Historical and pedagogical analysis of preschool education at the beginning of the twentieth century: aspect of child development

 
PIIS181570410020327-4-1
DOI10.54884/S181570410020327-4
Publication type Article
Status Published
Authors
Occupation: Head of the Department of Professional Pedagogical Education and Social Management
Affiliation: The-Wise Novgorod State University
Address: Russian Federation, Veliky Novgorod
Occupation: Vice-Rector for Development and Economics of Educational Projects
Affiliation: Leningrad Regional Institute of Education Development
Address: Russian Federation, Saint-Petersburg
Journal nameMan and Education
Edition
Pages29-33
Abstract

The article presents a deep analysis of scientific research on establishment and development of the preschool education system in Russia and abroad, various theories and approaches to the upbringing and development of a child, provides the most illustrative examples of the organization of kindergartens.

Keywordschild, education, development, preschool education, kindergarten
Received24.05.2022
Publication date24.05.2022
Number of characters11652
Cite   Download pdf To download PDF you should sign in
100 rub.
When subscribing to an article or issue, the user can download PDF, evaluate the publication or contact the author. Need to register.
1 Современные требования к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, как показывает историко-педагогический анализ данного процесса, должен строиться на научной основе, учитывая принцип антропологической педагогики. Это связывается прежде всего с приоритетной задачей работы детских садов – «следование за природой ребенка, приспособление, по возможности, к его индивидуальным особенностям». Такой подход позволяет ребенку реализовать предоставленные ему возможности саморазвития при помощи взрослого человека.
2 Как показало исследование тенденций народных детских садов конца XIX – начала ХХ века, их цель заключалась в ориентации воспитательного процесса на развитие творческой детской индивидуальности.
3 Педагогический процесс детского сада начала ХХ века показал возможность разной степени погружения взрослого в миропроживание ребенка. Опыт и вариативность субъектного представления воспитателя способствовали реализации педагогами разнообразных типов воздействия, сохраняя в приоритете ориентацию на личность ребенка.
4 Рассмотрим наиболее показательные примеры организации таких детских садов.
5 В 1866 году в Петербурге был открыт первый в России «детский сад». Это было заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933), в которое принимались дети 3-8 лет на платной основе. В программе ее «сада» были придуманные основательницей подвижные игры, конструирование, гимнастика, рассказывание, рисование, выкладывание, вырезание, плетение, курс родиноведения и другие виды деятельности. Интересным было нацеливание детей при занятиях на практический результат – дети изготавливали из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т.д. Положительными элементами деятельности детей А. С. Симонович считала привлечение их к выполнению некоторых обязанностей, например, к дежурствам, приучение к ограничению своих желаний, к товариществу и взаимопомощи.
6 Одним из убеждений А. С. Симонович было то, что только достаточно подготовленный в начале седьмого года ребенок может быть успешен в школе. Большая часть неподготовленных детей не в состоянии систематически заниматься и осваивать школьную программу. Поэтому необходим переходный этап от детского сада к школе, который должен выполнять подготовительный класс для детей 6-7 лет [6].
7 Основателем первого в Москве народного детского сада (1905 г.) для детей рабочих и ремесленников является Луиза Карловна Шлегер. Ею была разработана цельная концепция демократического дошкольного воспитания детей из народа, базирующаяся на идеях прогрессивной педагогики: уважение к личности ребенка, персональный подход, развитие самостоятельности, самодеятельности и взаимопомощи детей, свобода выбора игр, занятий и творческой деятельности, научный подход к поиску новых форм, методов и приемов воспитания. В детском саду был создан особый микроклимат, в котором дети свободно развивались физически и умственно. Педагоги этого сада выстраивали отношения с детьми на основах самостоятельности, свободы выбора и демократии, стремясь к подлинной социализации воспитанников [1, 7].

views: 311

Readers community rating: votes 0

1. Belaya K., Volobueva L. Listaya stranitsy istorii. Iz istorii doshkol'nogo vospitaniya v Moskve. Ehlektronnyj resurs. URL: https:// https://dob.1sept.ru/article.php?ID= 200401613(data obrascheniya: 25.02.2021).

2. Zagvozdkin V. Val'dorfskij detskij sad. V sozvuchii s prirodoj rebenka. – SPb., 2005. –160 s.

3. Krupskaya, N. K. Pedagogicheskie sochineniya. T.1 / N. K. Krupskaya. – M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk, 1957. – 510 s.

4. Modekin A.A., Prokof'eva E.N. Kriterii nablyudeniya za razvitiem samostoyatel'nosti i puti samoorganizatsii v nachal'noj Montessori-shkole// Narodnoe obrazovanie. – 2020. – № 2 (1479). – S. 165–172.

5. Perelygina L. N. Gumanisticheskie osobennosti pedagogicheskogo protsessa v otechestvennoj pedagogike nachala KhKh veka: avtoref. dis. … kand. ped.nauk. – M., 1996. – 26 s.

6. Prakticheskie zametki ob individual'nom i obschestvennom vospitanii maloletnikh detej /sost. A. i Ya. Simonovich. – SPb.: Detskij sad, 1874. –T. 11. – 220 s.

7. Shatskij S. T. Pedagogicheskaya deyatel'nost' Luizy Karlovny Shleger // Pedagogicheskie sochineniya. T. 4. – M.: Prosveschenie, 1964. – 224 s.

8. Shleger L. K. Osobennosti raboty s det'mi semiletnego vozrasta. –L.: Gosizdat, 1924. – 58 s.

Система Orphus

Loading...
Up