Иоанн Златоуст о римско-персидских войнах

 
Код статьиS230861810024061-7-1
DOI10.37490/S230861810024061-7
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории; и.о. проректора; доцент кафедры церковно-исторических и общегуманитарных дисциплин
Аффилиация:
Псковский государственный университет
Псковский областной институт повышения квалификации работников образования
Псково-Печерская духовная семинария
Адрес: Псков, 180000, пл. Ленина, д. 2
Должность: Доцент кафедры отечественной и всеобщей истории
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: 180000 г. Псков, пл. Ленина, д. 2
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 27
Аннотация

Сочинения святителя Иоанна Златоуста включают в себя многочисленные сведения о Персии и персах. Часть из них относится к военной истории и отражает военные и военно-политические реалии римско-персидских отношений в современную Иоанну Златоусту эпоху. Основная часть информации, сообщаемой Иоанном Златоустом о римско-персидских войнах, связана с Персидской экспедицией императора Юлиана Отступника 363 г. Неудачный исход кампании 363 г. для римлян святитель связывает с тем, что Юлиан организовал антихристианские гонения, и его гибель во время похода трактуется Иоанном Златоустом как кара Божия. Святитель демонстрирует двойственное отношение к персам, считая их, с одной стороны, варварами и противниками Рима, а с другой – народом, демонстрирующим высокие моральные качества (в частности, гуманность по отношению к римлянам). Описание Иоанном Златоустом вторжения римской армии в Персию во многих деталях совпадает со сведениями Аммиана Марцеллина, являвшегося участником событий 363 г. Это свидетельствует о высокой степени достоверности сообщаемой Иоанном Златоустом информации.

Ключевые словаИоанн Златоуст, сасанидский Иран, Римская империя, военная история, римско-персидские войны, варвары, мировоззрение.
Получено16.01.2023
Дата публикации27.03.2023
Кол-во символов28690
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В сочинениях выдающегося церковного автора IV в., одного из Учителей Церкви, Патриарха Константинопольского, святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) весьма заметное место занимают сюжеты, связанные с Персией и персами в целом и сасанидским Ираном в частности. Отдельный пласт «персидского текста» Иоанна Златоуста связан с римско-персидскими войнами. При этом единственным конкретным эпизодом из всей истории римско-персидского противостояния, упоминаемым святителем, является вторжение императора Юлиана в Персию в 363 г. Все остальные сведения Иоанна Златоуста о персах, так или иначе связанные с военной проблематикой, имеют характер общих замечаний об отдельных аспектах военного дела персов безотносительно каких-то определенных событий.
2 Столь пристальное внимание нашего автора именно к римскому вторжению в Персию 363 г. вполне объяснимо. Во-первых, при жизни святителя (как и за всю четырехвековую историю римско-персидского противостояния) ни одна военная кампания римлян на востоке не могла сравняться с походом Юлиана Отступника по своим масштабам1 и последствиям2. Во-вторых, гибель Юлиана Отступника в Персии, как и весь его неудачный поход, совершенно справедливо воспринимались христианской частью римского общества и соответствующей литературной традицией (и свт. Иоанн Златоуст не был здесь исключением) как кара Небесная, обрушившаяся на императора – не просто гонителя христиан, но еще и отступника3. В связи с этим Персидская экспедиция Юлиана Отступника была для Иоанна Златоуста и многих его современников4 событием не только и даже не столько военно-политическим, сколько религиозно-мистическим, в котором ярко и убедительно проявились воля и промысл Божий. 1. Достаточно вспомнить, что в боевых действиях участвовало порядка 65 тыс. человек (см.: Дмитриев В.А. Юлиан Отступник: человек и император // Метаморфозы истории. 2002. Вып. 2. С. 254) и более 1000 судов (см.: Дмитриев В.А. Воины Ахурамазды. Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб.: Евразия, 2018. С. 218). Сам Иоанн Златоуст отмечает, что армия Юлиана, вторгшаяся в Персию, насчитывала «столько десятков тысяч воинов, сколько не водил никогда никто из царей» (Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896. С. 615).

2. В результате унизительного для римской стороны Нисибисского мирного договора, заключенного по итогам кампании 363 г., Империя утратила стратегически и экономически важные приграничные области в Северной Месопотамии, включая сам город Нисибис, являвшийся важнейшим римским узлом обороны на границе с сасанидским Ираном (см.: Дмитриев В.А. Воины Ахурамазды. Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб.: Евразия, 2018. С. 222–223; Blockly R.C. The Romano-Persian Peace Treaties of A.D. 299 and 363 // Florilegium. 1984. Vol. 6. P. 28–49). О роли Нисибиса в защите восточных рубежей Империи см. ниже прим. 47.

3. Согласно правилам свтт. Василия Великого (Васил. 73) и Григория Нисского (Григ. Нис. 2), за сознательно совершенный грех отступничества (апостасии) полагается пожизненное покаяние с дозволением приобщиться Святых Таин лишь перед смертью. В более мягком варианте епитимии, разработанном отцами Первого Вселенского собора, покаяние таких отступников длится 12 лет (I Всел. 11). Подробнее см.: Максимович К.А., прот. Владислав Цыпин. Апостасия // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: >>>> (дата обращения: 19.07.2022).

4. На этот указывает тот факт, что интерпретация событий Персидской экспедиции Юлиана Отступника (и в особенности ее трагического финала) во многом схожа у всех христианских авторов (см.: Пак Е.А. Гибель Юлиана Отступника в отражении языческой и христианской традиции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2010. Вып. 3. С. 82–84).
3 Сверхъестественная связь между богопротивным образом жизни императора Юлиана и трагическим финалом его правления подчеркивается Иоанном Златоустом неоднократно. Так, в «Беседе о св. Апостоле Павле» святитель рассматривает «жалкую» гибель «нечестивого царя» Юлиана Отступника и последовавшее за тем вступление на трон «благочестивого» правителя (т.е. Иовиана (363–364)) как главную причину того, что «воины, попавшие в сети и не находившие нигде никакого выхода, избавившись, наконец, по мановению Божию от варваров, возвратились с полной безопасностью»5. Эта же двуединая мысль – (1) о неудачном ходе персидской кампании и бесславной смерти Юлиана как наказании, ниспосланном свыше, и (2) о чудесном спасении («удивительном и необыкновенном возвращении», как пишет святитель6) римлян после гибели их безбожного правителя – присутствует и в другом сочинении Иоанна Златоуста (в котором вообще сосредоточена основная масса сведений о персидской кампании Юлиана Отступника) – «Слове о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам»7. 5. Иоанн Златоуст. Беседы о св. апостоле Павле // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896. С. 532.

6. Иоанн Златоуст. Беседы о св. апостоле Павле // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896. С. 532.

7. Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896. С. 573–617.
4 При этом нельзя не заметить весьма интересную ситуацию, возникающую в связи с освещением Иоанном Златоустом событий 363 г. С одной стороны, персы в сочинениях святителя являются олицетворением враждебных христианскому миру сил, и потому борьба с ними мыслится как исключительно богоугодное дело. С другой стороны, опаснейшим противником православной веры и Церкви Христовой, как и всего христианского мира, на страницах произведений Иоанна Златоуста предстает Юлиан Отступник, который, как пишет святитель, грозился, «что по возвращении оттуда [из Персии. – В.Д.] он совершенно истребит всех [христиан. – В.Д.]», и после разгрома персов «готовился к войне против церквей»8. Из этого вытекает, что в представлении свт. Иоанна Златоуста вторжение Юлиана Отступника в Персию представляло собой столкновение двух сил, имевших одну и ту же (а именно – антихристианскую) природу и направленность. И хотя ожидать, что Иоанн Златоуст в данной ситуации должен был бы отдать предпочтение либо персам, либо Юлиану, было бы слишком прямолинейно и вряд ли корректно, тем не менее, исходя из общего контекста и высказываемых святителем оценочных суждений можно сделать вывод, что из этих двух зол меньшим для святителя являлись персы. 8. Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896. С. 614–615.

всего просмотров: 204

Оценка читателей: голосов 0

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Данилов мужской монастырь, 2015.

2. Аммиан Марцеллин. Римская история / Пер. с лат. Ю.А. Кулаковского, А.И. Сонни. М.: Ладомир, 2005.

3. Аристотель. Политика / Пер. с древнегр. С.А. Жебелёва, М.Л. Гаспарова. М.: АСТ; Астрель, 2012.

4. Иоанн Златоуст. Против иудеев // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 1. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1895.

5. Иоанн Златоуст. Беседы о св. апостоле Павле // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896.

6. Иоанн Златоуст. Слово о блаженном Вавиле, а также против Юлиана, и к язычникам // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 2. Кн. 2. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1896.

7. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния Апостольские // Иоанн Златоуст. Полное собрание творений. В 12 т. Т. 9. Кн. 1. СПб.: Санкт-Петербургская духовная академия, 1903.

8. Страбон. География / Пер. с древнегр. Г.А. Стратановского. М.: Наука, 1964.

9. Ephraim des Syres. Hymnen De paradiso und Contra Julianum. 2 vols. Louvain: Secr?tariat du CorpusSCO, 1957.

10. Ioannis Malalae Chronographia / Rec. I. Thurn. Berolini; Novi Eboraci: Walter de Gruiter, 2000.

11. Данилов Е.С. Война и разведывательная деятельность в античном Риме. Ярославль: ЯрГУ, 2011.

12. Дмитриев В.А. «Арий, поклоняющийся Ормазду»: к политической биографии шаханшаха Нарсе // Вестник древней истории. 2020 № 2 (80). С. 434–461. DOI 10.31857/S032103910008630-6

13. Дмитриев В.А. «Око государя»: к истории военной контрразведки в сасанидском Иране // Метаморфозы истории. 2017. Вып. 9. С. 126–136.

14. Дмитриев В.А. Exploratius noscendi gratia: Аммиан Марцеллин об участии римской разведки в войнах с сасанидским Ираном // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия «История. Политология. Экономика. Информатика». 2011. № 19 (114). Вып. 20. С. 21–27.

15. Дмитриев В.А. Военная разведка в сасанидском Иране: организация деятельности и источники информации // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2016. № 1. С. 9–22.

16. Дмитриев В.А. Военная разведка в сасанидском Иране: способы, виды, масштабы // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016. № 3. С. 15–28.

17. Дмитриев В.А. Воины Ахурамазды. Военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб.: Евразия, 2018.

18. Дмитриев В.А. Страны и народы Востока в представлении римлян эпохи Поздней Античности (по данным Аммиана Марцеллина) // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2011. № 11.5 (23). С. 1343–1357.

19. Дмитриев В.А. Юлиан Отступник: человек и император // Метаморфозы истории. 2002. Вып. 2. С. 246–258.

20. Максимович К.А., прот. Владислав Цыпин. Апостасия // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravenc.ru/text/75704.html (дата обращения: 19.07.2022).

21. Матвейчев О.А. Понятие «рабства» у Аристотеля // Философия и культура. 2013. № 10. С. 1393–1397. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.10.8026

22. Пак Е.А. Гибель Юлиана Отступника в отражении языческой и христианской традиции // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. История. 2010. Вып. 3. С. 79–84.

23. Blockly R.C. The Romano-Persian Peace Treaties of A.D. 299 and 363 // Florilegium. 1984. Vol. 6. P. 28–49.

24. Dodgeon M. H., Lieu S. N. C. (eds.). The Roman Eastern Frontier and the Persian Wars (AD 226–363). A Documentary History. London; New York: Routledge, 1994.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх