритетным объявлялось сокращение на 50% тяжелых МБР и ограничение их забрасываемого веса. Документ также вводил правила условного зачета КРВБ. Сокращение стратегических вооружений предполагалось проводиться на основе взаимных инспекций. Однако в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. 1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Москва, 31 июля 1991 // СНВ-сайт [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 18.04.2023).

2. Стародубов В. П. Россия – США. Глобальная зависимость. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 88–89.
4 Правопреемником Советского Союза стала Россия, взявшая на себя все обязательства, в том числе и в сфере стратегической стабильности. Поэтому Договор СНВ-1 стал первым российским действующим документом в области сокращения стратегических вооружений. Он вступил в силу в декабре 1994 г., когда были урегулированы все вопросы с безъядерным Беларуси, Казахстана и Украины.
5 Формально Договор СНВ-1 отражал равный подход России и США к сокращению стратегических вооружений. Однако по факту для РФ договор оказался не равноправным. Ведь главной целью американцев было сокращение и ограничение тяжелых и мобильных МБР (РС-20 и РС-22), являвшихся основой российских стратегических ядерных сил (СЯС). При этом американцы вывели из-под сокращений несколько тысяч своих ядерных боезарядов на тяжелых бомбардировщиках (ТБ)3. 3. Рамочная договоренность. 17 июня 1992 г. // Внешняя политика России: Сборник документов. 1990–1992. / редкол.: Л. И. Гецелевич (пред.) [и др.]; Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 1996. С. 437–438.
6 Несмотря на ряд недостатков Договора СНВ-1, в России и США не наблюдалось активных выступлений против его ратификации, поскольку суммарные уровни стратегических наступательных вооружений были довольно высокими и при отсутствии у сторон противоракетных систем обеспечивали надежное сдерживание.
7 Обладая огромными ядерными арсеналами, обе державы были заинтересованы в их сокращении. В РФ, которая в обычных вооружениях стала уступать НАТО, ЯО рассматривали в качестве реального средства сдерживания других государств от совершения недружественных действий, включая нанесение «заданного ущерба» в случае начала военной агрессии против страны. Однако в условиях финансово-экономических трудностей российское руководство, с одной стороны, понимая огромные затраты на поддержание СЯС на должном уровне и учитывая важность проблемы разоружения для стратегической стабильности и национальной безопасности страны, выступало с инициативами сокращения ядерных арсеналов РФ и США. С другой стороны, в условиях постбиполярной эйфории российское руководство, поддавшись неоправданным иллюзиям, вело себя довольно легкомысленно, идя на неоправданные уступки американцам.

views: 134

Readers community rating: votes 0

1. President Trump Wants to Discuss ‘Out of Control ’ Arms Race With Vladimir Putin// Time[ Electronic resource ] . 2018. March 20. URL: (accessed: 15.09.2022).

2. Remarks by President Obama at the Br andenburg Gate– Berlin, Germany // The Whi te House President Barack Obama [Electronic resource]. 2013. June 19. URL: (accessed: 25.05.2023).

3. Remarks by President Barack Obama In Prague As Delivered. Prague, Czech Republic. // The White House President B arack Obama [Electronic resource]. 2009. April 5. URL: (accessed: 25.05.2023).

4. Белоус В. Принцип сдерживания и концепция применения ядерного оружия первыми // Пути к миру и безопасности. 2010. № 1-2(38-39). С . 31 –42.

5. Бубнова Н. И. Российско-американские отношения в сфере контроля над вооружениями: выйти из клинча// Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54). С . 161 –178.

6. Выступление в Университете Хельсинки и ответы на вопросы аудитории . 20 апреля 2009 года. Хельсинки // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

7. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в рамках сегмента высокого уровня Конференции по разоружению (Женева, 24 февраля 2021 го да) // Сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве [Электронный ресурс ]. URL:(дата обращения : 01.03.2023).

8. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова на Московской конференции по нераспространению по теме «Внешнеполитические приоритеты Российской Федерации в сфере контроля над вооружениями и нераспространения в контексте изменений в глобальной архитектуре безопасности». Москва, 8 ноября 2019 года // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерац и и [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 10.07.2020).

