Artistic commemoration of the wars in Germany

 
PIIS241436770026640-4-1
DOI10.37490/S241436770026640-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Scientific and Educational Laboratory for studying the events of the Second World War and countering the falsification of History
Affiliation: Pskov State University
Address: Russian Federation, Pskov
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 29
Abstract

The research addresses the topic of artistic commemoration of the wars in which Germany took part: from the victorious Franco-Prussian War to two crushing defeats in world wars. The article is devoted to the military monuments (Kriegerdenkmal), which were erected at every stage of German history: the Second Reich, the Weimar Republic, the Third Reich, the GDR and the FRG. The commemoration of the wars pursued various goals: the rise of Reich patriotism and the glorification of national unity, popular pacifism, instilling aggressive nationalism, overcoming the past. The symbolism of the memorials stemmed not only from the results of the wars, but also from previous historical experience. This is the time during which the nation has gone from the idea of its own exclusivity to the need for atonement and the formation of a "culture of memory" addressed to the younger generation. War memorials erected in the second half of the XIX – XX centuries are of two different types: tombstones erected directly over the graves of fallen soldiers and monuments commemorating the event, but not being an index of the grave. For the Franco-Prussian and World War I, examples of war memorials installed on graves, including monuments to opponents, are most characteristic. The theme of memorials dedicated to the Second World War is much more diverse. In addition to military cemeteries, they reflect the history of concentration camps, Resistance, Operation Tiergartenstrasse 4. After World War II, the memorial was assigned the role of a monument in the name of peace.

KeywordsGermany, artistic commemoration, Franco-Prussian War, World War I, World War II, war monuments, memorials, culture of memory.
Received14.07.2023
Publication date28.09.2023
Number of characters40004
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Войны прочно закрепляются в коллективной памяти. Катастрофы оставляют след в истории и искусстве, а материальное и духовное наследие отражает или травмирующее поражение, или восторг победы. Особенно это заметно на примере Германии, которая за относительно небольшой промежуток времени прошла путь от военных побед, знаменовавших объединение, до поражений, завершившихся разделением государства. Отличие в восприятии прошлого прослеживается на примере военных мемориалов, которых на территории современной ФРГ сохранилось более 100 тысяч.
2 Исследование обращается к теме художественной коммеморации войн, в которых приняла участие Германия: от победоносной франко-прусской войны до двух сокрушительных поражений в мировых войнах. Статья посвящена военным памятникам (Kriegerdenkmal), которые воздвигались на каждом этапе германской истории: Второй рейх, Веймарская республика, Третий рейх, ГДР и ФРГ. Коммеморация войн преследовала различные цели: подъем рейхспатриотизма и воспевание национального единства, народный пацифизм, привитие агрессивного национализма, преодоление прошлого. Символизм мемориалов вытекал не только из результатов войн, но и из предшествующего исторического опыта. Это время, за которое нация прошла путь от представлений о собственной исключительности до необходимости искупления вины и формирования «культуры памяти».
3 К настоящему времени тема художественной коммеморации военной тематики привлекает все больший интерес. В российской исторической науке присутствует ряд исследований, обращенных к рассмотрению мемориалов, понимаемых как отдельные памятники, нередко сопровождаемые архитектурным ансамблем с музейной экспозицией, а также к этнографическим аспектам военных памятников1 2 3 4. Зарубежная историография обращается к данным сюжетам преимущественно не напрямую, а рассматривая их как второстепенный аспект всеобъемлющих проблем, затрагиваемых в ходе военных конфликтов5 6 7 8. В то же время она представляет несомненный интерес, поскольку позволяет дать ответы, каким образом удалось мобилизовать нацию на войну, как менялось отношение к прошлому в общественно-политическом дискурсе, так как многие из мемориалов появились не сразу после окончания военных действий, а спустя двадцать-тридцать лет. 1. Антощенко А.В. Монументальная мемориализация событий Второй мировой войны в Карелии // Технологос. – 2019. – № 3. – С. 61–72

2. Гизляров И.А. Мемориал в Царенсдорфе – памятник Первой мировой войны // Филология и культура. – 2012. – № 3 (29). – С. 217-219

3. Костяшов Ю.В. Память о Второй мировой войне в монументах Калининграда: региональная специфика // Национальное культурное наследие России: региональный аспект. VI Всероссийская научно-практическая конференция в рамках VII Всероссийского конкурса-фестиваля исполнителей и балетмейстеров народного танца имени Геннадия Власенко. – 2018. – С. 198-203

4. Памятник и праздник: этнография Дня Победы. – СПб., 2020.

5. Borodziej W., François E., Keding E., Makhotina E., Schulze M. Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. – Göttingen, 2015

6. Metzing A. Kriegsgedenken in Frankreich (1871-1914)/ Studien zur kollektiven Erinnerung an den Deutsch-Französischen Krieg von 1870/71. – Bonn, 2002

7. Meinhold L. Kriegerdenkmäler in Deutschland. Band 1-2. – Heidelberg, 1985

8. Maas A. Les monuments aux morts de la guerre franco-allemande autour de Metz (1870/71- 1914/1918). Eléments d'une histoire des mentalités sous les aspects des relations franco-allemandes // Annales de l'Est 43. – 1991. – S. 304-306.
4 Историю военных мемориалов Германии отсчитывают от сохранившихся памятных досок и стел, посвященных участникам наполеоновских войн, павшим или вернувшимся живыми. Своеобразной точкой отсчета стало учреждение 10 марта 1813 г. Фридрихом Вильгельмом III Ордена Железного Креста, награждение которым не зависело от сословия и звания. В мае 1813 г. было издано «Постановление об учреждении постоянного памятника тем, кто пал в борьбе за независимость и отечество». В § 1 говорилось: «Каждый воин, который погибнет за Родину, совершив подвиг, который по единодушному свидетельству его начальства и товарищей принес бы ему Орден Железного Креста, должен быть удостоен чести установления памятника в полковой церкви за счет государства и после своей смерти. ... §. 3. Кроме того, для всех тех, кто умер на ложе славы, в каждой церкви должна быть установлена мемориальная доска за счет прихожан с надписью: «Из этого прихода погиб за Короля и Отечество; под этой надписью должны быть вписаны имена всех павших, принадлежащих к данному приходу. Выше, тем, кто получил железный крест или был бы его достоин»»9 . Таким образом, установка железного креста на мемориалах, где были захоронены павшие, означала вручение награды посмертно. Смерть на войне рассматривалась как свидетельство доблести и «верности Отечеству», а военный орден вручался коллективно. 9. Kabinettsorder König Friedrich Wilhelm III. vom 5. Mai 1813 über die Stiftung eines bleibenden Denkmals für die im Kampf für Unabhängigkeit und Vaterland Gefallenen // Geßner K. Inventar zur brandenburgischen Militärgeschichte 1806–1815. Quellen des Brandenburgischen Landeshauptarchivs über napoleonische Fremdherrschaft und Befreiungskriege. – 2018. – S. 231.

views: 102

Readers community rating: votes 0

Система Orphus

Loading...
Up