The Image of Pius XII in Modern Cinema (on the Example of the Film «Pius XII: Under the Roman Sky»)

 
PIIS230861810020686-4-1
DOI10.37490/S230861810020686-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Post-Graduate Student of The Chair of Modern and Contemporary History of the Institute of History
Affiliation: St. Petersburg State University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 24
Abstract      The article is dedicated to the formation of the image of Pope Pius XII (1939–1958) in modern cinema. The author focuses on the film «Pius XII: Under the Roman Sky» («Sotto il cielo di Roma», 2010, directed by Christian Duguay), which tells about the story of the events during the German occupation of Rome in World War II. Besides, the article traces the evolution of the Pope’s image in cinema from the 1940s/1950s to the present day.       The first films about Pius XII appeared already during his lifetime and created a positive image of the Pope. For instance, the Italian director Romolo Marchellini portrayed the pontiff as a mediator of peace between peoples and as a «living saint». Since the 1960s a negative image of Pius XII is being formed in the cinema. The reasons are the beginning of a critical rethinking of the Nazi past and the trials of Nazi criminals, during which new details of the Holocaust were revealed. The silence of Pius XII was criticized in a number of fiction books (Rolf Hochhut, Robert Katz), which later was used as a basis of several films. Among them, the most popular is the film «Amen» (2002, directed by Costa-Gavras). The film «Pius XII: Under the Roman Sky» (2010) is one of the first attempts to overcome the negative image of Pius XII that has developed in cinema over the past years. Unlike previous films, here the pontiff is portrayed not only as a political, but also as a spiritual leader. Since the film is based on beatification documents, the Pope appears as an active defender of the Jews. This film and the features of the Pius XII’s image are analyzed in detail in the article.        It is concluded that the opening of Vatican archives on the pontificate of Pius  XII may contribute to the further development of this Pope’s image in cinema.  
KeywordsPuis XII, Eugenio Pacelli, World War II, image, cinema, film «Amen», film «Under the Roman Sky», Rolf Hochhut, Costa-Gavras, Christian Duguay
Received15.06.2022
Publication date17.06.2022
Number of characters19473
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Папа римский Пий XII (1939–1958, в миру — Эудженио Пачелли) является одной из самых загадочных и спорных исторических фигур XX в. На годы его понтификата выпала трагедия Второй мировой войны, и роль понтифика в спасении евреев и открытом осуждении нацизма до сих пор остается актуальнейшим вопросом в историографии. Условно можно выделить два полярных «лагеря» среди исследователей, один из которых резко критикует Пия XII за то, что он ни разу, даже после окончания войны, не выступил с публичным осуждением массового истребления нацистами еврейского народа, другой же полагает, что усилиями папы было спасено сотни тысяч евреев. Неоднозначное отражение личность Пия XII находит не только в научной среде, но и в искусстве, в частности, в кино.
2 В кинематографе 1940–1950-х гг. формировался позитивный образ Пия XII. Наиболее яркими примерами могут служить две работы итальянского режиссера Ромоло Марчеллини: документальные фильмы «Ангельский пастор» («Pastor Angelicus», 1942) и «Война войне» («Guerra alla guerra», 1946, совместно с Джорджо Симонелли). Первый фильм представлял собой биографический очерк и рассказывал о ранних годах жизни Пачелли, о его восхождении к папскому престолу и коронации, о повседневном быте нового папы и важнейших решениях первых лет его правления. Значение «Ангельского пастора» для популяризации понтифика трудно переоценить: во многом именно благодаря ему Пия XII стали воспринимать в Италии как ключевую фигуру после падения Муссолини1. Фильм стремился противопоставить папу как подвижника мира воинственному дуче. Вторая кинолента, «Война войне», также развивала эту мысль и изображала Пия XII в качестве «защитника цивилизации» от войны — Божьей кары тем, кто не следовал учению папы2. Таким образом, создавался образ папы как высшего посредника мира между народами, способного противостоять диктаторам, как «живого святого», направившего все усилия на достижение мира. 1. Pollard J.F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford, 2014. P. 352.

2. Ruozzi F. Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 165.
3 После смерти Пия XII в 1958 г. в историографии и в общественном сознании в Италии и за ее пределами зарождается «негативный миф» о папе. Это стало результатом начавшегося в 1960-е гг. переосмысления нацистского прошлого, в связи с чем развернулась активная дискуссия вокруг роли Пия XII в спасении евреев во время Холокоста. Такой постановке вопроса в немалой степени поспособствовал судебный процесс над «архитектором Холокоста» Адольфом Эйхманом (1961), который открыл для общественности многие страшные подробности депортации евреев в концлагеря. В связи с этим уже в 1963 г. была опубликована скандально известная пьеса немецкого драматурга Рольфа Хоххута «Наместник», в которой папа предстает слабохарактерным оппортунистом и фактически молчаливым пособником Гитлера. Согласно Р. Хоххуту, Пий XII отказывается выступить с публичным осуждением нацизма из тактических и политических соображений. В 1967 г. вышла книга американского писателя Роберта Каца «Смерть в Риме» о массовом убийстве более трехсот итальянских граждан в Ардеатинских пещерах в 1944 г. По мнению автора, Пий XII узнал о готовившихся казнях за 19 часов до их свершения, но ничего не предпринял для предотвращения трагедии. В 1973 г. эта работа стала основой для французско-итальянского фильма «Убийство в Риме» («Massacre in Rome», реж. Джордж П. Косматос). После выхода монографии «Папа Гитлера: тайная история Пия XII» (1999) британского журналиста и историка Джона Корнуэлла, обвинившего папу не только в молчании перед лицом Холокоста, но и в антисемитских взглядах, Пия XII нередко стали называть «папой Гитлера».

views: 218

Readers community rating: votes 0

1. Amen: [khudozhestv. fil'm] / stsen. Costa-Gavras, J.-Gl. Grumberg; rezh. Costa-Gavras; v rolyakh: U. Tukur, M. Kassovitz, U. Mühe [i dr.]; Uno Coproduction Katharina/Renn Productions [i dr.]. Frantsiya; Germaniya; Rumyniya. (132 min): tsv., zv. Fil'm vyshel v 2002 g. Dostupen dlya prosmotra onlajn na sajte «Voennye fil'my». URL: https://voenhronika.ru/news/amin_2001/2016-10-28-1082 (data obrascheniya: 26.03.2022).

2. Sotto il cielo di Roma: [khudozhestv. fil'm: v 2 ser.] / stsen. F. Bettelli, F. Arlanch; rezh. C. Duguay; v rolyakh: A. Mastronardi, M. Foschi, M. Herz-Kestranek [i dr.]; Rai Fiction, Lux Vide, EOS Entertainment [i dr.]. Italiya; Germaniya. (200 min) : tsv., zv. Fil'm vyshel v 2010 g. Dostupen dlya prosmotra onlajn na sajte «Kino-History». URL: https://kino-history.net/pod-nebom-rima-papa-pij-xii (data obrascheniya: 26.03.2022).

3. Mordzilovich A. A. «… v glubine dushi ya chtu vas». Pij XII v fil'me «Aloe i chernoe» // Istoriya i politika v iskusstve: materialy V Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii dlya shkol'nikov, studentov i aspirantov. Krasnoyarsk, 27 aprelya 2021 g. / Otv. red. E. S. Meer. Krasnoyarsk, 2021. S. 71–72.

4. Brook C. J. Screening Religions in Italy: Contemporary Italian Cinema and Television in the Post-Secular Public Sphere. Toronto; Buffalo, [2019].

5. Fiction Rai su Pio XII, è polemica. Di Segni: «Una patacca propagandistica» // La Reppublica: [Ehlektronnyj resurs]. 2010. 1 nov. URL: https://www.repubblica.it/spettacoli-e-cultura/2010/11/01/news/polemica_fiction-8650752/ (data obrascheniya: 24.03.2022).

6. Grana F. A. Pio XII, il film-inchiesta: «Fu lo Schindler del Vaticano, non il Papa di Hitler» (27.01.2015) // Il Fatto Quotidiano : [Ehlektronnyj resurs]. 2015. 27 gen. URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2015/01/27/pio-xii-film-inchiesta-shades-of-truth-fu-schindler-vaticano-non-papa-hitler/1374453/ (data obrascheniya: 24.03.2022).

7. Kühlwein K. Pius XII. und die Judenrazzia in Rom. Berlin, 2013.

8. Makino R. O Vaticano na Segunda Guerra Mundial e o filme Amém: Contrastando narrativas da produção historiográfica e da produção cinematográfica // Revista Moinhos. Tangará de Serra. 2019. Vol. 7. P. 48–60.

9. Minerbi S. Quella parola mai pronunciata poteva forse salvare delle vite // Pagine ebraiche. 2010. №11. P. 36–37.

10. Palmén A. Paavi Pius XII elokuvissa Aamen ja Under the Roman Sky: yleisen kirkkohistorian pro gradu - tutkielma. Helsinki, 2015.

11. Perra E. Buon cattolico, buon italiano: Shoah, religione e salvataggio degli ebrei in alcune recenti miniseries // Televisionismo: Narrazioni televisive della storia italiana negli anni della seconda Repubblica / Ed. M. Jansen, M. Bonaria Urban. Venice, 2015. P. 49–60.

12. Pius XII — Under the Roman Sky // Lux Vide S.p.A.: [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://www.luxvide.it/en/pius-xii-under-the-roman-sky/ (data obrascheniya: 24.03.2022).

13. Pollard J. F. The Papacy in the Age of Totalitarianism, 1914-1958. Oxford, 2014.

14. Ranzato E. «Shades of Truth»: Meglio rinunciare // L’Osservatore Romano. 2015. Lunedì-Martedì 2-3 Marzo. P. 5.

15. Ruozzi F. Pius XII as Actor and Subject: On the Representation of the Pope in Cinema during the 1940s and 1950s // Moralizing Cinema. Film, Catholicism and Power / Ed. by D. Biltereyst, D. Treveri Gennari. New York; London, 2015. P. 158–172.

Система Orphus

Loading...
Up