Supplies of coal from Sudzenka to Vladivostok in 1904-1905. by CER and Transsib

 
PIIS241436770027306-6-1
DOI10.37490/S241436770027306-6
Publication type Article
Status Published
Authors
Affiliation: independent scientist
Address: Turkey, Mersin
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 29
Abstract

The most important problem of the naval strategy of the late XIX - early XX centuries. was to provide the fleet with fuel. Before the Russo-Japanese War, the Russian fleet in the Pacific was supplied with coal, which was delivered by sea. The continuation of this kind of supply in the event of war seemed impossible. In the spring of 1904, a project arose for the delivery of coal from the Sudzhensky mines of L. A. Mikhelson (Kuzbass) to the ports of the Pacific Ocean. After coordination with other departments, part of the coal ordered by the Maritime Ministry was sent to Vladivostok. However, due to the high cost of its delivery, the workload of the Trans-Siberian and Chinese Eastern Railways by trains with troops and the successful delivery of coal from England by sea to Vladivostok, the delivery of Sudzha coal was stopped after receiving 5% of the total ordered quantity.

KeywordsRusso-Japanese war, navy, coal, railways, military logistics, state budget, government budget, bureaucracy
Received16.08.2023
Publication date28.09.2023
Number of characters42247
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В ХХ веке обеспечение флота топливом стало важнейшей задачей военно-морской стратегии и администрации. На первый взгляд, для России её решение не представляло большой проблемы – страна обладала богатыми месторождениями угля и нефти, а основные военно-морские порты, хотя и располагались по краям империи, но были соединены с ее внутренними районами железными дорогами. В случае необходимости, в Либаву, Севастополь, Николаев, Порт-Артур или Владивосток можно было доставить столько топлива для кораблей, сколько было нужно. Даже находящийся на острове Кронштадт без особых проблем можно было снабжать отечественным топливом через С.-Петербург. Этим Россия выгодно отличалась от Великобритании, у которой такие базы как Скапа-Флоу, Гибралтар, Мальта, Александрия, Сингапур или Гонконг были отделены от метрополии морями и океанами. Но все было не так просто, по крайней мере на рубеже XIX-XX веков.
2 Снабжение русского флота углем перед русско-японской войной.
3 Два обстоятельства определяли то, как флот обеспечивался топливом – требования военно-морской техники и величина бюджета морского министерства.
4 Флот предъявлял очень строгие требования к качеству топлива. В этом отношении он принципиально отличался от железных дорог. Паровозы могли отапливаться дровам, ископаемым углем или мазутом в зависимости от того, что было экономически выгоднее1. Кораблям же требовалось такое топливо, которое позволяло пройти наибольшее расстояние и, при необходимости, развить наивысшую скорость. Поэтому дрова, а также те ископаемые угли, которые при сгорании давали сравнительно мало энергии, флоту не подходили. Большие надежды возлагались на нефтяное топливо, но все попытки применения его на кораблях русского флота к началу XX в. оказались неудачными. Только с 1910 г. корабли русского императорского флота стали переводиться на нефтяное отопление2. Таким образом, к началу русско-японской войны, в качестве топлива для кораблей флот мог использовать только высококачественный каменный уголь. 1. Дьяконова И. А. Нефть и уголь в энергетике царской России в международных сопоставлениях. М.: РОССПЭН, 1999. С. 106-109.

2. Бараш, П. А. Развитие судовых паровых котлов. Л.; М.: ОНТИ, 1937. С. 350-351.
5 Эталонным топливом для морских судов в конце XIX в. являлись добывавшиеся в Англии ньюкаслский и кардифский угли. Первый при сгорании давал густой черный дым. Второй считался бездымным, так как при сгорании давал прозрачный белый дым. Корабль, использовавший «бездымное топливо», мог дольше оставаться незаметным для противника, что было важным тактическим преимуществом. Кроме того, кардифский уголь лучше подходил для водотрубных котлов, которые с конца XIX в. устанавливались практически на все боевые корабли, от эскадренных броненосцев до миноносцев. Но ньюкаслский уголь был дешевле кардифского, поэтому его приобретали для транспортных судов и адмиралтейств.
6 К концу XIX в. только черноморский флот пользовался преимущественно отечественным топливом. Для отопления броненосцев и крейсеров приобретался антрацит, а для портовых мастерских и транспортов – дымный каменный уголь различных марок. Только для миноносцев, чьи механизмы были слишком чувствительны к качеству топлива, а также для императорских яхт все еще заготавливался кардиф3. 3. Пилипенко А. Н. Заготовление каменного угля морским министерством во второй половине XIX века // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв.– Курск: Б.и., 2009.– С. 320; Он же. Севастопольское дело 1900 года // Петербургские военно-исторические чтения. Межвузовская научная конференция. С.-Петербург, 18 марта 2011 г. Сб. научн. ст. СПб., 2012.– C. 49.

views: 140

Readers community rating: votes 0

1. Barash, P. A. Razvitie sudovykh parovykh kotlov. L.; M.: ONTI, 1937. 632 p.

2. D'yakonova I. A. Neft' i ugol' v ehnergetike tsarskoj Rossii v mezhdunarodnykh sopostavleniyakh. M.: ROSSPEhN, 1999. 295 p.

3. Istoriya Kuzbassa. Pt. 1-2. Kemerovo: Kemerovskoe kn. izd-vo, 1967. 378 p.

4. Kann S. K. Sudzhensk Coal in the Transsib Destiny (Historical Pages oppf Siberia Study) // Nauchnyj al'manakh. 2016. № 2-3(16). P. 397-404.

5. Klimenko V. V. Troitskaya N. A. Zaselenie suchanskoj doliny vo vtoroj polovine XIX – nachale XX vv. // Suchanskij rudnik: Dokumenty i materialy. / Feder. arkh. sluzhba Rossii, Ros. gos. ist. arkh. Dal. Vostoka. Vladivostok: Informatsionno-reklamnoe agentstvo «Komsomolka DV», 2002. P. 5-24.

6. Maklyukov A. V. Suchan Narrow Gauge Railroad (1904-1935) // Sotsial'nye i gumanitarnye nauki na Dal'nem Vostoke. 2016. №3 (51). P. 258-262.

7. Mendeleev D. I. Tolkovyj tarif ili issledovanie o razvitii promyshlennosti Rossii v svyazi s ee obschim tamozhennym tarifom 1891 goda. SPb., 1892. 756 p.

8. Pilipenko A. N. Zagotovlenie kamennogo uglya morskim ministerstvom vo vtoroj polovine XIX veka // Torgovlya, kupechestvo i tamozhennoe delo v Rossii v XVI-XIX vv.– Kursk: B.i., 2009. S. 319-323.

9. Pilipenko A. N. From the History of Establishment of Geological Research on South Ussuri Territory (The end of the 19th century) // Rossiya i ATR. 2008. № 3. P. 14-21.

10. Pilipenko A. N. Sevastopol'skoe delo 1900 goda // Peterburgskie voenno-istoricheskie chteniya. Mezhvuzovskaya nauchnaya konferentsiya. S.-Peterburg, 18 marta 2011 g. Sb. nauchn. st. SPb., 2012. P. 47-55.

11. Pilipenko A. N. «Ehkstrennoe zagotovlenie» uglya dlya portov Dal'nego Vostoka v kontse 1903 – nachale 1904 gg. // Gertsenovskie chteniya 1998. Aktual'nye problemy sotsial'nykh nauk: Sb. nauchn. st. SPb., 1998. S. 36-39.

12. Russko-yaponskaya vojna 1904-1905 gg. Bk. 1: Dejstviya flota na yuzhnom teatre ot nachala vojny do pereryva soobschenij s Port-Arturom. SPb., 1912. 649 p.

Система Orphus

Loading...
Up