Процесс сокращения стратегических наступательных вооружений в российско-американских отношениях: позиция России

 
Код статьиS241436770027484-2-1
DOI10.37490/S241436770027484-2
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры истории и культурного наследия ; докторант кафедры истории нового и новейшего времени
Аффилиация:
Доцент кафедры истории и культурного наследия Витебского государственного университета им. П. М. Машерова
докторант кафедры истории нового и новейшего времени Белорусского государственного университета
Адрес: Белоруссия,
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 29
Аннотация

Статья посвящена проблеме сокращения стратегических наступательных вооружений в постбиполярный период. Автор рассматривает подходы России к ее решению в рамках выполнения обязательств, взятых на себя по условиям, заключенных с США договоров – СНВ-1, СНВ-2 и СНВ-3. Особое внимание обращено на трудности реализации процесса разоружения в связи с разным видением обеими сторонами путей и методов достижения поставленных целей. В связи с чем, сделан вывод об отсутствии доверия у РФ и США друг к другу, что негативно сказывается на системе стратегической стабильности и сокращении ядерных потенциалов.

Ключевые словаРоссия, США, российско-американские отношения, стратегические наступательные вооружения, стратегическая стабильность, ядерное оружие
Получено17.07.2023
Дата публикации28.09.2023
Кол-во символов30082
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Проблема сокращения стратегических вооружений досталась России и США в наследство от эпохи Холодной войны. Как известно, две сверхдержавы вели изнурительную гонку вооружений. Ее результатом стало накопление обеими сторонами огромных арсеналов ядерного оружия (ЯО), что заставило их задуматься о разоружении.
2 Цель статьи – рассмотреть позицию России относительно проблемы сокращения стратегических наступательных вооружений (СНВ) в постбиполярный период.
3 31 июля 1991 г. в Москве М. С. Горбачевым и Дж. Бушем-ст. был подписан советско-американский Договор СНВ-1, устанавливавший предел в 6500 боезарядов для каждой из сторон12. Приоритетным объявлялось сокращение на 50% тяжелых МБР и ограничение их забрасываемого веса. Документ также вводил правила условного зачета КРВБ. Сокращение стратегических вооружений предполагалось проводиться на основе взаимных инспекций. Однако в декабре 1991 г. СССР прекратил свое существование. 1. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1). Москва, 31 июля 1991 // СНВ-сайт [Электронный ресурс]. URL: >>>> (дата обращения: 18.04.2023).

2. Стародубов В. П. Россия – США. Глобальная зависимость. М.: Молодая гвардия, 2004. С. 88–89.
4 Правопреемником Советского Союза стала Россия, взявшая на себя все обязательства, в том числе и в сфере стратегической стабильности. Поэтому Договор СНВ-1 стал первым российским действующим документом в области сокращения стратегических вооружений. Он вступил в силу в декабре 1994 г., когда были урегулированы все вопросы с безъядерным Беларуси, Казахстана и Украины.
5 Формально Договор СНВ-1 отражал равный подход России и США к сокращению стратегических вооружений. Однако по факту для РФ договор оказался не равноправным. Ведь главной целью американцев было сокращение и ограничение тяжелых и мобильных МБР (РС-20 и РС-22), являвшихся основой российских стратегических ядерных сил (СЯС). При этом американцы вывели из-под сокращений несколько тысяч своих ядерных боезарядов на тяжелых бомбардировщиках (ТБ)3. 3. Рамочная договоренность. 17 июня 1992 г. // Внешняя политика России: Сборник документов. 1990–1992. / редкол.: Л. И. Гецелевич (пред.) [и др.]; Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 1996. С. 437–438.
6 Несмотря на ряд недостатков Договора СНВ-1, в России и США не наблюдалось активных выступлений против его ратификации, поскольку суммарные уровни стратегических наступательных вооружений были довольно высокими и при отсутствии у сторон противоракетных систем обеспечивали надежное сдерживание.
7 Обладая огромными ядерными арсеналами, обе державы были заинтересованы в их сокращении. В РФ, которая в обычных вооружениях стала уступать НАТО, ЯО рассматривали в качестве реального средства сдерживания других государств от совершения недружественных действий, включая нанесение «заданного ущерба» в случае начала военной агрессии против страны. Однако в условиях финансово-экономических трудностей российское руководство, с одной стороны, понимая огромные затраты на поддержание СЯС на должном уровне и учитывая важность проблемы разоружения для стратегической стабильности и национальной безопасности страны, выступало с инициативами сокращения ядерных арсеналов РФ и США. С другой стороны, в условиях постбиполярной эйфории российское руководство, поддавшись неоправданным иллюзиям, вело себя довольно легкомысленно, идя на неоправданные уступки американцам.

всего просмотров: 95

Оценка читателей: голосов 0

1. President Trump Wants to Discuss ‘Out of Control ’ Arms Race With Vladimir Putin// Time[ Electronic resource ] . 2018. March 20. URL: (accessed: 15.09.2022).

2. Remarks by President Obama at the Br andenburg Gate– Berlin, Germany // The Whi te House President Barack Obama [Electronic resource]. 2013. June 19. URL: (accessed: 25.05.2023).

3. Remarks by President Barack Obama In Prague As Delivered. Prague, Czech Republic. // The White House President B arack Obama [Electronic resource]. 2009. April 5. URL: (accessed: 25.05.2023).

