Античные сюжеты и герои в произведениях декабристов и их окружения

 
Код статьиS230861810020677-4-1
DOI10.37490/S230861810020677-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: И.о. заведующего кафедрой всеобщей истории
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Должность: Магистрант кафедры всеобщей истории
Аффилиация: Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Адрес: Российская Федерация, Санкт-Петербург
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 24
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые античные сюжеты и образы, встречающиеся в статьях и личных источниках декабристов и их окружения. Для анализа использовались статьи Н. И. Кутузова, И. М. Муравьева-Апостола, личная переписки А. Ф. Бригена, Н. А. Бестужева, В. И. Штейнгейля, записи из личного дневника В. К. Кюхельбекера, воспоминания М. И. Муравьева-Апостола и Н. А. Бестужева, поэтические сочинения В. Ф. Раевского, Ф. Н. Глинки, К. Ф. Рылеева. Использование в творчестве декабристов и их окружения отсылок к античной истории и персоналиям объясняется той ролью, которую античность играла в образовании и просвещении русского дворянского общества начала XIX века. Свою роль сыграл и культ античности, характерный для эпохи неоклассицизма, и то, что рождающийся в движении декабристов русский гражданский республиканизм широко использовал античных героев и их деяния для выражений идей свободы и тираноборчества. Античность была языком общения, а также языком, на котором выражались мысли, идеалы, чувства, чаяния российского образованного класса; надписями на этом «языке» пронизана вся русская текстовая культура начала XIX века.

Ключевые словадекабристы, античность, неоклассицизм, Сократ, Катон
Получено15.06.2022
Дата публикации17.06.2022
Кол-во символов17237
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 Традиции классицизма нашли отражение в творчестве декабристов и их ближайшего окружения: погружение в античную историю, философию, литературу, характерное для той эпохи, не могло не оказать влияние на формирование их мировоззрения. Персоналии и сюжеты античности вошли в повседневную жизнь будущих заговорщиков; древняя история нередко служила способом провести аналогии с реалиями существующей действительности, выразить протест, а также служила целям художественной выразительности в изложении своих идей. Следует также учесть, что в русской культуре конца XVIII — начала XIX века существовал настоящий культ античности с ее моделями воинской доблести и гражданственности1. 1. Каплун В. Л. “Жить Горацием или умереть Катоном”: российская традиция гражданского республиканизма (конец XVIII - первая треть XIX века) // Неприкосновенный запас. 2007. №5 (55) [электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2007/5/zhit-goracziem-ili-umeret-katonom-rossijskaya-tradicziya-grazhdanskogo-respublikanizma.html (дата обращения: 01.06.2022).
2

В статье «О причинах благоденствия и величия народов» декабрист Н. И. Кутузов рассуждает о проблемах российского образования, приводит в пример труды величайших представителей античности, таких как Аристотель, Гомер, Вергилий2. Основная мысль, которую автор стремится донести до читателя: единственно верный путь к образованности и мудрости заключается в заимствовании культурных традиций из наследия Древней Греции и Древнего Рима. Автор статьи призывает учиться нравственности и морали, становиться более образованными, воспитанными и просвещенными с помощью произведений античных писателей, философов, ораторов: «Слава Греции и Рима блистательнее в произведениях умов их, нежели в опустошениях и битвах»3.

2. Кутузов Н. И. О причинах благоденствия и величия народов // Сын отечества. 1820. Ч. 59. № 1. С. 6.

3. Там же. С. 11.
3

Иван Матвеевич Муравьев-Апостол не был декабристом, но был близко знаком со многими участниками этого движения: с Батеньковым, Оболенским, Луниным и другими. Кроме того, он воспитал троих сыновей-декабристов: Ипполита, Матвея и Сергея. Не дождавшись суда после роковых событий 14 декабря 1825 г., он удалился в Европу и жил преимущественно в Вене. Тяжело переживая смерть сына Сергея, который оказался в числе пяти казненных декабристов, сочинил элегию на древнегреческом языке. Помимо переводов с древнегреческого и латыни, к примеру,комедии Аристофана «Облака» иписем Цицерона к Помпонию Аттику,И. М. Муравьев-Апостол написал несколько очерков, посвященных древнеримским сюжетам и авторам.

4

В статье «Взгляд на заговор Катилины» И. М. Муравьев-Апостол излагает известный сюжет из истории Поздней Римской республики, опираясь в основном на труды древнеримского историка Саллюстия и оратора Цицерона4. Катилину он показывает человеком, стремившимся избавить Рим от деспотизма и тирании, однако заговорщику не удалось достичь цели по причине развившегося в его душе зла. Конечно, очерк русского писателя и дипломата – не научный труд, в нём нет ссылок на исследования предшественников. Главным источником послужил Саллюстий (его De coniuratione Catilinae), дополненный сведениями из других античных авторов, при этом, видимо, намеренно игнорируется Дион Кассий, недоброжелательный по отношению к Цицерону, которому автор статьи, напротив, благоволит5. «Взгляд на заговор Катилины» – произведение публицистическое, подтверждающее неизменный интерес к античности и её знаковым персонажам среди окружения декабристов.

4. Муравьев-Апостол И. М. Взгляд на заговор Катилины // Письма из Москвы в Нижний Новгород / Сост., прим., вступ. ст. В. А. Кошелева. СПб., 2002.

5. Бугаева И. В. "Катилину найдешь ты во всяком народе...": античные авторы и их российские читатели XIX века // Человек, семья, нация в контексте мировой культуры. Сборник докладов Всероссийской научной конференции "Добролюбовские чтения-2010". Нижний Новгород, 2010. С. 132.

всего просмотров: 183

Оценка читателей: голосов 0

1. Воспоминания Бестужевых / Ред., ст., комм. М.К. Азадовского. М.; Л., 1951.

2. Бриген А. Ф. Письма. Исторические сочинения / изд. подг. О.С. Тульская Иркутск, 1986.

3. Бугаева И. В. "Катилину найдешь ты во всяком народе…": античные авторы и их российские читатели XIX века // Человек, семья, нация в контексте мировой культуры. Сборник докладов Всероссийской научной конференции "Добролюбовские чтения-2010". Нижний Новгород, 2010. С.131–139.

4. Глинка Ф. Н. Избранные сочинения / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Г. Базанова. Л., 1957.

5. Каплун В. Л. “Жить Горацием или умереть Катоном”: российская традиция гражданского республиканизма (конец XVIII - первая треть XIX века) // Неприкосновенный запас. 2007. №5 (55) [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/nz/2007/5/zhit-goracziem-ili-umeret-katonom-rossijskaya-tradicziya-grazhdanskogo-respublikanizma.html (дата обращения: 01.06.2022).

6. Кутузов Н. И. О причинах благоденствия и величия народов // Сын отечества. 1820. Ч. 59. No 1. С. 3–20.

7. Ксенофонт. Сократические сочинения / Пер. С.И. Соболевского. СПб., 1993.

8. Кюхельбекер В. К. Дневник В. К. Кюхельбекера / Ред. и примеч. В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого. Л., 1929.

9. Ливий Тит. История Рима от основания города. Т.1. / Ред. М.Л. Гаспаров, Г.С. Кнабе. М., 1989.

10. Муравьев-Апостол И. М. Письма из Москвы в Нижний Новгород / Сост., прим., вступ. ст. В. А. Кошелева. СПб., 2002.

11. Муравьев-Апостол М. И. Воспоминания // Мемуары декабристов: Южное общество. М., 1982.

12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Т. 1. / Пер. С.П. Маркиша. М., 1961.

13. Платон. Критон // Платон. Собрание сочинений. Т. 1. М., 1990. С. 97–111.

14. Раевский В. Ф. Смеюсь и плачу // Поэты-декабристы / Вступ. ст. и прим. И.М. Семенко. Л., 1960. С.113–115.

15. Рылеев К. Ф. Полное собрание стихотворений. Л., 1971.

16. Штейнгейль В. И. Сочинения и письма. Т. 1. Записки и письма. Иркутск, 1985.

17. Зайцев А. И. Культурный переворот в Древней Греции VIII—V вв. до н. э. Изд. 2-е. СПб., 2000.

18. Фролов Э. Д. Огни Диоскуров. Античные теории переустройства общества и государства. Л., 1984.

Система Orphus

Загрузка...
Вверх