The Crisis of Railway Transportation and its Impact on the Economic Situation of the Grodno Province at the Beginning of the First World War

 
PIIS230861810024390-9-1
DOI10.37490/S230861810024390-9
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor of the Department of World History
Affiliation: Gomel GSU named after F. Skorinа
Address: Gomel, Belarus, st. Kirova 119, office 2-10
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 27
Abstract

The article notes that the crisis phenomena in the work of Russian railways appeared already at the very beginning of the first world war. At the same time, the attempt of the central authorities to solve the emerging transport problems, as well as their desire to ensure an uninterrupted supply of the urban population and industry with everything necessary on the basis of the primary planning of freight rail transportation, was not crowned with success. It follows from the reports of the Bialystok, Grodno and other city councils that the Warsaw and Kharkiv district committees practically did not interact with the local self-government bodies of cities and therefore poorly oriented in the real needs of the inhabitants in fuel and food.At the same time, the provincial commissions did not always have comprehensive information about the provision of the population with basic necessities. The commissions also had been caused significant difficulties determining the number of petitions satisfied by the district committees for the extraordinary delivery of railway goods and the number of goods that actually arrived in the cities under these permits. By the spring of 1915, it turned out that almost none of the commissions organized in the cities of the Grodno province could give accurate and complete answers to the governor's requests. The question of correlation between basic necessities and fuel that reached the local population from the total volume of goods that arrived in the province and then were exported from it to neighboring regions turned out to be the most problematic for most commissions.

Keywordsrailway transportation, city government, transport, cargo, committee, commission, governor, Grodno province, railway station
Received12.01.2023
Publication date27.03.2023
Number of characters29243
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Кризис железнодорожных перевозок в связи с началом Первой мировой войны как составляющюю общего кризиса железнодорожного транспорта в историко-экономической литературе обычно относят к 1916–1917 гг. Если изучавший еще в 1920-е гг. вопросы железнодорожного хозяйства в контексте общих проблем экономического развития России периода Первой мировой и гражданской войн М. М. Шмуккер обнаружил наступление системного железнодорожного кризиса только в начале 1917 г.1, то советский историк-экономист А. Л. Сидоров относил наступление кризиса в данной важнейшей сфере народного хозяйства уже к 1916 г.2 По мнению современного исследователя проблем железнодорожного транспорта России в переломные исторические эпохи А. С. Сенина, «расстройство» транспорта стало следствием недостаточно развитой довоенной сети железных дорог как результата общей экономической отсталости страны и скудости финансовых ассигнований на нужды транспорта, а также организационных и управленческих просчетов допущенных в годы войны — в результате железные дороги оказались наиболее уязвимым звеном в экономике России3. В своей более поздней статье А. С. Сенин выделил дополнительные факторы, воспрепятствовавшие рациональному функционированию железнодорожной отрасли в период Первой мировой войны. Наряду с организационными просчетами немаловажной причиной неудач в работе железных дорог стало также отсутствие координации в действиях военной и гражданской администрации4. 1. Шмуккер М. М. Очерки финансов и экономики жел.–дор. транспорта, Россия за 1913–1922 годы (в связи с общими экономическими явлениями жизни страны) / Под ред. и с предисл. проф. С. В. Бернштейн-Когана. М., [Б.г.]. С. 130.

2. Сидоров А. Л. Железнодорожный транспорт России в Первой мировой войне и обострение экономического кризиса в стране // Исторические записки. 1948. Т. 26. М., 1948. С. 43.

3. Сенин А. С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914–1922 гг.). М., 2009. С. 164.

4. Истомина Э. Г., Сенин А. С. Транспортная система // Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / Отв. ред. Ю. А. Петров. М., 2014. С. 362.
2 Целью данной статьи является исследование влияния общих кризисных явлений в сфере железнодорожных перевозок в России на экономическое положение городских населенных пунктов Гродненской губернии в летне (август 1914 г.) – весенний период (апрель) 1915 г. Из переписки органов общественного и сословного самоуправления Гродненской губернии (Гродно, Белосток, Брест-Литовск, Бельск, Слоним, Кобрин, Пружаны, Волковыск) с официальными инстанциями и докладов городских управ5 следует, что перебои в снабжении населения всем необходимым, отсутствие железнодорожных вагонов для доставки топлива жителям в зимний период было также следствием слабой координации действий военной, гражданской администраций и органов городского общественного самоуправления. 5. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее — НИАБ в Гродно). Ф. 17 (Гродненское губернское по городским делам присутствие). Оп. 1. Д. 461. — О перевозке грузов по железным дорогам в военное время (переписка с городскими головами, с городскими управами о правилах перевозки грузов по железным дорогам в Гродненской губернии во время войны). 520 лл.
3 Первая мировая война кардинально изменила характер работы железнодорожного транспорта Российской империи. В сфере грузовых перевозок произошло перераспределение направлений движения грузовых потоков. Многие виды сырья и топлива такие как уголь, нефть, лесные материалы, хлопок, металлы, дрова и пр. под влиянием войны оказались востребованы в совершенно иных регионах, чем это было до начала боевых действий. Например, топливная база целых районов стала формироваться из ранее никогда не использовавшегося здесь привозного донецкого угля. Еще накануне военных событий западные губернии выращивали достаточное количество хлеба для собственного потребления и не зависели от его поставок из черноземных районов. Однако, став ареной кровопролитных боев, западные губернии резко увеличили объемы его потребления в основном дислоцированными на их территории армейскими частями и превратились таким образом в крупнейшего в России потребителя привозного хлеба. Прекратившийся в связи с началом войны экспорт хлеба за границу переориентировал хлебные грузы из балтийских портов на запад и в направлении Архангельска. Владивосток теперь стал пунктом ввоза в страну железа, стали, хлопка, машин, подвижного состава, доставляемых через Приморье, Забайкалье и Сибирь по железным дорогам в западном направлении.

views: 164

Readers community rating: votes 0

1. Istomina Eh. G., Senin A. S. Transportnaya sistema // Rossiya v gody Pervoj mirovoj vojny: ehkonomicheskoe polozhenie, sotsial'nye protsessy, politicheskij krizis / Otv. red. Yu. A. Petrov. M., 2014.

2. Natsional'nyj istoricheskij arkhiv Belarusi v Grodno. F. 17 (Grodnenskoe gubernskoe po gorodskim delam prisutstvie). Op. 1. D. 461. — O perevozke gruzov po zheleznym dorogam v voennoe vremya (perepiska s gorodskimi golovami, s gorodskimi upravami o pravilakh perevozki gruzov po zheleznym dorogam v Grodnenskoj gubernii vo vremya vojny). 520 ll.

3. Senin A. S. Zheleznodorozhnyj transport Rossii v ehpokhu vojn i revolyutsij (1914–1922 gg.). M., 2009.

4. Sidorov A. L. Zheleznodorozhnyj transport Rossii v Pervoj mirovoj vojne i obostrenie ehkonomicheskogo krizisa v strane // Istoricheskie zapiski. 1948. T. 26. M., 1948. S. 3–64.

5. Shmukker M. M. Ocherki finansov i ehkonomiki zhel.–dor. transporta, Rossiya za 1913–1922 gody (v svyazi s obschimi ehkonomicheskimi yavleniyami zhizni strany) / Pod red. i s predisl. prof. S. V. Bernshtejn-Kogana. M., [B.g.].

Система Orphus

Loading...
Up