Религиозные конфессии Беларуси как инструмент пропаганды немецких оккупационных властей в 1941-1944 гг. (на примере Генерального округа Беларусь)

 
Код статьиS230861810025810-1-1
DOI10.37490/S230861810025810-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность:  Доцент кафедры гуманитарных дисциплин
Аффилиация: Российская таможенная академия
Адрес: Российская Федерация, Люберцы
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 28
Аннотация

В статье рассматривается проблема использования немецкими оккупационными властями религиозных конфессий Беларуси в качестве инструмента пропаганды в 1941-1944 годах (на примере Генерального округа Беларусь). Выявлено, что в годы второй мировой войны нацисты проводили особую религиозную политику. Они заявляли о свободе вероисповедания для населения «освобожденных территорий» и использовали веру в Бога, как средство идеологического воздействия.

 

Ключевые слованемецкая пропаганда, Генеральный округ Беларусь, религиозная конфессия, Великая Отечественная война, нацистское неоязычество, религиозная политика, «белорусизация»
Получено10.03.2023
Дата публикации12.06.2023
Кол-во символов31219
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В годы второй мировой и Великой Отечественной войны вопросы вероисповедания активно использовались нацистскими властями в самой Германии и на оккупированной территории европейских стран как инструмент пропаганды. Особую роль религия играла в немецкой пропаганде на территории советских республик. Ставка была сделана на тот факт, что советская власть накануне войны проводила активную антирелигиозную политику, фактически вытеснив веру из повседневной жизни людей. Приход немецких «освободителей» на советскую территорию сопровождался демагогическими заявлениями о свободе вероисповедания и открытием храмов. На белорусскую землю был перенесен германский опыт, основанный на широкой пропаганде веры в нового мессию в образе А. Гитлера. Нацисты пытались соединить христианскую символику и фашистскую идеологию, что в совокупности с возрождением древнегерманского язычества должно было стать основой «новой веры».
2 В самой Германии мессианская символика весьма широко использовалась пропагандой: на портреты фюрера, например, помещали изображения Христа и сопровождали подписью «сначала было слово». В протестантских церквях звучали ужасные по своему содержанию проповеди – «Гитлер – это голос Христа, пожелавшего стать телом и кровью немецкого народа». Но гораздо большим богохульством кажется цитата из брошюры «Что христианин не знает о христианстве», изданной министерством Й.Геббельса, - «если Иегова потерял всякое значение для нас, немцев, то то же самое может быть сказано и о Христе, Его сыне..; он не обладает теми моральными качествами, которые ему придает церковь, и несомненно не имеет того, что необходимо каждому настоящему германцу»1. Конечно, христианские мораль и человеколюбие никак не могли соотносится с расовыми теориями нацистов. Христианство вызывало у нацистов ненависть еще и тем, что они видели в нем связь с иудаизмом и большевизмом. Идеологов «3-го Рейха» раздражал христианский принцип равенства всех перед лицом Бога, в чем они видели аналогии с коммунистической доктриной. Происхождение обоих учений в еврейской среде, их по сути интернациональный характер, а также и то, что первое и второе учения «возбуждают неудовольствие масс и снижают все великое именем пощады и равенства», выступало поводом для борьбы нацистской власти как с коммунизмом, так и с христианством. 1. Немецко-фашистский оккупационный режим. М., 1965.С.57.
3 Одним из создателей новой веры стал А.Розенберг, предложив в своей книге «Миф 20-го века» «преодолеть все старые таинства и заменить их новыми, основу которых будут составлять божественная природа человека и миф крови, точнее нордической крови» 2. Он же написал устав будущей «Церкви Национального Рейха», в котором провозглашалась беспощадная борьба с «иноземной христианской верой» и высказывались требования запретить Библию, заменив ее произведением А.Гитлера – «Моя борьба». 2. Розенберг А. Миф XX века. М., 2008. С.285.

всего просмотров: 158

Оценка читателей: голосов 0

1. Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М ., 1979.

2. Великая Отечественная война. М. , 1970.

3. Ерин М.Е . Католическая церковь Германии и фашизм: Учеб. Пос. Ярославль, 1990.

4. Касяк I . З гiсторыi праваслаунай царквы беларускага народа. Нью-Йорк, 1956.

5. Мартос А. Беларусь в исторической государственной и церковной жизни. Минск, 1990.

6. Немецко-фашистский оккупационный режим. М., 1965.

7. Одинцов М.И. Патриарх Сергий. М.: Молодая гвардия, 2013.

8. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. 1917– 1945. Париж, 1977.

9. Розенберг А. Миф XX века. М. , 2008.

10. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй. Мiнск, 1993.

11. Беларуская газэта. 1943. Красавiк.

12. Ранiца. 17.05.1942. №18(82).

13. Ранiца.11.10.1942. №38(102).

14. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви. 1917– 1945. Париж, 1977.

15. Розенберг А . Миф XX века. М. , 2008.

16. Туронак Ю. Беларусь пад нямецкай акупацыяй. Мiнск, 1993.



Дополнительные библиографические источники и материалы

Источники:

Государственный архив Минской области (ГАМО). Ф.370. Оп.1. Д.2479. Л.100.

Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). Ф.4. Оп.33 а. Д.151. Л.117.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.24. Л.10.

НАРБ. Ф.4. Оп.33 а. Д.199. Л.97.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.2479. Л.125.

НАРБ. Ф.4. Оп.33 а. Д.151. Л.38.

НАРБ. Ф.500. Оп.1. Д.773. Л.5.

НАРБ. Ф.4. Оп.33 а. Д.24. Л.83.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.378. Л.62.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.387. Л.7.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.382 а. Л.75.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.386 а. Л.28.

НАРБ. Ф.370. Оп.1 Д.398. Л.39.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.399. Л.68.

НАРБ. Ф.370. Оп.1. Д.399. Л.7.

НАРБ. Ф.1191. Оп.1. Д.2 а. Л.23.

НАРБ. Ф.4. Оп.33 а. Д.151. Л.93.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх