Художественная коммеморация войн в Германии

 
Код статьиS241436770026640-4-1
DOI10.37490/S241436770026640-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Заведующий научно-образовательной лаборатории изучения событий Второй мировой войны и противодействия фальсификации истории
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Псков
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 29
Аннотация

Статья рассматривает художественные коммеморативные практики Германии на примере военных мемориалов, посвященных франко-прусской войне, Первой и Второй мировым войнам. Визуальные изменения памятников, воздвигнутых победоносным и проигранным войнам, отражают изменение общественного дискурса в отношении прошлого государства. Мемориализация итогов войн преследовала различные цели: от подъема рейхспатриотизма и национального единения до преодоления прошлого и выстраивания новой государственной культуры памяти, обращенной к молодому поколению.

Ключевые словаГермания, художественная коммеморация, франко-прусская война, Первая мировая война, Вторая мировая война, военные памятники, мемориалы, культура памяти.
Получено14.07.2023
Дата публикации28.09.2023
Кол-во символов40004
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Войны прочно закрепляются в коллективной памяти. Катастрофы оставляют след в истории и искусстве, а материальное и духовное наследие отражает или травмирующее поражение, или восторг победы. Особенно это заметно на примере Германии, которая за относительно небольшой промежуток времени прошла путь от военных побед, знаменовавших объединение, до поражений, завершившихся разделением государства. Отличие в восприятии прошлого прослеживается на примере военных мемориалов, которых на территории современной ФРГ сохранилось более 100 тысяч.
2 Исследование обращается к теме художественной коммеморации войн, в которых приняла участие Германия: от победоносной франко-прусской войны до двух сокрушительных поражений в мировых войнах. Статья посвящена военным памятникам (Kriegerdenkmal), которые воздвигались на каждом этапе германской истории: Второй рейх, Веймарская республика, Третий рейх, ГДР и ФРГ. Коммеморация войн преследовала различные цели: подъем рейхспатриотизма и воспевание национального единства, народный пацифизм, привитие агрессивного национализма, преодоление прошлого. Символизм мемориалов вытекал не только из результатов войн, но и из предшествующего исторического опыта. Это время, за которое нация прошла путь от представлений о собственной исключительности до необходимости искупления вины и формирования «культуры памяти».
3 К настоящему времени тема художественной коммеморации военной тематики привлекает все больший интерес. В российской исторической науке присутствует ряд исследований, обращенных к рассмотрению мемориалов, понимаемых как отдельные памятники, нередко сопровождаемые архитектурным ансамблем с музейной экспозицией, а также к этнографическим аспектам военных памятников1 2 3 4. Зарубежная историография обращается к данным сюжетам преимущественно не напрямую, а рассматривая их как второстепенный аспект всеобъемлющих проблем, затрагиваемых в ходе военных конфликтов5 6 7 8. В то же время она представляет несомненный интерес, поскольку позволяет дать ответы, каким образом удалось мобилизовать нацию на войну, как менялось отношение к прошлому в общественно-политическом дискурсе, так как многие из мемориалов появились не сразу после окончания военных действий, а спустя двадцать-тридцать лет. 1. Антощенко А.В. Монументальная мемориализация событий Второй мировой войны в Карелии // Технологос. – 2019. – № 3. – С. 61–72

2. Гизляров И.А. Мемориал в Царенсдорфе – памятник Первой мировой войны // Филология и культура. – 2012. – № 3 (29). – С. 217-219

3. Костяшов Ю.В. Память о Второй мировой войне в монументах Калининграда: региональная специфика // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. VI Всероссийская научно-практическая конференция в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. – 2018. – С. 198-203

4. Памятник и праздник: этнография Дня Победы. – СПб., 2020.

5. Borodziej W., François E., Keding E., Makhotina E., Schulze M. Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. – Göttingen, 2015

6. Metzing A. Kriegsgedenken in Frankreich (1871-1914)/ Studien zur kollektiven Erinnerung an den Deutsch-Französischen Krieg von 1870/71. – Bonn, 2002

7. Meinhold L. Kriegerdenkmäler in Deutschland. Band 1-2. – Heidelberg, 1985

8. Maas A. Les monuments aux morts de la guerre franco-allemande autour de Metz (1870/71- 1914/1918). Eléments d'une histoire des mentalités sous les aspects des relations franco-allemandes // Annales de l'Est 43. – 1991. – S. 304-306.
4 Историю военных мемориалов Германии отсчитывают от сохранившихся памятных досок и стел, посвященных участникам наполеоновских войн, павшим или вернувшимся живыми. Своеобразной точкой отсчета стало учреждение 10 марта 1813 г. Фридрихом Вильгельмом III Ордена Железного Креста, награждение которым не зависело от сословия и звания. В мае 1813 г. было издано «Постановление об учреждении постоянного памятника тем, кто пал в борьбе за независимость и отечество». В § 1 говорилось: «Каждый воин, который погибнет за Родину, совершив подвиг, который по единодушному свидетельству его начальства и товарищей принес бы ему Орден Железного Креста, должен быть удостоен чести установления памятника в полковой церкви за счет государства и после своей смерти. ... §. 3. Кроме того, для всех тех, кто умер на ложе славы, в каждой церкви должна быть установлена мемориальная доска за счет прихожан с надписью: «Из этого прихода погиб за Короля и Отечество; под этой надписью должны быть вписаны имена всех павших, принадлежащих к данному приходу. Выше, тем, кто получил железный крест или был бы его достоин»»9 . Таким образом, установка железного креста на мемориалах, где были захоронены павшие, означала вручение награды посмертно. Смерть на войне рассматривалась как свидетельство доблести и «верности Отечеству», а военный орден вручался коллективно. 9. Kabinettsorder König Friedrich Wilhelm III. vom 5. Mai 1813 über die Stiftung eines bleibenden Denkmals für die im Kampf für Unabhängigkeit und Vaterland Gefallenen // Geßner K. Inventar zur brandenburgischen Militärgeschichte 1806–1815. Quellen des Brandenburgischen Landeshauptarchivs über napoleonische Fremdherrschaft und Befreiungskriege. – 2018. – S. 231.

всего просмотров: 78

Оценка читателей: голосов 0

Система Orphus

Загрузка...
Вверх