Antique plots and heroes in the works of the Decembrists and their environment

 
PIIS230861810020677-4-1
DOI10.37490/S230861810020677-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Professor
Affiliation: Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Occupation: Master's student of the Department of World History
Affiliation: Herzen State Pedagogical University
Address: Russian Federation, Saint Petersburg
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 24
Abstract

The paper examines some antique plots and images found in articles and personal sources of the Decembrists and their environment. The articles of N. I. Kutuzov, I. M. Muravyev-Apostol, personal correspondence of A. F. Brigen, N. A. Bestuzhev, V. I. Steinheil, entries from the personal diary of V. K. Küchelbecker, memoirs of M. I. Muravyev-Apostol and N. A. Bestuzhev, poetic works of V. F. Rayevsky, F. N. Glinka, K. F. Ryleev were used for the analysis. Among the ancient characters found in the works of the Decembrists, the Athenian sage Socrates and the Roman politician Marcus Porcius Cato Uticus stand out in particular.The use of references to Ancient Greek and Roman history and personalities inthe works of the Decembrists and their circle is explained by the role that Antiquity played in the education and enlightenment of Russian noble society in the early 19th century. The cult of Antiquity, which was typical to the era of neoclassicism, also played its role, as well as the fact that Russian civil republicanism, born in the Decembrist movement, widely used ancient heroes and their deeds to express the ideas of freedom and fighting against tyranny.Antiquity was the language of communication, as well as the language in which the thoughts, ideals, feelings, aspirations of the Russian educated class were expressed;the entire Russian text culture of the early 19th century was permeated by the inscriptions in this "language", and both its representatives and those to whom it addressed easily deciphered and interpreted these references.

KeywordsDecembrists, Antiquity, neoclassicism, Socrates, Cato
Received15.06.2022
Publication date17.06.2022
Number of characters17237
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Традиции классицизма нашли отражение в творчестве декабристов и их ближайшего окружения: погружение в античную историю, философию, литературу, характерное для той эпохи, не могло не оказать влияние на формирование их мировоззрения. Персоналии и сюжеты античности вошли в повседневную жизнь будущих заговорщиков; древняя история нередко служила способом провести аналогии с реалиями существующей действительности, выразить протест, а также служила целям художественной выразительности в изложении своих идей. Следует также учесть, что в русской культуре конца XVIII — начала XIX века существовал настоящий культ античности с ее моделями воинской доблести и гражданственности1. 1. Каплун В. Л. “Жить Горацием или умереть Катоном”: российская традиция гражданского республиканизма (конец XVIII - первая треть XIX века) // Неприкосновенный запас. 2007. №5 (55) [электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2007/5/zhit-goracziem-ili-umeret-katonom-rossijskaya-tradicziya-grazhdanskogo-respublikanizma.html (дата обращения: 01.06.2022).
2

В статье «О причинах благоденствия и величия народов» декабрист Н. И. Кутузов рассуждает о проблемах российского образования, приводит в пример труды величайших представителей античности, таких как Аристотель, Гомер, Вергилий2. Основная мысль, которую автор стремится донести до читателя: единственно верный путь к образованности и мудрости заключается в заимствовании культурных традиций из наследия Древней Греции и Древнего Рима. Автор статьи призывает учиться нравственности и морали, становиться более образованными, воспитанными и просвещенными с помощью произведений античных писателей, философов, ораторов: «Слава Греции и Рима блистательнее в произведениях умов их, нежели в опустошениях и битвах»3.

2. Кутузов Н. И. О причинах благоденствия и величия народов // Сын отечества. 1820. Ч. 59. № 1. С. 6.

3. Там же. С. 11.
3

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол не был декабристом, но был близко знаком со многими участниками этого движения: с Батеньковым, Оболенским, Луниным и другими. Кроме того, он воспитал троих сыновей-декабристов: Ипполита, Матвея и Сергея. Не дождавшись суда после роковых событий 14 декабря 1825 г., он удалился в Европу и жил преимущественно в Вене. Тяжело переживая смерть сына Сергея, который оказался в числе пяти казненных декабристов, сочинил элегию на древнегреческом языке. Помимо переводов с древнегреческого и латыни, к примеру,комедии Аристофана «Облака» иписем Цицерона к Помпонию Аттику,И. М. Муравьев-Апостол написал несколько очерков, посвященных древнеримским сюжетам и авторам.

4

В статье «Взгляд на заговор Катилины» И. М. Муравьев-Апостол излагает известный сюжет из истории Поздней Римской республики, опираясь в основном на труды древнеримского историка Саллюстия и оратора Цицерона4. Катилину он показывает человеком, стремившимся избавить Рим от деспотизма и тирании, однако заговорщику не удалось достичь цели по причине развившегося в его душе зла. Конечно, очерк русского писателя и дипломата – не научный труд, в нём нет ссылок на исследования предшественников. Главным источником послужил Саллюстий (его De coniuratione Catilinae), дополненный сведениями из других античных авторов, при этом, видимо, намеренно игнорируется Дион Кассий, недоброжелательный по отношению к Цицерону, которому автор статьи, напротив, благоволит5. «Взгляд на заговор Катилины» – произведение публицистическое, подтверждающее неизменный интерес к античности и её знаковым персонажам среди окружения декабристов.

4. Муравьев-Апостол И. М. Взгляд на заговор Катилины // Письма из Москвы в Нижний Новгород / Сост., прим., вступ. ст. В. А. Кошелева. СПб., 2002.

5. Бугаева И. В. "Катилину найдешь ты во всяком народе...": античные авторы и их российские читатели XIX века // Человек, семья, нация в контексте мировой культуры. Сборник докладов Всероссийской научной конференции "Добролюбовские чтения-2010". Нижний Новгород, 2010. С. 132.

views: 181

Readers community rating: votes 0

1. Vospominaniya Bestuzhevykh / Red., st., komm. M.K. Azadovskogo. M.; L., 1951.

2. Brigen A. F. Pis'ma. Istoricheskie sochineniya / izd. podg. O.S. Tul'skaya Irkutsk, 1986.

3. Bugaeva I. V. "Katilinu najdesh' ty vo vsyakom narode…": antichnye avtory i ikh rossijskie chitateli XIX veka // Chelovek, sem'ya, natsiya v kontekste mirovoj kul'tury. Sbornik dokladov Vserossijskoj nauchnoj konferentsii "Dobrolyubovskie chteniya-2010". Nizhnij Novgorod, 2010. S.131–139.

4. Glinka F. N. Izbrannye sochineniya / Sost., vstup. st. i primech. V. G. Bazanova. L., 1957.

5. Kaplun V. L. “Zhit' Goratsiem ili umeret' Katonom”: rossijskaya traditsiya grazhdanskogo respublikanizma (konets XVIII - pervaya tret' XIX veka) // Neprikosnovennyj zapas. 2007. №5 (55) [Ehlektronnyj resurs]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2007/5/zhit-goracziem-ili-umeret-katonom-rossijskaya-tradicziya-grazhdanskogo-respublikanizma.html (data obrascheniya: 01.06.2022).

6. Kutuzov N. I. O prichinakh blagodenstviya i velichiya narodov // Syn otechestva. 1820. Ch. 59. No 1. S. 3–20.

7. Ksenofont. Sokraticheskie sochineniya / Per. S.I. Sobolevskogo. SPb., 1993.

8. Kyukhel'beker V. K. Dnevnik V. K. Kyukhel'bekera / Red. i primech. V. N. Orlova i S. I. Khmel'nitskogo. L., 1929.

9. Livij Tit. Istoriya Rima ot osnovaniya goroda. T.1. / Red. M.L. Gasparov, G.S. Knabe. M., 1989.

10. Murav'ev-Apostol I. M. Pis'ma iz Moskvy v Nizhnij Novgorod / Sost., prim., vstup. st. V. A. Kosheleva. SPb., 2002.

11. Murav'ev-Apostol M. I. Vospominaniya // Memuary dekabristov: Yuzhnoe obschestvo. M., 1982.

12. Plutarkh. Sravnitel'nye zhizneopisaniya. T. 1. / Per. S.P. Markisha. M., 1961.

13. Platon. Kriton // Platon. Sobranie sochinenij. T. 1. M., 1990. S. 97–111.

14. Raevskij V. F. Smeyus' i plachu // Poehty-dekabristy / Vstup. st. i prim. I.M. Semenko. L., 1960. S.113–115.

15. Ryleev K. F. Polnoe sobranie stikhotvorenij. L., 1971.

16. Shtejngejl' V. I. Sochineniya i pis'ma. T. 1. Zapiski i pis'ma. Irkutsk, 1985.

17. Zajtsev A. I. Kul'turnyj perevorot v Drevnej Gretsii VIII—V vv. do n. eh. Izd. 2-e. SPb., 2000.

18. Frolov Eh. D. Ogni Dioskurov. Antichnye teorii pereustrojstva obschestva i gosudarstva. L., 1984.

Система Orphus

Loading...
Up