Special Pedagogy and Psychology in Polylingual Reality

 
PIIS123456780015168-5-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Speech Therapy Department
Affiliation: Institute of Special Pedagogy and Psychology, Moscow City Teachers Training University
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Rector
Affiliation: Pushkin State Russian Language Institute
Address: Russian Federation, Moscow
Occupation: Associate Professor of the Speech Therapy Department, Institute of Childhood
Affiliation: Moscow Pedagogical State University
Address: Russian Federation, Moscow
Journal nameRussian Journal of Bilingualism Studies
EditionBilingualism at the Intersection of Scientific Research
Pages31-38
Abstract

The paper considers the issues of prevention, diagnosis, and therapy of speech disorders among children that acquired several languages. It provides retrospective analysis of the studies which concern literacy training and prevention of writing and reading disorders among bilinguals with developmental disorders. The paper also presents lacunae in the studies of the structure of speech impediment that was complicated by bilingual family or social environment. The authors outline the opportunities of methodical research in the field of special pedagogy and psychology in polylingual and multicultural reality. 

Keywordsbilingualism, special educational needs, language and speech disorders, specific learning difficulties, dyslexia, speech therapy
Received22.05.2021
Publication date24.05.2021
Number of characters12707
Cite  
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1

УДК 376.3

2

Введение

3

Даже краткое описание круга проблем, связанных с обучением, воспитанием, абилитацией и реабилитацией лиц с ограниченными возможностями здоровья в современном полилингвальном и поликультурном мире, обязывает к созданию текста большого объема. Цель данной статьи – лишь наметить некоторые наиболее важные, с точки зрения авторов, исследовательские направления в области специальной педагогики и психологии, так или иначе связанные с взаимовлиянием языков. При этом следует учитывать, что, с одной стороны, в нашей многонациональной стране накоплен большой опыт обучения лиц с особенностями в развитии, а с другой стороны, этот опыт нуждается в осмыслении в новых изменившихся условиях: в связи с появлением новых научных разработок, с усилением миграционных процессов, с расширением межкультурных контактов, с реформами в самой системе образования.

4

Ретроспективный анализ проблемы обучения билингвальных детей с нарушениями в развитии

5 Прежде всего, определим основную тематику исследований советского периода. В 1960-1980 гг. в коррекционной педагогике активно разрабатывались технологии обучения (в основном школьного) двуязычных детей с различными аномалиями речи, слуха, зрения, интеллекта [14; 30]. Изучение влияния билингвизма на устную и письменную речь детей с нарушениями в развитии проходило во всех национальных республиках на базе ведущих вузов и НИИ. Указывалось на необходимость совершенствования орального алфавита национальных языков для обучения глухих и позднооглохших [28]; проектирования рельефно-точечных национальных алфавитов и адаптации шрифтов национальных языков для обучения грамоте на родном языке слабовидящих, слепых и слепоглухих детей [13; 33]; разработки осязательной наглядности для обучения второму языку слепых детей [34].
6 Особое место занимают диссертационные исследования, выполненные в секторе логопедии Научно-исследовательского института дефектологии АПН СССР (в настоящее время - ИКП РАО) под руководством д.п.н., профессора Р.Е.Левиной [23]. Положение о ведущей роли первичного речевого недоразвития в патогенезе школьных трудностей, а также специфика нарушений устной и письменной речи при языковой интерференции были раскрыты на материале грузинского [10], казахского [2], эстонского [18], литовского [12; 24], киргизского [32], польского [6] языков. Основное внимания авторов было сосредоточено на процессах фонологической обработки у билингвальных детей, поскольку при решении практической задачи обучения алфавитному письму на русском и национальном языках, необходимо было разграничить специфические речевые ошибки и явления интерференции фонологических и графических систем. Для каждого из национальных языков изучалась целесообразность переноса коррекционно-методических подходов, характерных для русского языка. Именно в этот период оформилось представление о билингвизме как о явлении, которое требует скорее частных, а не общих методических решений.

views: 622

Readers community rating: votes 0

1. Andreeva I.V. Hruslov G.V. Funkcionirovanie russkogo jazyka v stranah SNG i Baltii. M. Gos. in-t rus. jaz. 2004. 78 s.

2. Ajazbekova R.A. Narushenie pisma u uchaschihsja kazahskih shkol. Dis. … kand. ped. nauk. M. 1971. 180 c.

3. Babaeva E. A. Gotovnost k obucheniju v shkole detej-bilingvov s rechevoj patologiej dissertacija ... kandidata pedagogicheskih nauk 13.00.00 Mosk. ped. gos. un-t im. V. I. Lenina. Moskva 1992. 147 s.

4. Bakshihanova S.S. Analiz mehanizmov recheproizvodstva kak psiholingvisticheskaja osnovy diagnostiki bilingvizma avtoreferat dis. ... doktora psihologicheskih nauk 19.00.10. Sankt-Peterburg 1999. 18 c.

5. Bocharova N.A. Lysakova I.P. Rozova O.G. Russkij bukvar dlja migrantov uchebnoe posobie pod red. prof. I.P. Lysakovoj. M. KNORUS 2009. 80 s.

6. Bytnar-Hys R. Narushenie pisma u uchaschihsja mladshih klassov massovyh shkol polskoj narodnoj respubliki. Dis. … kand. ped. nauk. M. 1987. 182 c.

7. Velichenkova O.A. Ahutina T.V. Ruseckaja M.N. Gusarova Z.V. Problema narushenij pisma i chtenija u detej dannye Vserossijskogo oprosa Specialnoe obrazovanie. 2019. 355. S. 36-49.

8. Velichenkova O. A. Lagutina A.V. Obuchenie chteniju detej s osobymi obrazovatelnymi potrebnostjami zachem kogda i kak Russkij jazyk za rubezhom. 2018. 6271. S. 37-42.

9. Velichenkova O.A. Ruseckaja M.N. Logopedicheskaja rabota po preodoleniju narushenij chtenija i pisma u mladshih shkolnikov. Moskva Nacionalnyj knizhnyj centr 2015. 316 s.

10. Gabashvili. Z.K. Osobennosti pisma detej imejuschih nedostatki proiznoshenija zvukov Dis. … kand. ped. nauk. – M. 1959. 219 c.

11. Gagarina N.V. Klasert A. Topazh N. Test po russkomu jazyku dlja bilingvalnyh detej. SPb. Zlatoust 2015. 57 listov metod. opisanie 48 s..

12. Gedrene R.K. Vlijanie nedorazvitija rechi na usvoenie uchebnogo materiala v nachalnyh klassah obscheobrazovatelnoj shkoly s litovskim jazykom obuchenija. Dis. … kand. ped. nauk. M. 1982 g. 180 c.

13. Germanov M.M. O nacionalnyh relefno-tochechnyh alfavitah Sedmaja nauchnaja sessija po defektologii 25–28 marta 1975 g. Tez. do­kl. APN SSSR Nauch. – issled. in-t defektologii pod red. T. A. Vlasovoj i dr. M. 1975. S. 186 – 187.

14. Efimenkova L.N. Korrekcija oshibok obuslovlennyh nesformirovannostju fonematicheskogo sluha Elektronnyj resurs L. N. Efimenkova. Moskva Nac. kn. centr 2014. 12 sm. Logopedija v shkole. ISBN 978-5-904827-78-6

15. Indenbaum E.L. K probleme detskogo dvujazychija i «inokulturnosti» Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta 2016. T. 17. Serija «Psihologija». S. 26–37.

16. Indenbaum E. L. K probleme detskogo dvujazychija i inokulturnosti E. L. Indenbaum Izvestija Irkutskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija Psihologija. 2016. T. 17. S. 26-37.

17. Kakorina E.V. Govorju i pishu po-russki. Ot bukvy k slovu. Chast 1. Uchebnoe posobie dlja detej 8-12 let. M. Russkoe slovo 2008. 272 s.

18. Karlep K.K. Narushenija pisma u uchaschihsja vspomogatelnoj shkole s estonskim jazykom obuchenija. Dis. … kand. ped. nauk. – M. 1971 g. 270 c.

19. Kasimova E.G. Formirovanie proiznoshenija u bashkirskih detej 6-8 let s fonetiko-fonematicheskim nedorazvitiem Dis. … kand. ped. nauk. – M. 2003. 182 s.

20. Keller V. Timofeeva E. Carip K. Lukk-Toompere R. Azbuka. Uchebnik dlja 1 klassa. Tallinn. AVITA KIRJASTUS 2012. 119 s.

21. Krylova N.G. Salmanova T.S. Fomina E.V.. Moj russkij bukvar. Uchebnoe posobie. M. Rus.jaz. Media. 2007. 192 s.

22. Krjahtunova O.V. Pedagogicheskij status detej-migrantov v russkojazychnoj obrazovatelnoj srede Polilingvialnost i transkulturnye praktiki 2018 1 15. S. 27-37.

23. Levina R.E. Spirova L.F. Nikashina N.A. i dr. Osnovy teorii i praktiki logopedii pod red. R.E. Levinoj. Reprint. izd. M. Aljans 2013. 366 s.

24. Mikulskite A.I. Narushenija pisma u uchaschihsja obscheobrazovatelnoj shkoly s litovskim jazykom obuchenija. Dis. … kand. ped. nauk. M. 1972. 161 c.

25. Ovchinnikova I. G. K probleme specifiki oshibok v sluchae estestvennogo bilingvizma sopostavlenie rechi russko-ivrit bilingvov s materialami nacionalnogo korpusa russkogo jazyka I. G. Ovchinnikova Problemy socio- i psiholingvistiki. 2011. 15. S. 168-182.

26. Polivara Z. V. K voprosu izuchenija detej-bilingvov v logopedicheskoj nauke Doshkolnoe obrazovanie v sovremennom izmenjajuschemsja mire teorija i praktika III Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencii sbornik statej Chita 27 nojabrja 2014 goda pod redakciej A.I. Ulzytuevoj. Chita Zabajkalskij gosudarstvennyj universitet 2015. S. 124-130.

27. Polivara Z. V. Etnopsiholingvisticheskij aspekt ocenivanija rechevyh disfunkcij u detej - bilingvov Z. V. Polivara Aktualnye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2013. 10-2. S. 57-60.

28. Ponomareva Z.A. K metodike obuchenija pozdnooglohshih chteniju s gub na uzbekskom jazyke Tezisy dokladov IV nauchnoj konferencii aspirantov i molodyh specialistov po voprosam defektologii Tekst Akad. ped. nauk SSSR. Nauch.-issled. in-t defektologii. Moskva 1970. S. 25-27.

29. Protasova E. Ju. Rodina N.M. Mnogojazychie v detskom vozraste. SPb. Zlatoust 2005. 272 s.

30. Puoshlene E.-P. Sravnitelnoe issledovanie nekotoryh psiholingvisticheskih sposobnostej detej s normalnym i narushennym intellektom Defektologija. 1974. 2. C. 9-16.

31. Ruseckaja M. N. Lagutina A.V. Velichenkova O.A. Vozmozhnosti organizacii logopedicheskogo onlajn-konsultirovanija russkojazychnyh semej za rubezhom Russkij jazyk za rubezhom. 2020. 1278. S. 89-93.

32. Filimoshkina N.M. Narushenija pisma u kirgizskih shkolnikov Dis. … kand. ped. nauk. – M. 1977. 168 c.

33. Cicuashvili Z.I. K voprosu o forme gruzinskogo shrifta dlja chtenija i pisma slabovidjaschih Sedmaja nauchnaja sessija po defektologii 25–28 marta 1975 g. Tez. do­kl. APN SSSR Nauch. – issled. in-t defektologii pod red. T. A. Vlasovoj i dr. M. 1975. S. 286.

34. Cicuashvili Z.I. Osobennosti obuchenija uchaschihsja Gruzinskoj shkoly slepyh anglijskomu jazyku Obuchenie i vospitanie detej s nedostatkami v fizicheskom i umstvennom razvitii Tezisy dokladov Pod red. T. A. Vlasovoj i dr. Moskva Pedagogika 1970. S. 15.

35. Chirkina G.V. Lagutina A.V. Programma logopedicheskoj raboty s detmi ovladevajuschimi russkim nerodnym jazykom Programmy doshkolnyh obrazovatelnyh uchrezhdenij kompensirujuschego vida dlja detej s narushenijami rechi. Korrekcija narushenij rechi Avtor-sostavitel Chirkina G.V. M. Prosveschenie 2010. S. 176–224 255–271.

36. Chirsheva G. N. Osnovy ontobilingvologii Russko-anglijskij material specialnost 10.02.19 Teorija jazyka dissertacija na soiskanie uchenoj stepeni doktora filologicheskih nauk. Sankt-Peterburg 2000. 463 s.

Система Orphus

Loading...
Up