Кризис железнодорожных перевозок и его влияние на экономическое положение Гродненской губернии в начале Первой мировой войны

 
Код статьиS230861810024390-9-1
DOI10.37490/S230861810024390-9
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: доцент кафедры всеобщей истории
Аффилиация: Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины
Адрес: Гомель, Беларусь, ул. Кирова 119, кабинет 2-10
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 27
Аннотация

В статье отмечается, что кризисные явления в работе российских железных дорог проявились уже в самом начале первой мировой войны. В то же время попытка центральных властей решить возникающие транспортные проблемы, а также их стремление обеспечить бесперебойное снабжение городского населения и промышленности всем необходимым на основе первичного планирования грузовых железнодорожных перевозок не увенчались успехом. Из докладов белостокской, гродненской и др. городских управ следует, что варшавский и харьковский порайонный комитеты практически не взаимодействовали с органами местного городского самоуправления Гродно, Белостока и пр., а потому слабо ориентировались в реальных потребностях населения в топливе и продовольствии. Вместе с тем губернские комиссии не всегда располагали исчерпывающими сведениями об обеспеченности населения предметами первой необходимости. Значительные затруднения вызывало у комиссий и определение количества удовлетворенных порайонными комитетами ходатайств по внеочередной доставке железнодорожных товаров и о числе грузов, действительно прибывших в города по этим разрешениям. Недобросовестные торговцы в спекулятивных целях пользовались несовершенством механизма не именной регистрации (на предъявителя), прибывающих на железнодорожную станцию грузов, одновременно оформляя сразу несколько заявок на получение вагонов под партии ходовых товаров.

В конечном итоге, белостокская городская дума пришла к заключению, что повышение цен на топливо, хлеб, муку и мясо в городе вызвано не объективно возникшим дефицитом продуктов, а проблемами их доставки по железным дорогам. Поэтому гласные городской думы стали добиваться от руководства военно-эксплуатационного отдела армий северо-западного фронта снятия запрета на погрузку железнодорожных грузов с пунктом конечного назначения в Белостоке. В ходатайствах депутаты просили разрешить внеочередной ввоз в город без задержек на узловых и промежуточных станциях необходимого городу количества продовольствия и топлива. Дума принимала меры, направленные на предотвращение спекуляций минеральным топливом. Гласные также добивались предоставления харьковским порайонным комитетом более полных сведений о ежемесячных поставках минерального топлива в Белосток с донецкого бассейна, включающие данные о нарядах на погрузку угля и антрацита и станциях отправления. Тем самым городская управа пыталась установить хотя бы минимальный контроль над непрозрачным распределением минерального топлива со стороны белостокского комитета торговли и промышленности.

Ключевые словажелезнодорожные перевозки, городское самоуправление, транспорт, грузы, комитет, комиссия, губернатор, Гродненская губерния, железнодорожная станция
Получено12.01.2023
Дата публикации27.03.2023
Кол-во символов29243
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Кризис железнодорожных перевозок в связи с началом Первой мировой войны как составляющюю общего кризиса железнодорожного транспорта в историко-экономической литературе обычно относят к 1916–1917 гг. Если изучавший еще в 1920-е гг. вопросы железнодорожного хозяйства в контексте общих проблем экономического развития России периода Первой мировой и гражданской войн М. М. Шмуккер обнаружил наступление системного железнодорожного кризиса только в начале 1917 г.1, то советский историк-экономист А. Л. Сидоров относил наступление кризиса в данной важнейшей сфере народного хозяйства уже к 1916 г.2 По мнению современного исследователя проблем железнодорожного транспорта России в переломные исторические эпохи А. С. Сенина, «расстройство» транспорта стало следствием недостаточно развитой довоенной сети железных дорог как результата общей экономической отсталости страны и скудости финансовых ассигнований на нужды транспорта, а также организационных и управленческих просчетов допущенных в годы войны — в результате железные дороги оказались наиболее уязвимым звеном в экономике России3. В своей более поздней статье А. С. Сенин выделил дополнительные факторы, воспрепятствовавшие рациональному функционированию железнодорожной отрасли в период Первой мировой войны. Наряду с организационными просчетами немаловажной причиной неудач в работе железных дорог стало также отсутствие координации в действиях военной и гражданской администрации4. 1. Шмуккер М. М. Очерки финансов и экономики жел.–дор. транспорта, Россия за 1913–1922 годы (в связи с общими экономическими явлениями жизни страны) / Под ред. и с предисл. проф. С. В. Бернштейн-Когана. М., [Б.г.]. С. 130.

2. Сидоров А. Л. Железнодорожный транспорт России в Первой мировой войне и обострение экономического кризиса в стране // Исторические записки. 1948. Т. 26. М., 1948. С. 43.

3. Сенин А. С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914–1922 гг.). М., 2009. С. 164.

4. Истомина Э. Г., Сенин А. С. Транспортная система // Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / Отв. ред. Ю. А. Петров. М., 2014. С. 362.
2 Целью данной статьи является исследование влияния общих кризисных явлений в сфере железнодорожных перевозок в России на экономическое положение городских населенных пунктов Гродненской губернии в летне (август 1914 г.) – весенний период (апрель) 1915 г. Из переписки органов общественного и сословного самоуправления Гродненской губернии (Гродно, Белосток, Брест-Литовск, Бельск, Слоним, Кобрин, Пружаны, Волковыск) с официальными инстанциями и докладов городских управ5 следует, что перебои в снабжении населения всем необходимым, отсутствие железнодорожных вагонов для доставки топлива жителям в зимний период было также следствием слабой координации действий военной, гражданской администраций и органов городского общественного самоуправления. 5. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно (далее — НИАБ в Гродно). Ф. 17 (Гродненское губернское по городским делам присутствие). Оп. 1. Д. 461. — О перевозке грузов по железным дорогам в военное время (переписка с городскими головами, с городскими управами о правилах перевозки грузов по железным дорогам в Гродненской губернии во время войны). 520 лл.
3 Первая мировая война кардинально изменила характер работы железнодорожного транспорта Российской империи. В сфере грузовых перевозок произошло перераспределение направлений движения грузовых потоков. Многие виды сырья и топлива такие как уголь, нефть, лесные материалы, хлопок, металлы, дрова и пр. под влиянием войны оказались востребованы в совершенно иных регионах, чем это было до начала боевых действий. Например, топливная база целых районов стала формироваться из ранее никогда не использовавшегося здесь привозного донецкого угля. Еще накануне военных событий западные губернии выращивали достаточное количество хлеба для собственного потребления и не зависели от его поставок из черноземных районов. Однако, став ареной кровопролитных боев, западные губернии резко увеличили объемы его потребления в основном дислоцированными на их территории армейскими частями и превратились таким образом в крупнейшего в России потребителя привозного хлеба. Прекратившийся в связи с началом войны экспорт хлеба за границу переориентировал хлебные грузы из балтийских портов на запад и в направлении Архангельска. Владивосток теперь стал пунктом ввоза в страну железа, стали, хлопка, машин, подвижного состава, доставляемых через Приморье, Забайкалье и Сибирь по железным дорогам в западном направлении.

всего просмотров: 167

Оценка читателей: голосов 0

1. Истомина Э. Г., Сенин А. С. Транспортная система // Россия в годы Первой мировой войны: экономическое положение, социальные процессы, политический кризис / Отв. ред. Ю. А. Петров. М., 2014.

2. Национальный исторический архив Беларуси в Гродно. Ф. 17 (Гродненское губернское по городским делам присутствие). Оп. 1. Д. 461. — О перевозке грузов по железным дорогам в военное время (переписка с городскими головами, с городскими управами о правилах перевозки грузов по железным дорогам в Гродненской губернии во время войны). 520 лл.

3. Сенин А. С. Железнодорожный транспорт России в эпоху войн и революций (1914–1922 гг.). М., 2009.

4. Сидоров А. Л. Железнодорожный транспорт России в Первой мировой войне и обострение экономического кризиса в стране // Исторические записки. 1948. Т. 26. М., 1948. С. 3–64.

5. Шмуккер М. М. Очерки финансов и экономики жел.–дор. транспорта, Россия за 1913–1922 годы (в связи с общими экономическими явлениями жизни страны) / Под ред. и с предисл. проф. С. В. Бернштейн-Когана. М., [Б.г.].

Система Orphus

Загрузка...
Вверх