9. Выступление на заседании Государственной Думы при рассм отрении вопросов о ратификации Договора между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), а также документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от26 мая 1972 года. 14 апреля 2000 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ].URL : (дата обращения : 11.05.202 3).

10. Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений. Принята в Сочи 6 апреля 2008 года по итогам российско-американских переговоров // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

11. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. 3 января 1993 г. // Внешняя политик а России: Сборник документов. 1993: в 2 кн. / редкол.: В. Д. Средин (пред.) [и др.]; Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2000. Кн. 1: Январь –май. С . 10 –20.

12. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Шта тами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. 8 апреля 2010 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 15.03.2023).

13. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных потенциалов. 24 мая 2002 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL :(дата обращения : 22.05.2022).

14. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ -1). Москва, 31 июля 1991 // СНВ-сайт [Электронный ресурс ].URL : (дата обращения : 18.04.2023).

15. Загладин Н. В. США: общество, власть, политика . М .: Русское слово –РС, 2001. 238 с.

16. Заявление МИД России о ситуации с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс ]. 08.08.2022URL : (дата обращения : 25.05.2023).

17. Заявление МИД России о ситуации с продлением ДСНВ // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс ]. 20.10.2020. URL: (дата обращения : 10.04.2021).

18. Каши рина Т. В. Проблема сокращения стратегических наступательных и оборонительных вооружений в российско-американских отношениях постсоветского периода // Новая и новейшая история. 2014. № 3. С . 91 –103.

19. Лавров: аргументы США о приостановке Россией ДСНВ юридически ничтожны//REN. TV [Электронный ресурс]. 2023. 28 марта . URL :(дата обращения : 25.05.2023).

20. Послание Президента Российской Федерации от 12.12.2013 г. б/н // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 25.05.2023).

21. Послание Президента Росси йской Федерации от 04.12.2014 г. б/н // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 25.05.2023).

22. Пресс-конференция по итогам переговоров през идентов России и США . Хельсинки. 16 июля 2018 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 22.04.2022).

23. Рамочн ая договоренность . 17 июня 1992 г. // Внешняя политика России: Сборник документов . 1990 – 1992. / редкол.: Л. И. Гецелевич (пред.) [и др.]; Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 1996. С . 437 –438.

24. Россия увернулась от предложения Обамы сократить ядерные арсеналы // РИА Новости [Электронный ресурс ]. 19.06.2013. URL: (дата обращения : 25.05.2023).

25. Сидорова Т. Рябков р ассказал о переносе встречи с США по ДСНВ // Профиль [Электронный ресурс ]. 29.11.2022.URL : (дата обращения : 25.05.2023).

26. Системная история международных отношений. О пять разделен ный мир . 1980 –2018 : учебное пособие для вузов/под ред. А .Д. Богату рова. 3-е изд., перераб. и доп .М .: Юрайт , 2019. 362 с.

27. Совместная пресс-конференция с Премьер-министром Нидерландов Яном Петером Балкененде по итогам российско-нидерландских переговоров. Амстердам. 20 июня 2009 года // Сайт Президента Росс ии [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

28. Совместное заявление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и Презид ента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы относительно переговоров по дальнейшим сокращениям стратегических наступательных вооружений. 1 апреля 2009 года// Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

29. Совместное заявление Президентов России и США по стратегической стабильности. 16 июня 2021 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL:(дата обращения : 01.03.2023).

30. Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений. 6 июля 2009 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. U RL: (дата обращения11.03.2023).

31. Стародубов В. П. Россия –США. Глобальная зависимость. М. : Молодая гвардия, 2004. 256 с.

32. Фененко А. В. Изменение роли ядерного фактора в современных международных отношениях (военно-политические и институциональные аспекты): дис. ... д.п.н. по спец .: 23.00.04–политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития / МГИМО МИД РФ. М., 2017. 581 л.

Система Orphus

Loading...
Up