4. Белоус В. Принцип сдерживания и концепция применения ядерного оружия первыми // Пути к миру и безопасности. 2010. № 1-2(38-39). С . 31 –42.

5. Бубнова Н. И. Российско-американские отношения в сфере контроля над вооружениями: выйти из клинча// Вестник МГИМО-Университета. 2017. 3(54). С . 161 –178.

6. Выступление в Университете Хельсинки и ответы на вопросы аудитории . 20 апреля 2009 года. Хельсинки // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

7. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации С. В. Лаврова в рамках сегмента высокого уровня Конференции по разоружению (Женева, 24 февраля 2021 го да) // Сайт Постоянного представительства Российской Федерации при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве [Электронный ресурс ]. URL:(дата обращения : 01.03.2023).

8. Выступление Министра иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова на Московской конференции по нераспространению по теме «Внешнеполитические приоритеты Российской Федерации в сфере контроля над вооружениями и нераспространения в контексте изменений в глобальной архитектуре безопасности». Москва, 8 ноября 2019 года // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерац и и [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 10.07.2020).

9. Выступление на заседании Государственной Думы при рассм отрении вопросов о ратификации Договора между Россией и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), а также документов в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от26 мая 1972 года. 14 апреля 2000 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ].URL : (дата обращения : 11.05.202 3).

10. Декларация о стратегических рамках российско-американских отношений. Принята в Сочи 6 апреля 2008 года по итогам российско-американских переговоров // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

11. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений. 3 января 1993 г. // Внешняя политик а России: Сборник документов. 1993: в 2 кн. / редкол.: В. Д. Средин (пред.) [и др.]; Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 2000. Кн. 1: Январь –май. С . 10 –20.

12. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Шта тами Америки о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений. 8 апреля 2010 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 15.03.2023).

13. Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об ограничении стратегических наступательных потенциалов. 24 мая 2002 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL :(дата обращения : 22.05.2022).

14. Договор между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ -1). Москва, 31 июля 1991 // СНВ-сайт [Электронный ресурс ].URL : (дата обращения : 18.04.2023).

15. Загладин Н. В. США: общество, власть, политика . М .: Русское слово –РС, 2001. 238 с.

16. Заявление МИД России о ситуации с Договором о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс ]. 08.08.2022URL : (дата обращения : 25.05.2023).

17. Заявление МИД России о ситуации с продлением ДСНВ // Сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс ]. 20.10.2020. URL: (дата обращения : 10.04.2021).

18. Каши рина Т. В. Проблема сокращения стратегических наступательных и оборонительных вооружений в российско-американских отношениях постсоветского периода // Новая и новейшая история. 2014. № 3. С . 91 –103.

19. Лавров: аргументы США о приостановке Россией ДСНВ юридически ничтожны//REN. TV [Электронный ресурс]. 2023. 28 марта . URL :(дата обращения : 25.05.2023).

20. Послание Президента Российской Федерации от 12.12.2013 г. б/н // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 25.05.2023).

21. Послание Президента Росси йской Федерации от 04.12.2014 г. б/н // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 25.05.2023).

22. Пресс-конференция по итогам переговоров през идентов России и США . Хельсинки. 16 июля 2018 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения : 22.04.2022).

23. Рамочн ая договоренность . 17 июня 1992 г. // Внешняя политика России: Сборник документов . 1990 – 1992. / редкол.: Л. И. Гецелевич (пред.) [и др.]; Министерство иностранных дел Российской Федерации. М.: Международные отношения, 1996. С . 437 –438.

24. Россия увернулась от предложения Обамы сократить ядерные арсеналы // РИА Новости [Электронный ресурс ]. 19.06.2013. URL: (дата обращения : 25.05.2023).

25. Сидорова Т. Рябков р ассказал о переносе встречи с США по ДСНВ // Профиль [Электронный ресурс ]. 29.11.2022.URL : (дата обращения : 25.05.2023).

26. Системная история международных отношений. О пять разделен ный мир . 1980 –2018 : учебное пособие для вузов/под ред. А .Д. Богату рова. 3-е изд., перераб. и доп .М .: Юрайт , 2019. 362 с.

27. Совместная пресс-конференция с Премьер-министром Нидерландов Яном Петером Балкененде по итогам российско-нидерландских переговоров. Амстердам. 20 июня 2009 года // Сайт Президента Росс ии [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

28. Совместное заявление Президента Российской Федерации Д. А. Медведева и Презид ента Соединенных Штатов Америки Б. Обамы относительно переговоров по дальнейшим сокращениям стратегических наступательных вооружений. 1 апреля 2009 года// Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL: (дата обращения11.11.2022).

29. Совместное заявление Президентов России и США по стратегической стабильности. 16 июня 2021 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. URL:(дата обращения : 01.03.2023).

30. Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений. 6 июля 2009 года // Сайт Президента России [Электронный ресурс ]. U RL: (дата обращения11.03.2023).

31. Стародубов В. П. Россия –США. Глобальная зависимость. М. : Молодая гвардия, 2004. 256 с.

32. Фененко А. В. Изменение роли ядерного фактора в современных международных отношениях (военно-политические и институциональные аспекты): дис. ... д.п.н. по спец .: 23.00.04–политические проблемы международных отношений, глобального и регионального развития / МГИМО МИД РФ. М., 2017. 581 л.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх