Образ Пия XII в современном кинематографе (на примере фильма "Под небом Рима")

 
Код статьиS230861810020686-4-1
DOI10.37490/S230861810020686-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Аспирант кафедры Нового и Новейшего времени Института истории
Аффилиация: Санкт-Петербургский государственный университет
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 24
Аннотация

В основе статьи лежит доклад, прочитанный автором в сентябре 2020 г. в рамках международной научной онлайн-конференции «75-летие Великой Победы: память, уроки, противодействие фальсификациям». Статья посвящена формированию образа папы римского Пия XII (1939–1958) в современном кинематографе. В центре внимания автора — фильм «Под небом Рима» (2010), повествующий о событиях немецкой оккупации Рима во время Второй мировой войны. Прослеживается эволюция образа папы в кино с 1940–1950-х гг. до наших дней. Делается вывод о том, что фильм «Под небом Рима» является одной из первых попыток преодолеть негативный образ Пия XII, сложившийся в кинематографе прошлых лет.

Ключевые словаПий XII, Эудженио Пачелли, Вторая мировая война, образ, кинематограф, фильм «Аминь», фильм «Под небом Рима», Рольф Хоххут, Коста-Гаврас, Кристиан Дюге
Получено15.06.2022
Дата публикации17.06.2022
Кол-во символов19473
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Папа римский Пий XII (1939–1958, в миру — Эудженио Пачелли) является одной из самых загадочных и спорных исторических фигур XX в. На годы его понтификата выпала трагедия Второй мировой войны, и роль понтифика в спасении евреев и открытом осуждении нацизма до сих пор остается актуальнейшим вопросом в историографии. Условно можно выделить два полярных «лагеря» среди исследователей, один из которых резко критикует Пия XII за то, что он ни разу, даже после окончания войны, не выступил с публичным осуждением массового истребления нацистами еврейского народа, другой же полагает, что усилиями папы было спасено сотни тысяч евреев. Неоднозначное отражение личность Пия XII находит не только в научной среде, но и в искусстве, в частности, в кино.
2 В кинематографе 1940–1950-х гг. формировался позитивный образ Пия XII. Наиболее яркими примерами могут служить две работы итальянского режиссера Ромоло Марчеллини: документальные фильмы «Ангельский пастор» («Pastor Angelicus», 1942) и «Война войне» («Guerra alla guerra», 1946, совместно с Джорджо Симонелли). Первый фильм представлял собой биографический очерк и рассказывал о ранних годах жизни Пачелли, о его восхождении к папскому престолу и коронации, о повседневном быте нового папы и важнейших решениях первых лет его правления. Значение «Ангельского пастора» для популяризации понтифика трудно переоценить: во многом именно благодаря ему Пия XII стали воспринимать в Италии как ключевую фигуру после падения Муссолини1. Фильм стремился противопоставить папу как подвижника мира воинственному дуче. Вторая кинолента, «Война войне», также развивала эту мысль и изображала Пия XII в качестве «защитника цивилизации» от войны — Божьей кары тем, кто не следовал учению папы2. Таким образом, создавался образ папы как высшего посредника мира между народами, способного противостоять диктаторам, как «живого святого», направившего все усилия на достижение мира. 1. Pollard J.F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford, 2014. P. 352.

2. Ruozzi F. Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 165.
3 После смерти Пия XII в 1958 г. в историографии и в общественном сознании в Италии и за ее пределами зарождается «негативный миф» о папе. Это стало результатом начавшегося в 1960-е гг. переосмысления нацистского прошлого, в связи с чем развернулась активная дискуссия вокруг роли Пия XII в спасении евреев во время Холокоста. Такой постановке вопроса в немалой степени поспособствовал судебный процесс над «архитектором Холокоста» Адольфом Эйхманом (1961), который открыл для общественности многие страшные подробности депортации евреев в концлагеря. В связи с этим уже в 1963 г. была опубликована скандально известная пьеса немецкого драматурга Рольфа Хоххута «Наместник», в которой папа предстает слабохарактерным оппортунистом и фактически молчаливым пособником Гитлера. Согласно Р. Хоххуту, Пий XII отказывается выступить с публичным осуждением нацизма из тактических и политических соображений. В 1967 г. вышла книга американского писателя Роберта Каца «Смерть в Риме» о массовом убийстве более трехсот итальянских граждан в Ардеатинских пещерах в 1944 г. По мнению автора, Пий XII узнал о готовившихся казнях за 19 часов до их свершения, но ничего не предпринял для предотвращения трагедии. В 1973 г. эта работа стала основой для французско-итальянского фильма «Убийство в Риме» («Massacre in Rome», реж. Джордж П. Косматос). После выхода монографии «Папа Гитлера: тайная история Пия XII» (1999) британского журналиста и историка Джона Корнуэлла, обвинившего папу не только в молчании перед лицом Холокоста, но и в антисемитских взглядах, Пия XII нередко стали называть «папой Гитлера».

всего просмотров: 225

Оценка читателей: голосов 0

1. Amen: [художеств. фильм] / сцен. Costa-Gavras, J.-Gl. Grumberg; реж. Costa-Gavras; в ролях: U. Tukur, M. Kassovitz, U. Mühe [и др.]; Uno Coproduction Katharina/Renn Productions [и др.]. Франция; Германия; Румыния. (132 мин): цв., зв. Фильм вышел в 2002 г. Доступен для просмотра онлайн на сайте «Военные фильмы». URL: https://voenhronika.ru/news/amin_2001/2016-10-28-1082 (дата обращения: 26.03.2022).

2. Sotto il cielo di Roma: [художеств. фильм: в 2 сер.] / сцен. F. Bettelli, F. Arlanch; реж. C. Duguay; в ролях: A. Mastronardi, M. Foschi, M. Herz-Kestranek [и др.]; Rai Fiction, Lux Vide, EOS Entertainment [и др.]. Италия; Германия. (200 мин) : цв., зв. Фильм вышел в 2010 г. Доступен для просмотра онлайн на сайте «Kino-History». URL: https://kino-history.net/pod-nebom-rima-papa-pij-xii (дата обращения: 26.03.2022).

3. Мордзилович А. А. «… в глубине души я чту вас». Пий XII в фильме «Алое и черное» // История и политика в искусстве: материалы V Всероссийской научно-практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2021 г. / Отв. ред. Е. С. Меер. Красноярск, 2021. С. 71–72.

4. Brook C. J. Screening Religions in Italy: Contemporary Italian Cinema and Television in the Post-Secular Public Sphere. Toronto; Buffalo, [2019].

5. Fiction Rai su Pio XII, è polemica. Di Segni: «Una patacca propagandistica» // La Reppublica: [Электронный ресурс]. 2010. 1 nov. URL: https://www.repubblica.it/spettacoli-e-cultura/2010/11/01/news/polemica_fiction-8650752/ (дата обращения: 24.03.2022).

6. Grana F. A. Pio XII, il film-inchiesta: «Fu lo Schindler del Vaticano, non il Papa di Hitler» (27.01.2015) // Il Fatto Quotidiano : [Электронный ресурс]. 2015. 27 gen. URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2015/01/27/pio-xii-film-inchiesta-shades-of-truth-fu-schindler-vaticano-non-papa-hitler/1374453/ (дата обращения: 24.03.2022).

7. Kühlwein K. Pius XII. und die Judenrazzia in Rom. Berlin, 2013.

8. Makino R. O Vaticano na Segunda Guerra Mundial e o filme Amém: Contrastando narrativas da produção historiográfica e da produção cinematográfica // Revista Moinhos. Tangará de Serra. 2019. Vol. 7. P. 48–60.

9. Minerbi S. Quella parola mai pronunciata poteva forse salvare delle vite // Pagine ebraiche. 2010. №11. P. 36–37.

10. Palmén A. Paavi Pius XII elokuvissa Aamen ja Under the Roman Sky: yleisen kirkkohistorian pro gradu - tutkielma. Helsinki, 2015.

11. Perra E. Buon cattolico, buon italiano: Shoah, religione e salvataggio degli ebrei in alcune recenti miniseries // Televisionismo: Narrazioni televisive della storia italiana negli anni della seconda Repubblica / Ed. M. Jansen, M. Bonaria Urban. Venice, 2015. P. 49–60.

12. Pius XII — Under the Roman Sky // Lux Vide S.p.A.: [Электронный ресурс]. URL: https://www.luxvide.it/en/pius-xii-under-the-roman-sky/ (дата обращения: 24.03.2022).

13. Pollard J. F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford, 2014.

14. Ranzato E. «Shades of Truth»: Meglio rinunciare // L’Osservatore Romano. 2015. Lunedì-Martedì 2-3 Marzo. P. 5.

15. Ruozzi F. Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 158–172.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх