Поставки судженского угля во Владивосток в 1904-1905 гг. по КВЖД и Транссибу

 
Код статьиS241436770027306-6-1
DOI10.37490/S241436770027306-6
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Аффилиация: независимый исследователь
Адрес: Турция, Мерсин
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 29
Аннотация

Важнейшей проблемой военно-морской стратегии конца XIX – начала XX вв. было обеспечение флота топливом. До русско-японской войны русский флот в Тихом океане снабжался углем, который доставлялся морем. Продолжение такого рода поставок в случае войны казалось невозможной. Весной 1904 г. возник проект доставки в порты Тихого океана угля с Судженских копей Л. А. Михельсона (Кузбасс). После согласования с другими ведомствами, часть заказанного морским министерством угля была отправлена во Владивосток. Однако из-за высокой стоимости его доставки, загруженности Транссиба и КВЖД поездами с войсками и успешной доставки каменного угля из Англии морем во Владивосток, доставка судженского угля была прекращена после получения 5% от всего заказанного количества.

Ключевые словарусско-японская война, военно-морской флот, каменный уголь, железные дороги, тыловое обеспечение, государственный бюджет, бюрократия
Получено16.08.2023
Дата публикации28.09.2023
Кол-во символов42247
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В ХХ веке обеспечение флота топливом стало важнейшей задачей военно-морской стратегии и администрации. На первый взгляд, для России её решение не представляло большой проблемы – страна обладала богатыми месторождениями угля и нефти, а основные военно-морские порты, хотя и располагались по краям империи, но были соединены с ее внутренними районами железными дорогами. В случае необходимости, в Либаву, Севастополь, Николаев, Порт-Артур или Владивосток можно было доставить столько топлива для кораблей, сколько было нужно. Даже находящийся на острове Кронштадт без особых проблем можно было снабжать отечественным топливом через С.-Петербург. Этим Россия выгодно отличалась от Великобритании, у которой такие базы как Скапа-Флоу, Гибралтар, Мальта, Александрия, Сингапур или Гонконг были отделены от метрополии морями и океанами. Но все было не так просто, по крайней мере на рубеже XIX-XX веков.
2 Снабжение русского флота углем перед русско-японской войной.
3 Два обстоятельства определяли то, как флот обеспечивался топливом – требования военно-морской техники и величина бюджета морского министерства.
4 Флот предъявлял очень строгие требования к качеству топлива. В этом отношении он принципиально отличался от железных дорог. Паровозы могли отапливаться дровам, ископаемым углем или мазутом в зависимости от того, что было экономически выгоднее1. Кораблям же требовалось такое топливо, которое позволяло пройти наибольшее расстояние и, при необходимости, развить наивысшую скорость. Поэтому дрова, а также те ископаемые угли, которые при сгорании давали сравнительно мало энергии, флоту не подходили. Большие надежды возлагались на нефтяное топливо, но все попытки применения его на кораблях русского флота к началу XX в. оказались неудачными. Только с 1910 г. корабли русского императорского флота стали переводиться на нефтяное отопление2. Таким образом, к началу русско-японской войны, в качестве топлива для кораблей флот мог использовать только высококачественный каменный уголь. 1. Дьяконова И. А. Нефть и уголь в энергетике царской России в международных сопоставлениях. М.: РОССПЭН, 1999. С. 106-109.

2. Бараш, П. А. Развитие судовых паровых котлов. Л.; М.: ОНТИ, 1937. С. 350-351.
5 Эталонным топливом для морских судов в конце XIX в. являлись добывавшиеся в Англии ньюкаслский и кардифский угли. Первый при сгорании давал густой черный дым. Второй считался бездымным, так как при сгорании давал прозрачный белый дым. Корабль, использовавший «бездымное топливо», мог дольше оставаться незаметным для противника, что было важным тактическим преимуществом. Кроме того, кардифский уголь лучше подходил для водотрубных котлов, которые с конца XIX в. устанавливались практически на все боевые корабли, от эскадренных броненосцев до миноносцев. Но ньюкаслский уголь был дешевле кардифского, поэтому его приобретали для транспортных судов и адмиралтейств.
6 К концу XIX в. только черноморский флот пользовался преимущественно отечественным топливом. Для отопления броненосцев и крейсеров приобретался антрацит, а для портовых мастерских и транспортов – дымный каменный уголь различных марок. Только для миноносцев, чьи механизмы были слишком чувствительны к качеству топлива, а также для императорских яхт все еще заготавливался кардиф3. 3. Пилипенко А. Н. Заготовление каменного угля морским министерством во второй половине XIX века // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв.– Курск: Б.и., 2009.– С. 320; Он же. Севастопольское дело 1900 года // Петербургские военно-исторические чтения. Межвузовская научная конференция. С.-Петербург, 18 марта 2011 г. Сб. научн. ст. СПб., 2012.– C. 49.

