DID PATRIARCH ABRAHAM FIGHT THE PERSIANS? NOTES ON JOHN CHRYSOSTOM’S INTERPRETATION OF GEN. 14:1–16

 
PIIS230861810020213-4-1
DOI10.37490/S230861810020213-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Associate Professor
Affiliation: Pskov State University
Address: Pskov, 180000, 6, L. Pozemskiy st.
Journal nameMetamorphoses of History
EditionIssue 23
Abstract

The article discusses the interpretation by St. John Chrysostom of the Old Testament plot which is contained in the Book of Genesis (Gen. 14:1–16), namely Abraham's attack on the army of foreign kings, which invaded Canaan and defeated the coalition of Canaanite rulers in the battle of Siddim. The main problem lies in the fact that commenting on this plot John Chrysostom without any seemingly objective reason identified the opponents of Abraham as the Persians. In addition, the anachronism allowed here by John Chrysostom is obvious, since the Persians first appear in the Old Testament only from the moment of the death of the Babylonian kingdom, i.e. in a fairly late era, more than a millennium distant from events described in Gen. 14:1–16. Adjacent to these issues is the problem of designating the homeland of the Abraham as Persia and Patriarch himself as a Persian.

An analysis of the sources taking into account the peculiarities of the worldview of John Chrysostom and the principles of Orthodox-Christian exegesis of the Holy Scriptures shows that St. John saw in (a) Patriarch Abraham and (b) the Jews the prototypes, respectively, of (1) our Lord, Jesus Christ (as a descendant of Abraham in the flesh) and (2) Christians (as descendants of Jews by faith, "New Israel" living in the new "Promised Land" i.e. the Christian Roman Empire). The foreign troops with whom the Patriarch Abraham fought, are metaphorically called by St. John Chrysostom the Persians for the reason that in the 4th century AD the embodiment of the Old Testament prefiguration of the enemy of the "people of God" was the Persian Sasanian empire as the most powerful and dangerous adversary of the Roman Empire on east. A certain role in this was played by the fact that the Persians invaded the Roman provinces from the territory of Mesopotamia, which in the John Chrysostom’s worldview was strongly associated with Persia.

KeywordsJohn Chrysostom, Bible, Abraham, battle of Siddim, the Persians, Persia, Sasanian Iran
AcknowledgmentThe study was supported by the Russian Science Foundatio (Project No. 22-28-01181)
Received05.07.2022
Publication date15.11.2022
Number of characters19873
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 В творческом наследии выдающегося Отца Церкви и Великого Вселенского Учителя святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) сюжеты Священной истории занимают одно из центральных мест. Чаще всего они выполняют роль своеобразных exempla, которые используются Иоанном Златоустом либо в качестве отправной точки, своеобразного повода при рассуждениях на какую-либо тему либо как иллюстрация, призванная подкрепить выдвигаемые святителем теоретические построения конкретными примерами, не вызывающими сомнений в силу авторитетности их источника (Священного Писания). Одним из таких библейских сюжетов, неоднократно встречающимся в сочинениях Иоанна Златоуста, является эпизод из Книги Бытия, в котором описывается нападение Авраама на объединенное войско1 чужеземных царей, незадолго до этого разбивших коалицию ханаанских правителей в битве на равнине Сиддим и возвращавшихся домой с захваченной добычей и рабами (Быт. 14:1–16) (см. приложение 1). Этот пассаж фигурирует в четырех произведениях святителя: «К Стагирию подвижнику» (Joh. Chrys. Ad Stag. II.8), «Против Иудеев» (Joh. Chrys. Adv. Jud. VII.4), «Беседах на Послание к Римлянам» (Joh. Chrys. Hom. Rom. XXIX.5; XXX.4), «Беседах на Первое Послание к Коринфянам» (Joh. Chrys. Hom. I Cor. I.3; XXVI.6) (см. приложение 2). Нетрудно убедиться, что какие-либо данные, которые могли бы пролить свет на этническую принадлежность чужеземцев, в используемом Иоанном Златоустом отрывке из Книги Бытия отсутствуют (за исключением косвенного указания на то, что предводитель вражеского войска, Кедорлаомер, быль царем Элама, т.е., вероятно, эламитом). Противники Авраама перечислены в нем под своими личными именами (Кедорлаомер, Фидал, Амрафел, Ариох) с указанием страны, которой правил каждый из них (соответственно, Элам, Гоим, Сеннаар, Елласар). При этом вызывает несомненный интерес тот факт, что во всех четырех случаях Иоанн Златоуст без тени сомнения называет врагов Авраама персами2. 1. Хотя библейский текст не сдержит каких либо подробностей при описании этих событий, речь в данном случае скорее всего идет о нападении евреев не на все чужеземное войско, а лишь на какую-то относительно небольшую его часть (обоз?), поскольку, как следует из источника, Авраам атаковал противника во главе весьма немногочисленного (318 вооруженных слуг) отряда (Быт. 14:14). Не может не броситься в глаза примерное сходство численности отряда Авраама с отрядами царя Леонида в битве при Фермопилах (300 спартанцев) и римских Фабиев в битве при Кремере (306 воинов). Вопрос о том, имеет ли здесь место случайное совпадение или же за этим стоят какие-то неизвестные нам причинно-следственные связи, остается открытым.

2. Интересно, что Иосиф Флавий при описании этих же событий называет противников Авраама «ассирийцами» (Ios. Ant. Iud. I.10.1–2). Мнение Иосифа тоже является ошибочным, но оно гораздо лучше согласуется с ветхозаветными реалиями, нежели то, которого придерживается Иоанн Златоуст, ибо ассирийцы в тексте Ветхого Завета упоминаются намного чаще, нежели персы, причем врагами евреев в тексте Священного Писания выступают не персы (позволившие евреям вернуться из Вавилонского плена на родину и построить в Иерусалиме Второй храм), а именно ассирийцы.
2
image1

Рис. 1. Антонио Темпеста. Авраам освобождает своего племянника Лота (гравюра, ок. 1600 г.)3[[[3. The Metropolitan Museum of Art. [Electronic resource] URL: >>>> (date of access: 23.03.2022).]]]

3 Это тем более неожиданно, поскольку в Ветхом Завете персы представлены в целом в позитивном ключе – ведь именно они освободили евреев из Вавилонского плена, позволив им вернуться на родину и построить в Иерусалиме Второй храм (1Ездр. 1:1–2:70 и др.). В этой связи более логичным выглядит сообщение Иосифа Флавия о том, что противники Авраама были ассирийцами (Ios. Ant. Iud. I.10.1–2). Понятно, что мнение Иосифа тоже является ошибочным, но оно все же лучше согласуется с ветхозаветными реалиями, в которых ассирийцы, в отличие от персов, традиционно являются противниками евреев. Более того: дальнейшее знакомство с сочинениями Иоанна Златоуста показывает, что в представлении святителя с Персией прочно был связан и сам Авраам. Так, в «Слове к Стагирию» Иоанн пишет: «Что было с ним [Авраамом. – В.Д.] в Персии, и случилось ли с ним что-либо горестное до семидесяти лет4 его жизни, этого никто не может точно знать» (Joh. Chrys. Ad Stag. II.8). Та же мысль присутствует в «Беседах на Деяния Апостольские», где утверждается, что Авраам до переселения в Ханаан жил в Персии и «имел предками персов» (Joh. Chrys. Hom. Apost. XV.2), а также в одной из «Одиннадцати бесед», где Иоанн Златоуст называет Авраама «иноземцем», родившимся и получившим воспитание в «стране Персов» (Joh. Chrys. Hom. XI. VIII.2). Наконец, в «Беседах на Псалмы» святитель прямо именует Авраама «персом» (Joh. Chrys. Exp. Psalm. CXIII.6)5. Между тем хорошо известно, что первоначально Авраам и его соплеменники проживали в Уре Халдейском (Быт. 11:28,31), а затем – в Харране (Быт. 11:31;12:4), и оба эти города находились на территории Месопотамии: Ур – в южной, а Харран – в северной ее части (рис. 2). Этот факт был хорошо известен не только церковным писателям современной Иоанну Златоусту эпохи (см. напр.: August. De civ. Dei. XVI.13), но и, что особенно интересно, самому святителю, как следует из его «Бесед на Книгу Бытия» (Joh. Chrys. Hom. Gen. XXXI.3)6. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: в одном сочинении («Беседы на Книгу Бытия») страну первоначального проживания Авраама Иоанн Златоуст правильно и в соответствии со сложившейся к тому времени экзегетической традицией определяет как Месопотамию, а во всех остальных, где фигурирует данный сюжет, – заведомо ошибочно и наперекор традиции как Персию. 4. Т.е. до переселения Авраама из Харрана в Ханаан. Здесь Иоанн Златоуст допускает неточность, поскольку в Книге Бытия прямо говорится о том, что в это время Аврааму было 75 (а не 70) лет (Быт. 12:4).

5. Ср.: Ambros. Ep. L.5, где Авраам назван халдеем.

6. Иоанн Златоуст пишет: «Этот блаженный пророк, т.е. Моисей, сказал, что “поят Фарра Аврама и Нахора, изведе из земли Халдейския ити на землю Ханаанску, и прииде до Харрана и вселися тамо”. А блаженный Стефан, в своей речи к иудеям, говорит: “Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харран:... и оттуду, по умертвии отца его, пресели его”. Что же? Божественное Писание противоречит само себе? Да не будет; но должно из этого заключить, что так как сын (Авраам) был боголюбив, то Бог, явившись ему, повелел переселиться из Месопотамии».

views: 292

Readers community rating: votes 0

1. Avraam Pravednyy // Drevo. Otkrytaya pravoslavnaya entsiklopediya. [Electronic resource] URL: https://drevo-info.ru/articles/13826.html (data obrashcheniya: 14.03.2022).

2. Dmitriev V. A. “Persidskiy” ekskurs Ammiana Martsellina: Opyt istochnikovedcheskogo analiza. Pskov: PGPU, 2010. 124 s.

3. Dmitriev V. A. Strany i narody Vostoka v predstavlenii rimlyan epokhi Pozdney Antichnosti (po dannym Ammiana Martsellina) // V mire nauchnykh otkrytiy. Seriya «Gumanitarnye i obshchestvennye nauki». 2011. ¹ 11.5 (23). S. 1343–1357.

4. Dmitriev V. A. Voiny Akhuramazdy: voennoe delo sasanidskogo Irana i istoriya rimsko-persidskikh voyn. SPb.: Evraziya, 2018. 400 s.

5. Dmitriev V. A. Politicheskaya istoriya Irana v epokhu rannikh Sasanidov. SPb., 2019.

6. D'yakonov I. I. Ocherk istorii Drevnego Irana. M., 1961.

7. Kalinin M. G. Kedorlaomer // Pravoslavnaya entsiklopediya. [Electronic resource] URL: https://www.pravenc.ru/text/1684089.html (data obrashcheniya: 14.03.2022).

8. Nemirovskiy A. A. Amrafel // Pravoslavnaya entsiklopediya. [Electronic resource] URL: https://www.pravenc.ru/text/114592.html (data obrashcheniya: 14.03.2022).

9. Bruce F. F. The Hittites and the Old Testament. [Electronic resource] URL: http://www.attalus.org/armenian/bruce.htm (date of access: 14.03.2022).

10. Maksymiuk K. Geography of Roman-Iranian Wars. Military Operations of Rome and Sasanian Iran. Siedlce, 2015.

11. Toorn K., van der, Horst P.W., van der. Nimrod Before and After the Bible // HTR. 1990. Vol. 83 (1). Pp. 1–29.

12. Ward W. H. Arioch, King of Ellasar // HR. 1894. Vol. 28. P. 125–127.

(Авраам_1.png, 601 Kb) [Download]

(Авраам_2.png, 482 Kb) [Download]

(Авраам_3.png, 426 Kb) [Download]

Система Orphus

Loading...
Up