Features of the Interfaith Policy of the Russian Empire in the Turkestan Governor-General

 
PIIS230861810020710-1-1
DOI10.37490/S230861810020710-1
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Acting Professor
Affiliation: Branch of the Gubkin Russian State University of Oil and Gas (Scientific Research University)
Address: Uzbekistan, Tashkent
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 24
Abstract

The Turkestan Governor General in the second half of the 19th century becomes the center of attraction for a large mass of people who come to these outskirts of the Russian Empire in order to have a better life, sun and warmth. The reform of 1861 gave freedom to serfs, but did not provide them with land.

In Tashkent, the center of the Turkestan region, Orthodox churches, a Roman Catholic church, an Evangelical Lutheran church, Jewish synagogues, etc. began to be built. The main religious denomination of the region was naturally Islamic.

The contact of the two worlds — Islamic and Christian — naturally did not happen easily. The first Governor-General of Turkestan K. P. von Kaufmann believed that the influence of the Christian religion on Islam would have such a strong influence that the Islamic religion would gradually lose its position. However, the reality turned out to be much more complicated. Islamic institutions in Tashkent and Turkestan as a whole were strengthened more and more every year and increased in number.

However, it must be admitted that the tsarist administration as a whole did not seriously interfere in the religious life of the peoples of the region. And in financial terms, local maktabs, madrasahs and mosques were outside the help of the Russian state, i.e., found their own livelihood.

KeywordsTurkestan general government, Christian religion, Islam, hajj, interfaith relations
Received17.06.2022
Publication date17.06.2022
Number of characters27720
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Во второй половине XIX в. после вхождения Средней Азии в состав Российской империи происходит соприкосновение двух океанов — мира ислама и христианства, которые по сути и по содержанию являлись родственными религиями (единобожие, признание одних и тех же пророков: Авраам —Иброхим, Моисей — Мусо, Иисус — Исо Масих, признание конца света и т.д.). Однако происходит не только соприкосновение двух религий, но, прежде всего, соприкосновение различных культур, образов мысли и бытовых особенностей. В целом, соприкасаются европейский и восточный образ жизни.
2 Взаимовлияние религиозных конфессий. Туркестанское генерал-губернаторство во второй половине ХIX в. становится центром притяжения больших масс людей, которые приезжают на эту окраину Российской империи в поисках лучшей жизни, солнца и тепла. Реформа 1861 г. дала свободу крепостным крестьянам, но не обеспечила их землей. Огромная масса крестьян в целях получения земли направляется сюда и занимает лучшие участки, ранее принадлежавшие кочевым народам — киргизам и туркменам. В числе переселившихся было не малое количество людей служилых, чиновников и рабочих. Наряду с представителями славянских народов переселяются и представители многих других национальностей. В том числе немцы, армяне, евреи, поляки, татары и многие другие. Естественно, что среди них было немало и верующих людей. В Ташкенте — центре Туркестанского края — начинают строиться православные церкви, римско-католический костел, евангелическо-лютеранская церковь, еврейские синагоги. Главной религиозной конфессией региона, естественно, являлась исламская. В Ташкенте было огромное количество мечетей и медресе. Мусульмане города проявляли веротерпимость к представителям других конфессий и проживание в одном городе с ними приводило к взаимному обогащению их культур.
3 Российские авторы второй половины ХIХ – начала ХХ в., такие как Н. П. Остроумов, В. П. Наливкин, И. И. Гейер, А. И. Добросмыслов и другие в своих трудах подробно описывают взаимоотношения представителей различных конфессий в Туркестане и, в частности, в Ташкенте. Так в работе Н. П. Остроумова «Сарты» (1896), говорится о том, что православные храмы в Ташкенте построены местными рабочими и что построены они добротно, под руководством российских инженеров. В процессе строительства местные рабочие усвоили новые методы работы и познакомились с новыми инструментами1. 1. Остроумов Н.П. Сарты. Ташкент, 1896. С.113–114.
4 Ряд документов Национального архива Республики Узбекистан даёт нам очень интересный материал по мирному взаимовлиянию религиозных конфессий в Ташкенте и, в целом, в Туркестане. Это материалы, в основном, фондов И-1 (Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора), И-47 (Учебное дело).
5 Соприкосновение двух миров — исламского и христианского происходило, естественно, не просто. Первый генерал-губернатор Туркестана К. П. фон Кауфман считал, что влияние христианской религии на мусульманство окажет столь сильное влияние, что исламская религия постепенно утратит свои позиции2. Однако, действительность оказалась гораздо сложнее. Исламские учреждения в Ташкенте и, в целом, по Туркестану с каждым годом все больше укреплялись и в количественном отношении увеличивались. Между тем, надо признать, что царская администрация в целом не выказывала серьезного вмешательства в религиозную жизнь народов региона. А в финансовом отношении местные мактабы, медресе и мечети находились вне помощи Российского государства, т.е. находили средства к существованию сами. Надо отметить, что в таком же положении находились и все другие религиозные конфессии, включая и неправославные христианские. 2. НА РУз, Ф.И-1, Оп.27, Д.1600а, Л.1.

views: 211

Readers community rating: votes 0

1. NA RUz, F.I-1, Op.18, D.39

2. NA RUz, F.I-1, Op.4, D.257

3. NA RUz, F.I-1, Op.27, D.1600a

4. NA RUz, F.I-47, Op.1, D.781

5. Arapov D. Yu. Imperatorskaya Rossiya i Musul'manskij mir. M., 2006.

6. Dobrosmyslov A. I. Tashkent v proshlom i nastoyaschem. Tashkent, 1912.

7. Ivanov N. A. Osmanskoe zavoevanie arabskikh stran. 1516–1574. M., 1984.

8. K istorii khristianstva v Srednej Azii. Tashkent, 1998.

9. K otkrytiyu pamyatnika K. P. fon Kaufmanu / Sost. A.G.P. Tashkent, 1913.

10. Mukhamedov Sh. Bukharskie evrei (voprosy religii, istorii, prazdniki i obychai). Bukhara, 2007.

11. Ostroumov N. P. K. P. fon Kaufman. Tashkent, 1889.

12. Ostroumov N. P. Sarty. Tashkent, 1896.

Система Orphus

Loading...
Up