всего просмотров: 138

Оценка читателей: голосов 0

1. Бараш, П. А. Развитие судовых паровых котлов. Л.; М.: ОНТИ, 1937. 632 с.

2. Дьяконова И. А. Нефть и уголь в энергетике царской России в международных сопоставлениях. М.: РОССПЭН, 1999. 295 с.

3. История Кузбасса. Ч. 1-2. Кемерово: Кемеровское кн. изд-во, 1967. 378 с.

4. Канн С. К. Судженский уголь в судьбе Транссиба (страницы истории изучения Сибири) // Научный альманах. 2016. № 2-3(16). С. 397-404.

5. Клименко В. В. Троицкая Н. А. Заселение сучанской долины во второй половине XIX – начале XX вв. // Сучанский рудник: Документы и материалы. / Федер. арх. служба России, Рос. гос. ист. арх. Дал. Востока. Владивосток: Информационно-рекламное агентство «Комсомолка ДВ», 2002. С. 5-24.

6. Маклюков А. В. Сучанская узкоколейная железная дорога (1904-1935). // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2016. №3 (51) С. 258-262.

7. Менделеев Д. И. Толковый тариф или исследование о развитии промышленности России в связи с ее общим таможенным тарифом 1891 года. СПб., 1892. 756 с.

8. Пилипенко А. Н. Заготовление каменного угля морским министерством во второй половине XIX века // Торговля, купечество и таможенное дело в России в XVI-XIX вв.– Курск: Б.и., 2009.– С. 319-323;

9. Пилипенко А. Н. Из истории организации геологического изучения Южно-Уссурийского края (конец XIX в.) // Россия и АТР. 2008. № 3. С. 14-21.

10. Пилипенко А. Н. Севастопольское дело 1900 года // Петербургские военно-исторические чтения. Межвузовская научная конференция. С.-Петербург, 18 марта 2011 г. Сб. научн. ст. СПб., 2012.– C. 47-55.

11. Пилипенко А. Н. «Экстренное заготовление» угля для портов Дальнего Востока в конце 1903 – начале 1904 гг. // Герценовские чтения 1998. Актуальные проблемы социальных наук: Сб. научн. ст. СПб., 1998. С. 36-39.

12. Русско-японская война 1904-1905 гг. Кн. 1: Действия флота на южном театре от начала войны до перерыва сообщений с Порт-Артуром. СПб., 1912. 649 с.



Дополнительные библиографические источники и материалы

РГА ВМФ. Ф. 417 (Главный морской штаб). Оп. 1 (Военно-морской ученый отдел). Д. 2820; Ф. 427 (Главное управление кораблестроения и снабжений). Оп. 8 (Отдел заготовлений. 4-е делопроизводство). Д. 30, 73; Ф. 967 (Владивостокский порт). Оп. 2 (Хозяйственный отдел). Д. 68, 80, 97, 133, 153, 159.

Всеподданнейший отчет Государственного контролера за 1900 год. СПб., 1901. 164 с.

Отчет горного департамента за [1900 и 1901, 1903] год. СПб., 1903-1904.

Отчет начальника Главного управления кораблестроения и снабжений по отделу заготовлений за [1896-1900] год. СПб., 1897-1901.

Отчет начальника Отдела заготовлений Главного управления кораблестроения и снабжений генерал-майора Линдена за 1889 год. СПб., 1891. 518 c.

Сборник статистических сведений о горнозаводской промышленности России в [1898-1907] году. СПб., 1900-1910.

Сборник тарифов российских железных дорог / Изд. Общего съезда представителей русских железных дорог. – СПб.: П.Н. Черемисинов, 1904. № 1536-1639.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх