ВОЕВАЛ ЛИ ПРАОТЕЦ АВРААМ С ПЕРСАМИ? (БЫТ. 14:1–16 В ИНТЕРПРЕТАЦИИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА)

 
Код статьиS230861810020213-4-1
DOI10.37490/S230861810020213-4
Тип публикации Статья
Статус публикации Опубликовано
Авторы
Должность: Доцент
Аффилиация: Псковский государственный университет
Адрес: Псков, 180000, ул. Л. Поземского, д. 6
Название журналаМетаморфозы истории
ВыпускВыпуск 23
Аннотация

В статье рассматривается интерпретация святителем Иоанном Златоустом ветхозаветного сюжета, изложенного в Книге Бытия (Быт. 14:1–16) и повествующего о нападении Авраама на объединенное войско чужеземных царей, разбивших коалицию ханаанских правителей в битве на равнине Сиддим. Проблема заключается в том, что комментируя указанный сюжет, Иоанн Златоуст без каких-либо видимых оснований называет противников Авраама персами. Кроме того, очевиден допускаемый (на наш взгляд, сознательно) Иоанном Златоустом анахронизм, поскольку в Ветхом Завете персы впервые появляются лишь с момента гибели Вавилонского царства, т.е. в достаточно позднюю эпоху, более чем на тысячелетие отстоящую от описанных в Быт. 14:1–6 событий. К указанным вопросам примыкает и проблема обозначения родины праотца Авраама как Персии, а его самого как перса.

Анализ источников и литературы с учетом особенностей мировоззрения Иоанна Златоуста и принципов православно-христианской экзегетики Священного Писания показывает, что в патриархе Аврааме и переселившихся вместе с ним в Ханаан евреях святитель видел прообразы, соответственно, Христа (как потомка Авраама по плоти) и христиан (как потомков евреев по вере, представляющих собой «Новый Израиль», проживающий в новой «Земле обетованной» — христианской Римской империи). Вторгшиеся же на территорию Ханаана чужеземные войска, с которыми сразился праотец Авраам, метафорически именуются Иоанном Златоустом персами по той причине, что в современную святителю эпоху воплощением ветхозаветного прообраза врага «народа Божьего» являлась персидская держава Сасанидов – наиболее сильный и опасный противник Римской империи на востоке. Определенную роль в этом сыграл и то факт, что персидские войска вторгались в римские владения с территории Месопотамии, которая в мировосприятии Иоанна Златоуста прочно ассоциировалась с Персией.

Ключевые словаИоанн Златоуст, Библия, Авраам, битва в долине Сиддим, персы, Персия, сасанидский Иран
Источник финансированияИсследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 22-28-01181)
Получено05.07.2022
Дата публикации15.11.2022
Кол-во символов19873
Цитировать   Скачать pdf Для скачивания PDF необходимо авторизоваться
100 руб.
При оформлении подписки на статью или выпуск пользователь получает возможность скачать PDF, оценить публикацию и связаться с автором. Для оформления подписки требуется авторизация.

Оператором распространения коммерческих препринтов является ООО «Интеграция: ОН»

1 В творческом наследии выдающегося Отца Церкви и Великого Вселенского Учителя святителя Иоанна Златоуста (ок. 347–407) сюжеты Священной истории занимают одно из центральных мест. Чаще всего они выполняют роль своеобразных exempla, которые используются Иоанном Златоустом либо в качестве отправной точки, своеобразного повода при рассуждениях на какую-либо тему либо как иллюстрация, призванная подкрепить выдвигаемые святителем теоретические построения конкретными примерами, не вызывающими сомнений в силу авторитетности их источника (Священного Писания). Одним из таких библейских сюжетов, неоднократно встречающимся в сочинениях Иоанна Златоуста, является эпизод из Книги Бытия, в котором описывается нападение Авраама на объединенное войско1 чужеземных царей, незадолго до этого разбивших коалицию ханаанских правителей в битве на равнине Сиддим и возвращавшихся домой с захваченной добычей и рабами (Быт. 14:1–16) (см. приложение 1). Этот пассаж фигурирует в четырех произведениях святителя: «К Стагирию подвижнику» (Joh. Chrys. Ad Stag. II.8), «Против Иудеев» (Joh. Chrys. Adv. Jud. VII.4), «Беседах на Послание к Римлянам» (Joh. Chrys. Hom. Rom. XXIX.5; XXX.4), «Беседах на Первое Послание к Коринфянам» (Joh. Chrys. Hom. I Cor. I.3; XXVI.6) (см. приложение 2). Нетрудно убедиться, что какие-либо данные, которые могли бы пролить свет на этническую принадлежность чужеземцев, в используемом Иоанном Златоустом отрывке из Книги Бытия отсутствуют (за исключением косвенного указания на то, что предводитель вражеского войска, Кедорлаомер, быль царем Элама, т.е., вероятно, эламитом). Противники Авраама перечислены в нем под своими личными именами (Кедорлаомер, Фидал, Амрафел, Ариох) с указанием страны, которой правил каждый из них (соответственно, Элам, Гоим, Сеннаар, Елласар). При этом вызывает несомненный интерес тот факт, что во всех четырех случаях Иоанн Златоуст без тени сомнения называет врагов Авраама персами2. 1. Хотя библейский текст не сдержит каких либо подробностей при описании этих событий, речь в данном случае скорее всего идет о нападении евреев не на все чужеземное войско, а лишь на какую-то относительно небольшую его часть (обоз?), поскольку, как следует из источника, Авраам атаковал противника во главе весьма немногочисленного (318 вооруженных слуг) отряда (Быт. 14:14). Не может не броситься в глаза примерное сходство численности отряда Авраама с отрядами царя Леонида в битве при Фермопилах (300 спартанцев) и римских Фабиев в битве при Кремере (306 воинов). Вопрос о том, имеет ли здесь место случайное совпадение или же за этим стоят какие-то неизвестные нам причинно-следственные связи, остается открытым.

2. Интересно, что Иосиф Флавий при описании этих же событий называет противников Авраама «ассирийцами» (Ios. Ant. Iud. I.10.1–2). Мнение Иосифа тоже является ошибочным, но оно гораздо лучше согласуется с ветхозаветными реалиями, нежели то, которого придерживается Иоанн Златоуст, ибо ассирийцы в тексте Ветхого Завета упоминаются намного чаще, нежели персы, причем врагами евреев в тексте Священного Писания выступают не персы (позволившие евреям вернуться из Вавилонского плена на родину и построить в Иерусалиме Второй храм), а именно ассирийцы.
2
image1

Рис. 1. Антонио Темпеста. Авраам освобождает своего племянника Лота (гравюра, ок. 1600 г.)3[[[3. The Metropolitan Museum of Art. [Electronic resource] URL: >>>> (date of access: 23.03.2022).]]]

3 Это тем более неожиданно, поскольку в Ветхом Завете персы представлены в целом в позитивном ключе – ведь именно они освободили евреев из Вавилонского плена, позволив им вернуться на родину и построить в Иерусалиме Второй храм (1Ездр. 1:1–2:70 и др.). В этой связи более логичным выглядит сообщение Иосифа Флавия о том, что противники Авраама были ассирийцами (Ios. Ant. Iud. I.10.1–2). Понятно, что мнение Иосифа тоже является ошибочным, но оно все же лучше согласуется с ветхозаветными реалиями, в которых ассирийцы, в отличие от персов, традиционно являются противниками евреев. Более того: дальнейшее знакомство с сочинениями Иоанна Златоуста показывает, что в представлении святителя с Персией прочно был связан и сам Авраам. Так, в «Слове к Стагирию» Иоанн пишет: «Что было с ним [Авраамом. – В.Д.] в Персии, и случилось ли с ним что-либо горестное до семидесяти лет4 его жизни, этого никто не может точно знать» (Joh. Chrys. Ad Stag. II.8). Та же мысль присутствует в «Беседах на Деяния Апостольские», где утверждается, что Авраам до переселения в Ханаан жил в Персии и «имел предками персов» (Joh. Chrys. Hom. Apost. XV.2), а также в одной из «Одиннадцати бесед», где Иоанн Златоуст называет Авраама «иноземцем», родившимся и получившим воспитание в «стране Персов» (Joh. Chrys. Hom. XI. VIII.2). Наконец, в «Беседах на Псалмы» святитель прямо именует Авраама «персом» (Joh. Chrys. Exp. Psalm. CXIII.6)5. Между тем хорошо известно, что первоначально Авраам и его соплеменники проживали в Уре Халдейском (Быт. 11:28,31), а затем – в Харране (Быт. 11:31;12:4), и оба эти города находились на территории Месопотамии: Ур – в южной, а Харран – в северной ее части (рис. 2). Этот факт был хорошо известен не только церковным писателям современной Иоанну Златоусту эпохи (см. напр.: August. De civ. Dei. XVI.13), но и, что особенно интересно, самому святителю, как следует из его «Бесед на Книгу Бытия» (Joh. Chrys. Hom. Gen. XXXI.3)6. Таким образом, складывается парадоксальная ситуация: в одном сочинении («Беседы на Книгу Бытия») страну первоначального проживания Авраама Иоанн Златоуст правильно и в соответствии со сложившейся к тому времени экзегетической традицией определяет как Месопотамию, а во всех остальных, где фигурирует данный сюжет, – заведомо ошибочно и наперекор традиции как Персию. 4. Т.е. до переселения Авраама из Харрана в Ханаан. Здесь Иоанн Златоуст допускает неточность, поскольку в Книге Бытия прямо говорится о том, что в это время Аврааму было 75 (а не 70) лет (Быт. 12:4).

5. Ср.: Ambros. Ep. L.5, где Авраам назван халдеем.

6. Иоанн Златоуст пишет: «Этот блаженный пророк, т.е. Моисей, сказал, что “поят Фарра Аврама и Нахора, изведе из земли Халдейския ити на землю Ханаанску, и прииде до Харрана и вселися тамо”. А блаженный Стефан, в своей речи к иудеям, говорит: “Бог славы явися отцу нашему Аврааму сущу в Месопотамии, прежде даже не вселитися ему в Харран:... и оттуду, по умертвии отца его, пресели его”. Что же? Божественное Писание противоречит само себе? Да не будет; но должно из этого заключить, что так как сын (Авраам) был боголюбив, то Бог, явившись ему, повелел переселиться из Месопотамии».

всего просмотров: 312

Оценка читателей: голосов 0

1. Авраам Праведный // Древо. Открытая православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://drevo-info.ru/articles/13826.html (дата обращения: 14.03.2022).

2. Дмитриев В. А. «Персидский» экскурс Аммиана Марцеллина: Опыт источниковедческого анализа. Псков: ПГПУ, 2010. 124 с.

3. Дмитриев В. А. Страны и народы Востока в представлении римлян эпохи Поздней Античности (по данным Аммиана Марцеллина) // В мире научных открытий. Серия «Гуманитарные и общественные науки». 2011. № 11.5 (23). С. 1343–1357.

4. Дмитриев В. А. Воины Ахурамазды: военное дело сасанидского Ирана и история римско-персидских войн. СПб.: Евразия, 2018. 400 с.

5. Дмитриев В. А. Политическая история Ирана в эпоху ранних Сасанидов. СПб., 2019.

6. Дьяконов И. И. Очерк истории Древнего Ирана. М., 1961.

7. Калинин М. Г. Кедорлаомер // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravenc.ru/text/1684089.html (дата обращения: 14.03.2022).

8. Немировский А. А. Амрафел // Православная энциклопедия. [Электронный ресурс] URL: https://www.pravenc.ru/text/114592.html (дата обращения: 14.03.2022).

9. Bruce F. F. The Hittites and the Old Testament. [Электронный ресурс] URL: http://www.attalus.org/armenian/bruce.htm (дата обращения: 14.03.2022).

10. Maksymiuk K. Geography of Roman-Iranian Wars. Military Operations of Rome and Sasanian Iran. Siedlce, 2015.

11. Toorn K., van der, Horst P. W., van der. Nimrod Before and After the Bible // HTR. 1990. Vol. 83 (1). Pp. 1–29.

12. Ward W. H. Arioch, King of Ellasar // HR. 1894. Vol. 28. P. 125–127.

Рис. 1. Антонио Темпеста. Авраам освобождает своего племянника Лота (гравюра, ок. 1600 г.) (Авраам_1.png, 601 Kb) [Скачать]

Рис. 2. Маршрут переселения Авраама из Ура Халдейского в Ханаан (Авраам_2.png, 482 Kb) [Скачать]

Рис. 3. Сасанидский Иран и сопредельные области Римской империи (Авраам_3.png, 426 Kb) [Скачать]

Система Orphus

Загрузка...
Вверх