Особенности межконфессиональной политики Российской империи в Туркестанском генерал-губернаторстве

 
Код статьиS230861810020710-1-1
DOI10.37490/S230861810020710-1
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: И.о. профессора
Аффилиация: Филиал Российского государственного университета нефти и газа (Научно-исследовательский университет) имени И.М. Губкина
Адрес: Узбекистан, Ташкент
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 24
Аннотация

В статье на основе оригинальных архивных источников из Национального архива Республики Узбекистан, а также уникальной литературы исследуемого периода, рассмотрены некоторые аспекты межконфессиональной политики Российской империи в Туркестанском генерал-губернаторстве. В том числе, рассмотрена политика краевой администрации по вопросу хаджа и, в целом, паломничества мусульман региона к Святым местам.

Ключевые словаТуркестанское генерал-губернаторство, христианская религия, ислам, хадж, межконфессиональные отношения
Получено17.06.2022
Дата публикации17.06.2022
Кол-во символов27720
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Во второй половине XIX в. после вхождения Средней Азии в состав Российской империи происходит соприкосновение двух океанов — мира ислама и христианства, которые по сути и по содержанию являлись родственными религиями (единобожие, признание одних и тех же пророков: Авраам —Иброхим, Моисей — Мусо, Иисус — Исо Масих, признание конца света и т.д.). Однако происходит не только соприкосновение двух религий, но, прежде всего, соприкосновение различных культур, образов мысли и бытовых особенностей. В целом, соприкасаются европейский и восточный образ жизни.
2 Взаимовлияние религиозных конфессий. Туркестанское генерал-губернаторство во второй половине ХIX в. становится центром притяжения больших масс людей, которые приезжают на эту окраину Российской империи в поисках лучшей жизни, солнца и тепла. Реформа 1861 г. дала свободу крепостным крестьянам, но не обеспечила их землей. Огромная масса крестьян в целях получения земли направляется сюда и занимает лучшие участки, ранее принадлежавшие кочевым народам — киргизам и туркменам. В числе переселившихся было не малое количество людей служилых, чиновников и рабочих. Наряду с представителями славянских народов переселяются и представители многих других национальностей. В том числе немцы, армяне, евреи, поляки, татары и многие другие. Естественно, что среди них было немало и верующих людей. В Ташкенте — центре Туркестанского края — начинают строиться православные церкви, римско-католический костел, евангелическо-лютеранская церковь, еврейские синагоги. Главной религиозной конфессией региона, естественно, являлась исламская. В Ташкенте было огромное количество мечетей и медресе. Мусульмане города проявляли веротерпимость к представителям других конфессий и проживание в одном городе с ними приводило к взаимному обогащению их культур.
3 Российские авторы второй половины ХIХ – начала ХХ в., такие как Н. П. Остроумов, В. П. Наливкин, И. И. Гейер, А. И. Добросмыслов и другие в своих трудах подробно описывают взаимоотношения представителей различных конфессий в Туркестане и, в частности, в Ташкенте. Так в работе Н. П. Остроумова «Сарты» (1896), говорится о том, что православные храмы в Ташкенте построены местными рабочими и что построены они добротно, под руководством российских инженеров. В процессе строительства местные рабочие усвоили новые методы работы и познакомились с новыми инструментами1. 1. Остроумов Н.П. Сарты. Ташкент, 1896. С.113–114.
4 Ряд документов Национального архива Республики Узбекистан даёт нам очень интересный материал по мирному взаимовлиянию религиозных конфессий в Ташкенте и, в целом, в Туркестане. Это материалы, в основном, фондов И-1 (Канцелярия Туркестанского генерал-губернатора), И-47 (Учебное дело).
5 Соприкосновение двух миров — исламского и христианского происходило, естественно, не просто. Первый генерал-губернатор Туркестана К. П. фон Кауфман считал, что влияние христианской религии на мусульманство окажет столь сильное влияние, что исламская религия постепенно утратит свои позиции2. Однако, действительность оказалась гораздо сложнее. Исламские учреждения в Ташкенте и, в целом, по Туркестану с каждым годом все больше укреплялись и в количественном отношении увеличивались. Между тем, надо признать, что царская администрация в целом не выказывала серьезного вмешательства в религиозную жизнь народов региона. А в финансовом отношении местные мактабы, медресе и мечети находились вне помощи Российского государства, т.е. находили средства к существованию сами. Надо отметить, что в таком же положении находились и все другие религиозные конфессии, включая и неправославные христианские. 2. НА РУз, Ф.И-1, Оп.27, Д.1600а, Л.1.

всего просмотров: 214

Оценка читателей: голосов 0

1. НА РУз, Ф.И-1, Оп.18, Д.39

2. НА РУз, Ф.И-1, Оп.4, Д.257

3. НА РУз, Ф.И-1, Оп.27, Д.1600а

4. НА РУз, Ф.И-47, Оп.1, Д.781

5. Арапов Д. Ю. Императорская Россия и Мусульманский мир. М., 2006.

6. Добросмыслов А. И. Ташкент в прошлом и настоящем. Ташкент, 1912.

7. Иванов Н. А. Османское завоевание арабских стран. 1516–1574. М., 1984.

8. К истории христианства в Средней Азии. Ташкент, 1998.

9. К открытию памятника К. П. фон Кауфману / Сост. А.Г.П. Ташкент, 1913.

10. Мухамедов Ш. Бухарские евреи (вопросы религии, истории, праздники и обычаи). Бухара, 2007.

11. Остроумов Н. П. К. П. фон Кауфман. Ташкент, 1889.

12. Остроумов Н. П. Сарты. Ташкент, 1896.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх